КТО ГОТОВ РАЗРУШИТЬ АВИАПРОМ УКРАИНЫ?

Авиастроение в Украине ожидает очередной глобальный передел. Еще одна попытка «спасения отрасли» чревата ее похоронами в самом ближайшем будущем. И дело не в самой идее объединения ведущих предприятий авиапрома Украины под «крышей» одного концерна. А в личностях, стоящих за этим процессом. Цели, которые преследуют лоббисты «проекта воссоединения», похоже, далеки от интересов государства. Зато на руку конкурентам – международным авиастроительным корпорациям. Желающим устранить нежелательного конкурента в лице Украины – навсегда.«Крылья раздора»

Управление украинской авиационной промышленностью — неэффективно, интересы производителей – противоречивы, продукция не может пробиться на мировые рынки. Об этом говорил госсекретарь Александр Зинченко во время недавнего визита в Харьковскую область. Где он — по поручению Президента Украины — инспектировал состояние авиакосмической отрасли страны. По мнению Зинченко, единственное средство, которое может спасти отечественную авиапромышленность — создание могучего концерна. Который объединит украинские авиационные предприятия — АНТК им. Антонова, Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) и киевский завод «Авиант». «Откладывать серьезные изменения «на потом» — просто делать нашу отрасль неконкурентоспособной», — убеждал госсекретарь окружение.

Вояж чиновника высокого ранга на производственную «передовую» остался практически незамеченным СМИ. Между тем эта «адресная» поездка свидетельствует: радикальные перемены в авиастроении будут, и начнутся в самом ближайшем времени.

В 1999-2004 годы авиационная промышленность Украины поставила заказчикам немногим более двадцати самолетов. И еще три «самолетокомплекта» для окончательной сборки «IгАн-140» в Иране. Если учесть, что на трех ведущих предприятиях отрасли работают свыше 19 000 человек, результаты не могут не удручать. К тому же в Украине сложилась конфликтная ситуация между самими производителями.

До сих пор разработчики и производители авиационной техники, которая вполне могла бы занять достойную нишу в производстве и продаже самолетов самых различных классов, действуют обособленно. Более того, их интересы зачастую противоречат друг другу. Так, например, АНТК им. Антонова занимается продлением срока эксплуатации уже действующих самолетов. Что, естественно, тормозит продажи новых самолетов производства Харьковского предприятия. ХГАПП, в свою очередь, тоже не стремится сотрудничать с «антоновцами» в деле разработки новых, перспективных, моделей. Более того, два авиастроителя пребывают в контрах, заваливая суды финансовыми претензиями друг к другу. При этом не забывая «пропиарить» собственную замечательную продукцию. За которой, почему-то, очередь заказчиков так и не выстроилась.

Идея создания концерна, который бы объединил все предприятия отрасли, положив конец междоусобице, давно витала в коридорах власти. О ее достоинствах и недостатках с новой силой заговорили с приходом на Банковую новой команды. Не в последнюю очередь потому, что за разговорами о государственнических позициях в авиапроме кроется вполне конкретный – личный – интерес ряда высокопоставленных украинских чиновников «новой формации».

Чтобы понять, что ожидает отечественное авиастроение, стоит внимательнее взглянуть на личности лоббистов «объединительных» тенденций.

Сторонником идеи объединения наверняка не был Петр Балабуев, генеральный конструктор АНТК им.Антонова. На днях заслуженный и уважаемый авиастроитель объявил об уходе со своего поста. СМИ сообщили: в знак протеста против создания авиаконцерна.

Павел Науменко, гендиректор ХГАПП — никогда не скрывал желания возглавить концерн — еще со времен премьерства В.Януковича. При новой власти Науменко обзавелся новым покровителем. По информации некоторых СМИ им стал госсекретарь А.Зинченко.

Справка «УК»: Науменко Павел Олегович, генеральный директор Харьковского государственного авиационного производственного предприятия орденов Октябрьской революции и Трудового красного знамени с 2002 года. До этого — президент корпорации «ИнтерАМИ» и «Торгового дома ХГАПП». Президент Федерации акробатического рок-н-ролла Украины, президент Всеукраинской общественной организации «Федерация акробатического рок-н-ролла Украины», руководитель общественной организации «Агентство международного сотрудничества».

Долги отдают только трусы?

Одна из линий противостояния в деле трансформации украинского авиапрома ясна и лежит на поверхности. Суть конфликта – в нежелании гендиректора ХГАПП П.Науменко платить по счетам. Что не красит его ни как коммерсанта, ни как человека.

Еще 30 ноября прошлого года Хозяйственный суд Киева обязал ХГАПП выплатить АНТК им. Антонова 25 миллионов гривен долга по авторскому сопровождению за период до 2000 года. 22 февраля это решение подтвердил Киевский апелляционный хозяйственный суд. Речь в исках шла о том, что харьковские авиастроители упорно отказываются оплатить киевским конструкторам их научно-конструкторские разработки и техническую документацию к новым самолетам. Являющиеся не только гордостью отечественной инженерной мысли, но и объектом авторского права. К тому же АНТК им. Антонова, как разработчик самолетов серии Ан, оказывал услуги по авторскому сопровождению (консультации разработчиков для решения возникающих у производителя проблем) этих самолетов. Всего с начала октября 2004 года АНТК им. Антонова подал 7 исков к ХГАПП на общую сумму более 164 миллионов гривен.

Но деньги должником выплачены не были. При том, что ХГАПП отнюдь не бедствует. Например, 7 мая нынешнего года в Каире состоялась рабочая встреча П.Науменко с генеральным заказчиком самолетов Ан-74Т-200А. В ходе переговоров были согласованы сроки и порядок передачи первых двух самолетов после завершения сертификационных испытаний Ан-74Т-200А. Всего контрактом предусмотрена поставка в нынешнем году трех машин этого типа. А 12 мая делегация Республики Судан, возглавляемая министром авиации Али Тамимом Фертаком, согласовала с ХГАПП детали контракта на поставку четырех самолетов Ан-74ТК-200 и двух самолетов Ан-74ТК-300 на общую сумму 102 млн. долларов!

Сумма контрактов с точки зрения мирового авиастроения может впечатлить лишь дилетантов. Но и эта прогнозируемая выручка вряд ли пойдет на погашение долгов ХГАПП – за П.Науменко в отрасли укрепилась «слава» человека, у которого принцип «платить по счетам» не является основным приоритетом.

Искусство «замылить» долги

Зато должник П.Науменко выступил ярым сторонником объединения возглавляемого им ХГАПП и ненавистного ему кредитора — АНТК им. Антонова. Нормотворческие предпосылки для этого уже были.

В 2004 году «бывшие» Минпромполитики и Кабинет Министров разрабатывали проект создания единого государственного концерна «Антонов» на базе ХГАПП, Авиационного научно-технического комплекса им. Антонова (Киев) и киевского завода «Авиант». Толчок этой «инициативе» дало поручение президента Л.Кучмы №7/3-01-254 от 2 августа 2004 года.

Странными выглядели сроки создания концерна — согласно последовавшему распоряжению Кабмина предприятия должны были представить свои предложения в десятидневный срок! Тогда как само обсуждение длилось уже несколько лет — ведь речь шла о стратегической отрасли производства и судьбе трех крупнейших предприятий! Горячим сторонником объединения тут же выступил ХГАПП. Руководство которого – при каждом удобном случае — заявляло, что считает бесперспективным украинское самолетостроение без объединения ХГАПП, АНТК им. Антонова и «Авианта» в единый концерн.

В принципе позитивная идея — для стран с развитой экономикой — в Украине приведет к значительному снижению приоритета НИОКР, признанному в государствах ЕС. В результате брэнд «Антонов» фактически перейдет от АНТК к ХГАПП, харьковчане уйдут от необходимости уплаты 7% отчислений АНТК. А многомиллионный долг «киевлянам» будет «списан».

Но 31 марта нынешнего года Хозяйственный суд Киева своим определением запретил создавать интеграционную структуру с участием ХГАПП и АНТК им. Антонова. По словам представителя интересов АНТК Романа Марченко, старшего партнера юридической фирмы «Ильяшев и партнеры», своим решением суд признал обоснованным: лоббирование Харьковским авиазаводом объединения предприятий авиационно-промышленного комплекса направлено на списание долга перед АНТК. И, соответственно, является попыткой уклонения харьковчанами от выполнения взятых на себя обязательств.

Сам П.Науменко, похоже, уверен, что конфликт со столичным конструкторским бюро им. Антонова «методом объединения» — будет решен в ближайшее время. Такую уверенность харьковскому бизнесмену, возможно, внушили его высокие патроны из нынешней властной команды. Подозрения, что Науменко наверняка использует свое назначение на должность гендиректора будущего авиаконцерна, чтобы списать долги возглавляемого им сейчас предприятия перед АНТК, сегодня более чем очевидны для топ-менеджмента отрасли.

«…Выиграет ли от такого назначения украинское авиастроение?.. Конфликт между нынешним руководством ХГАПП и «антоновцами» погасить вряд ли удастся. И в таких условиях уже в рамках созданного концерна, Украина рискует получить не партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве, а антагонистов. Таким образом, создание концерна станет не спасательным кругом отечественного авиапрома, а еще одним мощным толчком к его деградации» («Зеркало недели», № 19 (547) от 21 — 27 мая 2005г.).

Лукавство цифр

Отчаянно проталкивая идею «объединения отрасли» под своим «чутким руководством», Науменко предлагает сосредоточить усилия на реализации двух основных проектов — АН-140 и АН-74. Машины эти перспективные, однако, сужение усилий отрасли до двух проектов, по мнению ряда экспертов, заставит Украину отказаться от ряда уже существующих рынков сбыта.

Руководство ХГАПП устами П.Науменко заявляет о намерении выпускать 20-30 машин в год, что свидетельствует о явной переоценке возможностей рынка. Но по прогнозам западных экспертов, с которыми можно ознакомиться на любом профильном сайте, в ближайшие 10-12 лет рынку потребуется не более 300 новых винтовых самолетов в классе Ан-140. Иными словами — 24 самолета в год. Мировые конкуренты в этом классе — итальянско-французский ATR и канадский Bombardier, балансируя на грани рентабельности, производят от 12 до 15 единиц в год. Маловероятно, что 50-70% мирового рынка при этом получат украинские предприятия: «не по Сеньке шапка». Таким образом, спекулятивно тиражируемые расчеты П.Науменко превышают не только потенциальный сегмент рынка, но и реальные прогнозы спроса. Чем вводят в заблуждение власть и общество.

Впрочем, успехи и самого ХГАПП, мягко говоря, не впечатляют. Так, первый вице-премьер министр Анатолий Кинах во время своего визита в Харьков в середине марта заявил, что авиазавод задолжал за прошлый год партнерам и банкам в четыре раза больше, чем смог выпустить продукции.

В то же время способность к самостоятельной работе киевского завода «Авиант» и АНТК им. Антонова была доказана в ходе того же тендера в Иране, где АНТК одержал победу над такими производителями как АТR, Saab, Dornier, Fokker, Саsа. При этом АНТК удалось обеспечить всю цепочку обслуживания: начиная разработкой и производством продукции, заканчивая сбытом и послепродажным обслуживанием.

Тени – полутени…

За созданием концерна кроются и пикантные подробности его лоббирования. Компанию П.Науменко в лоббировании идеи концерна составил Вадим Бодаев, глава киевского ООО «Sigma Bleyzer», киевского представительства одноименной американской компании.

Связь Бодаев – Науменко заставляет по-иному взглянуть на скрытые причины масштабной битвы за украинский авиапром. Компания «Sigma Bleyzer» создана харьковским эмигрантом Львом (по иным данным – Майклом) Блайзером. Афилированные с «Sigma Bleyzer» структуры с середины 90-х стали собственниками целого ряда стратегически важных предприятий в Украине. До недавнего времени компания владела и значительным информационным ресурсом в виде провайдера кабельной телесети Киева «Воля кабель», ТК КТМ и IVK. По некоторым сведениям, «Sigma Bleyzer» пользуется поддержкой чиновников ряда американских правительственных структур и транснациональных финансово-промышленных групп.

В свете этой информации представляется интересным, что ХГАПП не было причастно ни к одному удачному тендеру программ Ан-70, Ан-124 и Ан-38 на международной арене, ни к участию украинских предприятий в работе на территории Китая. Тем не менее, именно ХГАПП под руководством П.Науменко инициировало формирование концерна как раз накануне тендера транспортного самолета для стран НАТО.

Тендера, где американская корпорация «Воеing» являлась основным конкурентом украинского Ан-124. Результат — исключительно выгодный контракт Украина проиграла…

Появление на украинской арене американской «Sigma Bleyzer» и участие ее представителя в подковерной схватке за будущее отечественного авиапрома вряд ли сулит процветание украинскому самолетостроению. В альтруизме американские транснациональные корпорации замечены никем и никогда не были.

Можно предположить, что, поддерживая идею «укрепления» украинской авиастроительной отрасли, заокеанские «кукловоды» намерены идти по стандартной в таких процессах схеме: не препятствовать объединению отрасли, но постараться возглавить ее, посадив в руководящее кресло «своего человека». После этого отрасль можно будет, как минимум, контролировать. И развалить, убрав с мировой арены еще одно государство с мощным потенциалом авиастроения.

В пользу этой версии свидетельствует необычайное оживление в кабинетах новых руководителей Министерства транспорта. Там в спешном порядке, но без огласки, изучаются поступившие предложения о сотрудничестве корпорации «Боинг». В том числе и по обновлению самолетами этой корпорации будущей (!) украинской национальной авиакомпании.

Такое «совпадение» автору не видится случайным. А как умеют лоббировать свои интересы США, известно всему миру.

(Продолжение следует: «Sigma Bleyzer» в Украине – лица и интересы. Павел Науменко: интересы одного лица)

Ярослав Грушевский, специально для «УК»

Читайте также: