Извозчики денег: и «гоп», и «стоп!»
Российский рынок инкассации стал динамично развиваться с тех пор, как перевозка денег перестала быть государственной монополией. Однако пока он живет «вне закона». Отсюда и последствия… Резкий рост розничного сегмента российского банкинга на порядок увеличил объемы инкассации. И если прежде это была, по сути, “техническая” банковская операция, то ныне инкассация стала коммерческим продуктом. Но развитие рынка сдерживает то, что она, в соответствии с Законом “О банках и банковской деятельности”, отнесена к числу банковских операций и осуществлять ее могут лишь подразделения кредитных организаций, обладающих генеральной лицензией Центробанка.
…Служба и опасна и трудна
Ситуация, сложившаяся на рынке инкассации, во многом предопределена историей. До 1917 года служб перевозки ценностей в России не существовало, инкассация была “личным делом” банков и негоциантов. Большевики изменили ситуацию, памятуя о собственном опыте: революционная касса часто пополнялась за счет “актов экспроприации” – нападений на перевозчиков денег. За инкассацию взялась сначала ЧК, затем – служба фельдъегерской связи СССР, из которой в 1939 году выделилась служба инкассации Госбанка СССР. В 1988 году ее преемником стало Российское управление инкассации (Росинкасс), которое ныне является подразделением Центробанка. Росинкасс остается основным игроком на рынке инкассаторских услуг и сохраняет монополию в области перевозки казенных средств. Это единственная организация, которая занимается транспортировкой денежной наличности ЦБ и Резервного фонда. По словам Евгения Бушуева, первого заместителя гендиректора Росинкасса, в стране действует около 600 подразделений этой организации.
Другой крупный игрок – инкассаторская служба Сбербанка, в силу естественных причин наиболее масштабная в стране, как в географическом (у Сбербанка более 20 тыс. офисов по РФ), так и в техническом плане (самый большой парк бронеавтомобилей).
Частные банки развивают собственные службы. Многие из них перестали рассматривать инкассацию как внутренний сервис и начали “продавать” ее клиентам. Коммерческой инкассацией занимаются многие московские и некоторые провинциальные банки.
Иногда небольшие банки предлагают даже ноу-хау в сфере инкассационных услуг. Например, уральский Банк24.ру ввел в обиход “автоматический сейф по инкассации”. Клиенты приезжают в круглосуточный офис банка, упаковав деньги в специальную сумку со штрих-кодом, опускают ее в заборное отделение автосейфа, проходят идентификацию по штрих-коду – и наутро деньги могут быть занесены на счет.
Тем не менее, по оценке специалистов, 70-80% от общего объема инкассаторских услуг по-прежнему находится в руках Росинкасса и Сбербанка. “На нынешнем этапе становления рынка инкассаторских услуг выжить в конкурентной борьбе может только организация, крепко стоящая на ногах”, – говорит Александр Кругов, шеф управления инкассации и перевозки ценностей банка “УралСиб”. Кстати, даже “УралСиб”, располагающий инкассаторской службой, использует ее только в Москве, Подмосковье и некоторых крупных филиалах, а во многих регионах предпочитает отдавать инкассацию на аутсорсинг. Создание собственной службы требует немалых затрат на специализированный автопарк (стоимость инкассаторского “броневика” – $50 тыс.), содержание штата (средняя зарплата сотрудника службы инкассации от $900 и выше), приобретение и хранение оружия. По оценке специалистов, в среднем банковская инкассационная бригада перевозит в течение рабочего дня около 3 млн. рублей – соответственно, небольшим банкам при меньших объемах транспортировки денег содержать собственную инкассационную службу невыгодно, проще нанимать инкассаторов того же Сбербанка.
В народ
До недавнего времени банки предоставляли услуги инкассации только своим клиентам, имеющим расчетный счет в этой кредитной организации. Сейчас банкиры предлагают и инкассацию “на сторону”. С тех пор как с 2000 года такую политику избрал Сбербанк, розничная продажа инкассаторских услуг стала нормой.
Вторая немаловажная тенденция – все чаще потребителями инкассаторских услуг становятся физлица. “В России наблюдается рост покупательской активности, что отражается на увеличении объемов инкассируемой наличности, – говорит Денис Хренов, директор департамента неторговых операций банка “Глобэкс”. – С другой стороны, в торговых организациях все больше расчетов проходит по картам, а в организациях распространяется зачисление зарплат на пластик”. В этой ситуации увеличение спроса на услуги инкассации со стороны физлиц вызывает все больший интерес участников рынка. И хотя, по оценке Вадима Грицаюка, руководителя департамента клиентского обслуживания Росавтобанка, частные лица в 95% случаев заказывают транспортировку ценностей из одного банка в другой, появляются и перевозки другого типа, например “офис–банк”, “офис–офис”, “дом–офис” и т.п. Можно констатировать: народ к инкассации потянулся. Как вспоминает один из петербургских инкассаторов, однажды к ним обратилась старушка с просьбой перевезти… диван.
В целом объемы продаж инкассационных услуг растут. Например, в Росавтобанке в прошлом году они увеличились на 60%, а на 2007 год можно прогнозировать 100-процентный рост. В Московском кредитном банке объемы инкассации за прошлый год выросли более чем на 70%. Развитие конкуренции привело к тому, что банки устанавливают довольно гибкие тарифы и условия инкассации, предпочитая договариваться в “частном порядке”. “В последние годы игроки рынка инкассации ориентируются на таких мега-ритейлеров, как Aushan, METRO, “МосМарт”, снижая комиссию, подстраивая под их требования свою систему работы, – говорит Денис Хренов. – А вот для небольших торговых точек цена вопроса повышается”. Общий рост цен на ГСМ и оплату труда отражается на стоимости услуг инкассации, которые ежегодно дорожают.
Белые и серые
Малый бизнес нашел альтернативу, прибегая к услугам серой инкассации – перевозке денег и ценностей с помощью не банковских служб, а частных охранных предприятий.
По закону частные охранные предприятия в России не имеют права на инкассаторскую деятельность. Но они вправе предоставлять услуги “по сопровождению перевозки материальных ценностей”. Именно под таким соусом осуществляется серая инкассация. Формально разница заключается в том, что охранники теоретически не знают, что именно перевозит клиент, и не берут инкассируемую сумму “под расписку”. “Хотя у нас нет права на инкассацию, зато закон “О частной детективной и охранной деятельности в РФ” позволяет нам оказывать услуги по охране имущества собственников, – объясняет Юрий Чуганский, гендиректор московского частного охранного предприятия “Ирбис”. – С клиентами заключается договор на охрану и сопровождение ценного груза”. Среди клиентов “Ирбиса” – магазины, ювелиры и даже Третьяковская галерея.
Минусы серой инкассации – более низкий уровень технического оснащения и подготовки сотрудников, чем, скажем, у Росинкасса. Однако уровень ЧОПов постепенно повышается. “Ирбис”, “Байярд”, “Фабер” и некоторые другие создали свои парки бронеавтомобилей и, кроме вооружения, ничем не уступают банковским инкассаторам.
По оценкам экспертов, сегодня около 20% инкассаторских услуг приходятся на серых инкассаторов, и объемы небанковской инкассации продолжают увеличиваться.
Даешь закон?
Развитие инкассационного бизнеса ограничено спецификой российских законов. Между тем за рубежом инкассация разрешена не только банкирам, и ей в большинстве случаев занимаются не финансовые организации, а структуры, специализирующиеся на вопросах безопасности. Например, в Европе лидером на рынке перевозок денег является профильная компания “Груп 4 Фальк”, работающая в 85 странах мира. Финансовые гарантии на случай какого-либо форс-мажора обеспечивает в таких случаях не банк, а страховая компания.
Попытки ввести схожие правила в России пока не принесли результата. Несколько лет назад через Госдуму пытались провести специальный Закон об инкассации, который бы открывал дорогу небанковской инкассации, однако проект не дошел даже до первого чтения. По оценке депутата Госдумы Геннадия Гудкова, Росинкасс не захотело дать равные условия потенциальным конкурентам. Однако сторонники свободного рынка не оставляют надежды. В конце прошлого года в Госдуме прошли парламентские слушания, посвященные правовому регулированию охранной и сыскной деятельности. Их участники вновь порекомендовали вывести инкассацию из рамок банкинга. В настоящее время такой проект формируется в думском Комитете по безопасности, однако, как полагают некоторые источники в парламенте, как минимум до выборов о принятии закона можно забыть.
Копейка рубль бережет
Стоимость инкассационных услуг на российском рынке
Классическая банковская инкассация 0,03% до 0,5% от инкассируемой суммы
Доставка разменной монеты или разменных банкнот 360-800 руб.
Сопровождение ценного груза вооруженным экипажем (водитель, 2 охранника) от частного охранного предприятий 1500-3000 руб. в час
Аренда автомобиля с экипажем в частном охранном предприятии
В день около 10000 руб.
В месяц около 160000 руб.
Ян Арт, Ольга Сенаторова, Москва, “BusinessWeek Россия”