Уйти от слежки — почему ваши личные данные уже больше не личные и что с этим делать

Facebook объявил о запуске нового инструмента для таргетирования (англ. target — “цель”) рекламы. Называется “пиксель”. Теперь социальная сеть будет отслеживать ваше поведение на сторонних сайтах, чтобы предложить вам полностью индивидуальную рекламу.

Как это работает?

Пиксель — это кусок программного кода, который рекламодателям нужно установить на собственный сайт. Facebook сможет собрать информацию обо всех ваших действиях на этом сайте. Например, вы зарегистрировались, но не подписались на рассылки, проглядели товары и даже сложили что-то в корзину, но не стали покупать, когда прочитали условия доставки. В зависимости от этого вас определять в ту или иную группу. Эти группы создает и настраивает сам рекламодатель, а точнее, его маркетолог. Их число не ограничено и может учитывать выборку по одному действию или сразу по их комбинации. И для каждой группы будет “своя” реклама — с отдельным слоганом, картинкой или заманчивым предложением, например, скидкой.

А раньше такого не было?

Был другой механизм. Рекламщики много лет пользовались историей посещений сайтов. Её собирают плагины в браузерах, счётчики посещений типа Rambler’s Top100, «Яндекс.Метрика», LiveInternet, лайки и репосты, стоящие на разных сайтах, метки на отдельных страницах, а также провайдеры, которые видят всю историю просмотров. Все эти данные собираются в формате cookies (поэтому в последнее время многие сайты стали спрашивать, не против ли вы, если они будут использовать эти данные). Большинство компаний продают информацию о пользователях специальным сервисам. Так что, даже заходя на сайт впервые, вы можете получить персонализированное предложение. К примеру, если до этого вы изучали цены на новые автомобили, то страничка банка предложит автокредит на выгодных условиях. А если месяц назад покупали принтер, то сегодня увидите рекламу картриджей со скидками.

Что такое cookies? Печеньки?

Нет, это специальные отметки, которые сайты оставляют в вашем браузере с целью запомнить о вас какую-либо информацию и облегчить свою и вашу жизнь в интернете. Например, благодаря им вам не приходится каждый раз вводить пароли от соцсетей и других аккаунтов, настраивать язык, местоположение и многое другое. Теперь понятно, что на основе этих данных можно составить портрет любого пользователя.

Но это же незаконно!

Вот и Роскомнадзор тоже так подумал. И решил проработать регулирование интернет- и особенно контекстной рекламы. В профессиональном сообществе, впрочем, не сильно обеспокоились, предположив, что российское ведомство пойдет по американскому сценарию: там у рекламных площадок требуют прописать условия конфиденциальности и спрашивать согласия посетителя на обработку собранных сведений. В конечном итоге, решать пользователю.

Кто кроме Facebook следит за моими действиями?

Его прямые конкуренты в России, соцсети ВКонтакте и Одноклассники. Однако, в отличие от Facebook, пока собранные ими данные можно использовать только для рекламы на страницах сервисов Mail.ru Group. Разумеется, этим занимаются не только соцсети, например, информацию собирают Mastercard, Expedia и другие крупные компании. За границей, где рынок прозрачнее, они довольно дорого продают свои базы рекламщикам. Сбербанк весной приобрел технологию обработки данных о поведении клиентов Segmento, чтобы формировать портреты пользователей, географию покупок. Пока не известно, будет ли он использовать это только в своем бизнесе или кому-то продаст.

Для чего это нужно?

Любой маркетолог знает, что часто пользователь уходит с сайта, наполнив корзину, но так и не совершив покупку. До недавнего момента считалось, что к решению его должны подтолкнуть вездесущие баннеры с последними просмотренными товарами, которые потенциальный покупатель увидит на других сайтах. Однако на практике конверсия от такого подхода невысока и составляет до 5%. Зато предугадывание желаний пользователя и нацеленность рекламы на узкую аудиторию (например, сервис по бронированию отелей может делить своих клиентов на представителей бизнеса, студентов, любителей самостоятельных путешествий и молодых родителей, предпочитающих семейный отдых; соответственно, каждую группу будут привлекать по-разному) дает конверсию до 80%. Банки могут оценивать кредитоспособность пользователя, следя за его поведением в интернете, что особенно полезно, если у него нет счета и он ранее не обращался за ссудами..

Так делают все компании?

Это популярный прием для онлайн-ретейла (способствует увеличению продаж), финансовых организаций (рост потребительского кредитования), новостных агрегаторов (рост аудитории за счет предложения персонифицированной ленты новостей). Раньше тем же целям служили опросы и анкеты, но сбор информации в интернете надежнее.

А на мобильных устройствах это работает?

Разумеется. Причем сейчас основная деятельность маркетинговых отделов многих сервисов (доставка еды на дом, такси, онлайн-магазины) сфокусирована на развитии именно мобильной рекламы. Известно, что треть пользователей ищет в поисковиках информацию о банковских услугах с мобильных устройств, а интернет-магазины подсчитали, что каждый третий покупатель сначала просматривал ассортимент со смартфона, а покупку делал уже с десктопа.

Могут ли мои данные попасть в руки полиции и спецслужб?

Однозначно могут. Летом 2013 года бывший сотрудник Агентства национальной безопасности США Эдвард Сноуден как раз и раскрыл, выражаясь его собственными словами, глобальный заговор: крупные компании вроде Google и Apple, а также телекоммуникационные сети “сливали” спецслужбам все имеющиеся данные о клиентах. Но мы бы не рекомендовали волноваться: полиция не заинтересуется вашими интернет-покупками, пока они легальны (и даже лишняя съеденная пицца останется только на вашей совести). Ну а шутка про то, что если во время телефонного разговора сказать слова “бомба” и “президент”, то качество связи резко возрастет, веселила еще наших бабушек. Куда опаснее, если база данных с нашими телефонами, адресами доставки и другой информацией попадет в руки мошенников.

Я хочу скрыть свои данные, что делать?

Отключить в браузере cookies (но только учтите, что вам придется залогиниваться при каждом посещении сайтов) или использовать защищенный вход с помощью одного из сервисов для скрытия IP-адреса (устанавливаются как плагины для браузера). Вот самые популярные: Private Internet Access, TorGuard, IPVanish VPN, CyberGhost. Есть еще вариант поставить защищенный шифрованием анонимный браузер Tor, но он, к сожалению, имеет свои недостатки: медленно загружает веб-страницы, ограничивает использование некоторых функций, не разрешает просматривать flash-контент.

Источник: theRunet

Читайте также: