Мошенники пишут «шедевры старых мастеров» целыми артелями

Проблема определения подлинности произведений искусства является на сегодняшний день крайне актуальной и злободневной. Наука, как известно, не стоит на месте, поэтому создание подделок, как и способы их определения, постоянно совершенствуются. Не раз и не два подделку отличали благодаря тому, что обнаруживали, например, на картине какие-то мелочи, по которым можно определить, что картина создана в другое время…

Помните, как в фильме «Как украсть миллион» папаша героини Одри Хепбёрн занимался продажей подделок? Но однажды эксперты Лувра решили проверить подлинность одной из статуэток, якобы созданных великим Бенвенутто Челлини, с помощью самой что ни на есть современной экспертизы. И чтобы помочь отцу избежать позорного разоблачения, героиня Хепбёрн решается украсть экспонат, а помогает ей в этом влюблённый в неё частный детектив в исполнении Питера О’Тула.

Реальная жизнь подчас не так уж далека от кино. Судя по заявлению бывшего директора нью-йоркского Метрополитен-музея Томаса Хоувинга, около половины всех произведений искусства на современном мировом рынке являются поддельными. К тому же художественный уровень этих фальшивок настолько высок, что традиционные методы их распознания по большей части оказываются абсолютно непригодными.

Вообще, существует два способа изучения подлинности произведения искусства – искусствоведческий и технический. «Искусствоведы занимаются изучением истории произведения, как и когда оно могло возникнуть, – рассказывают эксперты аукционного дома «Гелос». – Очень важны биография и творчество создателя произведения. Мы исследуем индивидуальную манеру письма, содержание и стиль произведения. Зачастую малейшие детали картины оказываются очень важны. Не раз и не два подделку отличали благодаря тому, что обнаруживали, например, на картине какие-то мелочи, по которым можно определить, что картина создана в другое время».

Например, известное полотно «Гадалка» из Метрополитен-музея приписывалось Жоржу де Ла Туру. Сомнения были связаны с рисунком персидского ковра, который во времена художника просто не существовал, а также с необычным видом камзола персонажа: он застёгивался на молнию! Изучение картины установило – это подделка.

Порой сказать, принадлежит то или иное полотно кисти художника или нет, можно благодаря фактам биографии автора. Существуют специальные каталоги, благодаря которым можно узнать, что именно и когда написал художник. Правда, отнюдь не все и не всегда произведения живописца в него внесены в силу разных обстоятельств, чем и пользуются создатели подделок.

Есть и ещё один важный момент. Почему-то очень часто считается, что одной искусствоведческой экспертизы вполне достаточно для того, чтобы определить подлинность картины. На самом деле техническая экспертиза так же важна.

«В первую очередь мы используем несколько видов микроскопов, – рассказывает химик-эксперт аукционного дома «Гелос» Алексей Черников. – Например, бинокулярный позволяет нам как бы заглянуть вглубь картины, увидеть толщину и качество лака, которым покрываются все полотна. Это позволяет рассмотреть реставрационные вмешательства или дефекты. А вообще в ломаных трещинах, заполненных пылью, отражаются долгая жизнь шедевра или же попытки состарить его искусственно».

И наконец, самая важная часть картины – это подпись художника. Смывание и изменение подписи – один из простейших и в то же время эффективных способов подделки картин. «В микроскоп отлично видно, находится ли подпись под лаком, над ним, или находится между двумя слоями лака. Как правило, автор ставит подпись уже после того, как покрыл её лаком, пока он ещё не высох. И если подпись лежит поверх трещин или затекает в них – это скорее всего показатель фальшивки. Чаще всего подделывают сейчас подписи таких мастеров, как Шишкин и Айвазовский», – продолжает Черников.

Техническая экспертиза включает в себя не только осмотр шедевров под микроскопом. Есть ещё целая куча обязательных анализов, которые желательно провести, чтобы удостовериться в подлинности полотна. Во-первых, обязательно исследуются краски, которыми пользовался художник. Их состав помогает определить время написания картины и указать места, подвергавшиеся реставрации.

Помимо этого есть такие анализы, как нейтронно-активационный (позволяет определить набор примесей в краске); с использованием ультрафиолетовых и инфракрасных лучей (помогает различить переписанные места и отдельные добавления в картинах); рентген (позволяет обнаружить скрытые детали, часто сам художник мог нарисовать одну картину поверх другой, которую он, к примеру, посчитал неудачной); макрофотография (даёт возможность изучить характер трещин, так называемых кракелюров, на картине и лучше исследовать манеру письма художника, стиль эпохи).

Кстати, благодаря рентгенографии можно увидеть по отдельности слои картины. Например, исследуя вертикальный срез живописи Дега, учёные установили, что для достижения эффекта «прозрачности» художник накладывал один поверх другого семь-восемь слоёв разбавленных красок, причём пользовался различными кистями. Его имитаторы в такие тонкости не вникали, за что и поплатились.

В прошлом году американские учёные заявили, что изобрели новый способ определения подлинности картин – математический. Группа учёных, возглавляемая кибернетиком Ричардом Джонсоном из Корнуолльского университета в Итаке, штат Нью-Йорк, проанализировала 101 работу великого Ван Гога и его самых известных имитаторов и разработала метод, который они назвали «Стилометрия».

Им удалось вычленить ключевые элементы манеры письма художника и перевести их в цифры и формулы – и всё это для того, чтобы иметь возможность отличать подлинники от подделок. По сути, группа Джонсона вычислила так называемую цифровую подпись Ван Гога, которую искусствоведы теперь могут применять для оценки подлинности картин наравне с другими методами анализа.

Суть метода в следующем: объект разделяется на составляющие компоненты (например, мотив пруда, букета цветов и цветочного сада в творчестве художника). Затем каждый элемент обсчитывается с помощью математических методов и сравнивается с другими такими же элементами, использованными в его творчестве.

И тем не менее все эксперты признают, что 100-процентных гарантий подлинности произведения искусства нет, чем и пользуются создатели подделок. Кстати, одна из самых известных историй фальсификации произведения искусства произошла ещё в эпоху Возрождения благодаря… Микеланджело. В юности он закопал в землю свою скульптуру «Спящий купидон», причём сделал это так виртуозно, чтобы никто не мог заподозрить, что в этом месте что-то припрятано. Статуя как будто случайно была откопана и куплена одним кардиналом за 200 дукатов как античная. По признанию современников Микеланджело, таким образом, скульптор подтвердил своё исключительное мастерство.

Приёмы изготовления подделок разнообразны. Наиболее распространённый – подделывание подписей знаменитых художников. Наряду с этим существуют куда более изощрённые способы фальсификации: виртуозное владение техникой состаривания красок, лака и самого холста, широкое применение действительно старых материалов, наложение нового живописного полотна на холст, соответствующий тому периоду времени, когда творил тот или иной «подделываемый» художник, искусственное отслаивание слоя красок, придающее полотну более достоверный «старинный» вид, нанесение на лаковое покрытие полотна искусственных трещинок, а также множество других специальных приёмов, требующих от мастеров подделки высочайшей квалификации.

Ещё один сложный способ – создание шедевра с нуля. Этот процесс – один из самых трудоёмких, зато и разоблачить такую фальшивку труднее всего. Мастер-художник строго по заданию заказчика пишет картину, используя старый холст, краски, соскобленные со старых холстов, и т.п. Реставратор придаёт вещи товарный вид (искусственное старение в специальных печах, поддельные кракелюры, забитые старой пылью), искусствовед создаёт ей подобающую легенду.

Как правило, у такого «творческого коллектива» имеется свой агент в экспертных организациях. А самый простой способ продать фальшивую картину – купить поддельное мнение экспертов. Правда, всегда есть опасение, что покупатель захочет лично провести экспертизу. Но как мы уже говорили, далеко не всегда даже с помощью самых современных технологий можно определить подделку.

Мария Ческис, Версия

You may also like...