За чей счет живет украинская армия

Правительство израсходовало на нужды обороны 7,7 млрд грн в первом квартале. Четверть этой суммы обеспечил военный сбор с доходов граждан. В январе-марте объем поступлений от налога составил более 1,8 млрд грн. Вместе с тем проследить целевое использование военного сбора практически невозможно.

Вопреки обещаниям правительства, за восемь месяцев действия налога ни Министерство обороны, ни Министерство финансов не отчитались об использовании средств, взятых из зарплат граждан, в том числе — и на нужды АТО. Эксперты убеждены, что непрозрачность этих расходов вредит инвестиционному климату страны.

В августе прошлого года Верховная Рада по инициативе правительства ввела 1,5-процентный военный сбор с зарплат украинцев. Мотивировали это тем, что деньги нужны для армии, чтобы противостоять агрессору на востоке страны. Планировалось, что дополнительный сбор будет действовать с августа по декабрь 2014 года включительно. "Эти полтора процента будут напрямую идти на финансирование Вооруженных сил Украины", — уверял премьер-министр Арсений Яценюк.

Из запланированных 2,9 млрд грн в 2014 году на потребности Вооруженных сил Украины (ВСУ) собрали порядка 2,5 млрд грн, сообщили в Государственной фискальной службе. Но в конце декабря, принимая госбюджет на 2015 год, в правительстве убедили парламентариев продлить "налог на войну" до завершения реформирования армии. Согласно Концепции реформирования и развития ВСУ, реформу должны завершить в 2017 году. Это значит, что еще три года налог будет действовать, даже если АТО закончится раньше.

С миру по нитке

Военный сбор стали взимать не только с зарплат, но также с компенсационных выплат, вознаграждений и даже выигрыша в лотерею. Нет ничего удивительного, что сбор решили оставить и расширить. Ведь за первые три месяца текущего года расходы на оборону выросли почти на 155% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Как следует из последней отчетности Минфина, за первый квартал на нужды армии было потрачено 7,7 млрд грн, а годом ранее за этот же период израсходовали 3,04 млрд грн. Следует отметить, что первый квартал 2014 года предшествовал началу военных действий на Донбассе.

Война вынуждает тратить больше. Если оборонный бюджет на 2014 год составлял 15,1 млрд грн, в том числе — 11,7 млрд грн на обеспечение деятельности ВСУ, то в 2015 году на армию запланировали 40,3 млрд грн, из которых на обеспечение деятельности ВСУ предназначено 30,9 млрд грн. Кроме того, в 2014 году на развитие вооружения и военную технику в госбюджете было предусмотрено чуть более 0,5 млрд грн, тогда как в текущем году — более 5,2 млрд грн.

В 2014 году с началом АТО дополнительные средства пришлось брать из резервного фонда. Сейчас одним из компенсаторов военных расходов для бюджета является военный сбор. В первом квартале текущего года этот налог принес в бюджет более 1,8 млрд грн, о чем свидетельствуют данные Минфина. При сохранении текущей динамики поступлений за год 1,5-процентный налог даст свыше 7,2 млрд грн. Это немногим более, чем пятая часть расходов на нужды обороны, заложенных в госбюджете.

Потому недооценивать вклад сбора в финансирование армии не стоит. Директор военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский в беседе с изданием "Апостроф" отметил, что когда в стране идет война, то такой налог оправдан, как и другие меры поиска средств для финансирования своей армии. "Это не смешные деньги. Они могут помочь в обеспечении боеспособности наших войск. Если бы к этому добавить прозрачность расходов, чтобы граждане увидели, на что идут их средства, это не только бы повысило финансовый уровень материально-технического обеспечения, но и увеличило бы доверие граждан", — отметил господин Сунгуровский.

При этом, по словам эксперта, не может быть "первых и вторых очередей", на которые стоит тратить деньги. "Есть технологический процесс обеспечения обороноспособности, где каждая составляющая связана друг с другом. Но важно не только расчетливо относиться к этим деньгам, но и представлять себе весь объем финансовых потребностей и четко его распределять именно с технологической точки зрения", — отметил господин Сунгуровский. При этом, по словам собеседника, имеющихся сегодня в госбюджете ресурсов для армии явно недостаточно. В связи с этим правительство вынуждено обращаться за внешней помощью.

Как выяснили аналитики общественной организации "Публичный аудит", некоторые страны ранее прибегали к введению военного налога. Но, как правило, в таких случаях применялась прогрессивная шкала налогообложения, причем налог обязывали платить преимущественно состоятельных граждан. Украинское правительство пошло по пути равных взносов для всех.

"В условиях войны на востоке Украины, падения национальной валюты и инфляции продолжение действия военного сбора на три года должно было приниматься вместе с дифференцированной системой сбора в зависимости от объема дохода граждан, а не на общих условиях", — сказано в отчете "Публичного аудита". Кроме того, нужно учитывать, что многомиллиардная часть фонда оплаты труда находится "в тени". Следовательно, никакие взносы с неофициальных зарплат не взимаются. Потому оперативные шаги правительства по детенизации зарплат, если такие будут реализованы, могли бы увеличить объем поступлений на нужды военных.

Военные курьезы

В любом случае остается открытым вопрос контроля средств. Учитывая мотив, с которым правительство обязало граждан платить военный сбор, прозрачность использования военного сбора очень важна. "Что касается расходования всех средств, то все распорядители средств по результатам года обнародуют каждую копейку (в первую очередь это касается МВД и Минобороны), которая отправлена плательщиками налогов на финансирование армии", — обещал Арсений Яценюк.

Но в реальности вышло не совсем так. Министерство обороны публикует отчетность по государственным закупкам. Но на какие цели государство использует средства, полученные именно от военного сбора, отследить практически невозможно, говорит экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Ангела Бочи.

Дело в том, что военный сбор, как и налог на доходы физлиц в целом, относится к доходам общего фонда госбюджета, при этом доходы общего фонда не имеют целевого назначения. По мнению эксперта МЦПИ, основной вопрос в этом ключе — насколько прозрачно проводятся госзакупки для нужд армии. "Ведь кроме обязательного 1,5-процентного военного сбора есть еще добровольные благотворительные взносы граждан", — отмечает Ангела Бочи.

Кроме того, эксперт соглашается, что непрогнозированная налоговая политика негативно сказывается на инвестиционном имидже страны. "Вредит внеплановое повышение налогов. Несмотря на то, что в стране война, инвесторам нужна стабильная налоговая база, а не часто меняющаяся, как с военным сбором — сначала ввели на полгода, теперь — на неопределенный срок», отметила Ангела Бочи.

You may also like...