Кто заработает на Евро-­2012

УЕФА ожидает доход от проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года в Украине и Польше в размере EUR1,3 млрд. Это несколько больше, чем от проведения Евро-2008 в Австрии и Швейцарии. Контракты приводят свои оценочные данные десятки бизнесов, которые смогут заработать на европейском футбольном форуме.

 Кто заработает: УЕФА

На чем заработает: продажа телетрансляции чемпионата, продажа билетов, спонсорские контракты, продажа сувенирной продукции. Доход — EUR1,3 млрд.

Большая часть прибыли от чемпионата уйдет в карман Европейской футбольной ассоциации. Эта организация проводит соревнования сборных и клубов на территории Европы и обладает исключительными правами на телетрансляцию первенств, рекламу на чемпионатах и продажу билетов. Напомним, основным требованием ассоциации во главе с Мишелем Платини к Украине стало освобождение УЕФА от налогообложения в обмен на право проведения финала в нашей стране.

 

Евро­-2012 принесет Европейской федерации футбола около EUR1,3 млрд прибыли. Это немного большая сумма, чем от проведения Евро­2008 в Австрии и Швейцарии. Продажа прав на трансляцию чемпионата обогатит УЕФА на EUR840 млн, что составит 62% запланированного дохода организатора, данные Информационного центра «Украина-2012».

 

В частности, в Украине монополия на показ матчей чемпионата закреплена за Первым национальным, который приобрел разрешение на трансляцию у УЕФА. К примеру, показ Евро­-2008 обошелся Национальной телекомпании в EUR4 млн. Евро­-2012, скорее всего, стоит дороже. Руководство канала утверждает, что зарабатывать на перепродаже прав на показ чемпионата по футболу ресторанам и барам не будет. Наиболее вероятный заработок Первого национального — реклама во время матчей. «Цены и спрос на рекламу будут высокими, что традиционно для подобных мероприятий», — предполагает Денис Лазуренко, основатель медиаагентства Sigma Media.

Кроме телетрансляции, выручка Европейской ассоциации футбола от спонсорства, лицензирования и мерчандайзинга составит EUR290 млн, или 22% в общем объеме доходов.

Также около EUR100 млн составит выручка от продажи билетов в Польше и Украине. В нашей стране стать непосредственным свидетелем игры можно за 300–6000 грн в зависимости от категории и количества матчей. Билеты продавались с 1 по 31 марта 2011-го на сайте, специально созданном УЕФА.

Кто: туроператоры

На чем: организация авиаперелетов, проживание, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание. Доход — EUR200 млн.

Количество иностранных гостей, по разным оценкам, составит 0,3–1,2 млн. Столько туристов обычно приезжают в страну в течение года, рассказал Контрактам Йосиф Андрик, и. о. президента Ассоциации лидеров турбизнеса Украины.

Традиционно туроператоры зарабатывают на продаже турпакетов, которые включают в себя: авиаперелет, проживание, питание, трансфер и экскурсионное обслуживание. Перечень услуг во время Евро­-2012 существенно не изменится. Если каждый турист, пребывая в Украине, потратит около EUR600, то вся отрасль заработает не менее EUR200 млн.

Йосиф Андрик считает, что основное впечатление у иностранных гостей оставят не модернизированные стадионы и аэропорты, а состояние туристической инфраструктуры и сервиса. По подсчетам австрийцев, принимавших Евро­2008, средняя продолжительность пребывания болельщика в городе — 2,9 суток. Из этих дней всего 5–10% времени болельщики (они же туристы) проведут на стадионах и в аэропортах. Оставшиеся 90–95% они будут пользоваться туристической инфраструктурой. «В Украине не решены вопросы инфраструктурного и информационного обустройства объектов посещения туристов. У нас очень много объектов исторического наследия, шикарный природно-заповедный фонд и в целом — огромный туристический потенциал. Однако большинство объектов не готовы к посещению туристов», — сетует Йосиф Андрик.

Кто: рекламисты

На чем: продажа рекламы, спонсорские услуги. Доход — EUR110 млн.

Только за счет проведения Евро­2012 отечественный рынок медиа-рекламы может вырасти на 10%, полагают в украинском офисе AITI/Сarat. По прогнозам Всеукраинской рекламной коалиции, в 2011-м объем рынка составит 12,9 млрд грн, а это значит, что Евро­-2012 увеличит расходы рекламодателей дополнительно на 1,29 млрд грн, или EUR110 млн. В этот период доход рекламистов может удвоиться по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, считает Денис Лазуренко.

Прирост рынку обеспечат крупные рекламодатели, а также ресторанные сети и принимающие города. «У нас подобное мероприятие проводится впервые. Рост произойдет в основном за счет спецпроектов спонсоров. А в Украине основу рекламного рынка составляют компании FMCG-сектора, которые очень чувствительны к покупательной способности населения. Но я не думаю, что она как—то радикально изменится во время чемпионата», — говорит Денис Лазуренко.

Кто: таксисты

На чем: перевозки. Доход- EUR30 млн.

В дни чемпионата количество перевозок по городу увеличится минимум вдвое. По разным оценкам, в Киеве работают около 30 тыс. таксистов, в Украине — не менее 200 тыс. В Киеве, Харькове, Львове и Донецке количество машин для перевозки пассажиров составляет около 60 тыс. (включая нелегальных перевозчиков). Во время Евро­-2012 объем заказов на одного таксиста подскочит с нынешних 10–15 до 20–30 в день, причем стоимость одной поездки достигнет в среднем около 70–80 грн (сейчас — 50–60 грн). По приблизительным оценкам, за 12 дней (столько времени проведут иностранные туристы в Украине во время Евро­-2012) таксисты заработают EUR30 млн.

 

Городские власти намерены упорядочить работу таксистов, урегулировав цены и обязав операторов этого рынка оснастить автомобили счетчиками и кондиционерами. Также ведутся разговоры о создании муниципального такси.

 

Кто: букмекеры

На чем: прием ставок. Доход — от EUR27 млн.

В Украине букмекерский бизнес (в том числе виртуальные конторы) запрещен, однако во время Евро­-2012 ставки, скорее всего, будут приниматься, пусть нелегально (как минимум через интернет, через российские интернет-компании и т. д.). Кроме того, государственная компания «Молодьспортлото» (МСЛ) фактически занимается букмекерской деятельностью — принимает ставки только на футбол под видом «лотерейного тиража».

Отечественные букмекеры, ссылаясь на запрет, отказываются называть объем ставок во время проведения чемпионата. В МСЛ также затруднились оценить рынок. Мы можем опираться разве что на данные аналогичных событий, проходивших ранее. К примеру, в 2006-м во время чемпионата мира в Германии украинские букмекеры за месяц собрали около $30 млн ставок — в четыре-пять раз больше, чем обычно. С учетом того, что Евро­2012 проводится в Украине и объем рынка за это время вырос, сумма ставок может составить не менее $40 млн, или EUR27 млн.

Кто: мобильные операторы

На чем: роуминг. Доход — EUR14–24 млн.

Отечественные мобильные операторы больше зарабатывают на иностранных туристах, посещающих Украину, чем на согражданах, разговаривающих за рубежом. Евро­-2012 — отличный стимул роста доходов от роуминга. В соответствии с мировым опытом прирост гостевого трафика на время проведения мероприятий уровня чемпионата Европы, мира и Олимпиады колеблется от 50% до 200% в стране проведения, рассказывает Владислав Войтович, ведущий специалист по связям с общественностью компании «МТС-Украина».

Традиционно доходы от роуминга составляют 5–10% выручки оператора. Причем годовой объем украинского рынка, по разным оценкам, составляет $100 млн. Можно приблизительно подсчитать, что за июнь 2012-го украинские сотовые компании станут богаче на $20–30 млн, или EUR14–24 млн.

Кто: владельцы квартир

На чем: аренда жилья. Доход — EUR5,5 млн.

Собственники жилья уже сейчас подсчитывают, сколько смогут заработать на иностранных футбольных фанатах через год. Сдавать квартиры будут посуточно, а цены на аренду увеличатся едва ли не вдвое.

Оценить доходы арендодателей несложно. По данным SV Development, в Киеве количество квартир, сдаваемых в наем (то есть пустующих и ожидающих своего съемщика), составляет 2500 (посуточно) и 29 300 (помесячно). Предположим, что все свободное жилье в момент проведения Евро­-2012 хозяева будут сдавать посуточно.

Таким образом, в Киеве будет сдаваться более 30 тыс. квартир по $50 в сутки. В Харькове (после аналогичного суммирования) — более 11 тыс. квартир по $38 в сутки, в Донецке — около 9 тыс. квартир по $31 в сутки и Львове — более 9 тыс. по $35 в сутки. Если предположить, что все эти квартиры будут сняты зарубежными гостями во время Евро­-2012 (в среднем берем интервал — трое суток пребывания иностранца в одном городе и в целом 12 дней — в Украине), то даже при нынешних ценах и при сегодняшнем предложении собственники жилья получат доход в размере $8 млн (EUR5,5 млн) в течение нескольких дней.

По подсчетам Сергея Костецкого, аналитика девелоперской компании SV Development, во время проведения Евро-2012 предложение квартир способно увеличиться в три-четыре раза, только в Киеве может освободиться до 100 тыс. квартир, а цены также поднимутся на 50–70%, если никто не будет контролировать арендодателей. То есть на практике общий доход от аренды может составить и более $20 млн.

Не факт, что все иностранцы, для которых гостиницы — дорогое удовольствие, будут снимать квартиры. Одна часть поселится в специально оборудованных кампусах, другая — в студенческих общежитиях. «Футбольные болельщики — не слишком состоятельные люди, поэтому альтернативой Киева в плане аренды, например, могут стать города-спутники — Борисполь, Бровары и т. д.» — рассказал Контрактам Сергей Костецкий.

Кто: отельеры

На чем: гостиничные услуги. Доход — EUR3,5 млн.

Согласно требованиям УЕФА, Киев должен обеспечить 7300 номеров в 3-,4-,5-звездочных гостиницах, Львов — 2545, Харьков — 2765, а Донецк — 2945 номеров. Если Харьков и Львов выполнили условия Европейской футбольной федерации по отелям, то Киев и Донецк не успевают построить достаточное количество объектов. В обоих городах проблему дефицита номеров власти намерены решить за счет прилегающих городов и автотранспорта по доставке болельщиков на матчи Евро-2012.

 

Гостиницы до 4 звезд будут заполнены на 80–90%, прогнозирует Сергей Костецкий. Однако загруженность отелей будет зависеть от стоимости проживания. Йосиф Андрик приводит пример прошлого чемпионата Европы в Австрии и Швейцарии в 2008-м. «Средняя стоимость гостиничного номера в Вене выросла на 61,4%, составив EUR270,16 в сутки. Высокие цены в отелях отпугнули многих туристов — загрузка гостиниц в Вене составила до 75%», — вспоминает он. Официальный тур­оператор УЕФА —TUI Travel — еще в 2009-м признавал завышенными цены в украинских гостиницах.

 

Учитывая общее количество номерного фонда принимающих городов, приблизительные прогнозы по заполняемости в 70–80% и средние цены в $100–150 в сутки, примерная выручка гостиничных операторов может составить $4,5 млн, или EUR3,5 млн, если болельщик проведет в одном городе трое суток, а в целом в Украине — 12 дней.

Кто: рестораны, бары, кафе

На чем: питание. Доход — EUR3,1 млн.

Рестораны и кафе в местах, прилегающих к стадионам, где будут проводиться матчи (к примеру, в Киеве — это станции метро «Дворец спорта» и «Республиканский стадион»), рассчитывают на увеличение выручки вдвое во время Евро­-2012. Таких показателей достичь нереально, потому что выиграют в основном те, у кого будут оборудованы летние площадки, а они, к сожалению, есть менее чем у половины заведений, замечает Ольга Насонова, директор компании «Ресторанный консалтинг». Поэтому рестораторы могут уверенно рассчитывать на увеличение выручки на 30%. Цены на этот период могут подняться максимум на 20%, потому что более резкий рост может отпугнуть постоянных клиентов, прогнозирует эксперт.

В этих зонах находятся разные заведения с различным уровнем выручки. Например, усредненный оборот киевских заведений площадью до 200 кв. м составляет 200–250 тыс. грн в месяц, площадью 300–400 кв. м (рестораны уровня средний+) — 300–350 тыс. грн. Только в Киеве на этой территории работают около 100 заведений. В остальных городах — Львове, Донецке и Харькове — ресторанов и кафе приблизительно в два-три раза меньше.

У каждого из этих ста ресторанов столицы в среднем по 70 посадочных мест, в целом — 7 тыс. мест. Там могут питаться около 30 тыс. человек ежедневно. При большом наплыве гостей столичные рестораны и кафе смогут обслужить до 50 тыс. посетителей в день, считает Ольга Насонова.
Исходя из полученных данных и учитывая, что болельщик проведет в Украине около 12 дней, можно подсчитать, что отечественные рестораны и кафе заработают на Евро­-2012 около EUR3,1 млн.

Кто: торговцы и ремесленники

На чем: продажа сувениров. Доход — EUR3 млн.

Все права на символику Евро­2012, включая бренды и логотипы, принадлежат УЕФА. Однако местные умельцы намереваются заработать на желании иностранцев увезти что-то на память из Украины. Нарушать интеллектуальную собственность Европейской федерации футбола отечественные ремесленники будут осторожно — немного изменяя изображения, то есть не копируя их, а интерпретируя. Если каждый из 300 тыс. туристов потратит на памятный подарок EUR10, то продавцы сувениров и прочей футбольной и национальной атрибутики заработают на Евро­-2012 около EUR3 млн.

Автор: Надежда Гончарук, КОНТРАКТЫ


Журналисты  составили список «потемкинских деревень», которые обошлись бюджету в сотни миллионов гривен. И были заведомо бесполезны для страны.

Евро-2012: самые идиотские прожекты

Читайте также: