“ПОДСТАВЫ” НА ДОРОГАХ
На дорогах Киева нынешним летом резко активизировалась деятельность криминальных “бригад”, специализирующихся на “подставах”. Провоцируя дорожно-транспортное происшествие, криминалитет обвиняет свою жертву в “нанесении имущественного ущерба”. Запугиванием и угрозами физической расправы злоумышленники “потрошат” автовладельцев, принуждая последних к уплате мифических “долгов за ремонт”, на “восстановление тачки”. Жертвами разнузданной “братвы”, как правило, становятся наши законобоязненные соотечественники, по своей наивности предпочитающие разрешить “конфликт” миром, без привлечения милиции. И в этом их роковая ошибка.“Ты встрял!..”
Свежий пример такой грязной “работы” мы обнаружили на форуме сайта AutoUA. Описанный там эпизод – классический.
“Еду в третьем ряду по проспекту Победы, только проехал перекресток на Шутова. Впереди меня метров за 50 идет новая белая “семерка”. Включает правый поворот и медленно перестраивается вправо. В первом ряду черный, довольно большой “мерс” резко ускоряется и, круто принимая влево, бьет “семерку” в правое заднее крыло. “Подстава” просто классическая. Останавливаюсь и иду к ним. Возле “мерса” три бандюка, два накачанных, третий чахлый (“мозг”, как я потом понял). “Мозг” с качком сразу ко мне, не пускать. Что надо? Говорю довольно громко, чтобы слышал и хозяин “семерки”, мужичок лет 60: “Ребята я видел “подставу”, буду свидетельствовать”. “Мозг”: “Мотай отсюда, а то прибьем!” По рожам видно, что действительно прибьют, на тротуаре как нарочно пусто. Говорю: “Бойцы”, любое активное действие с вашей стороны ситуацию только усложнит”. Качок мне: “Что, юрист?” и бьет меня по ногам, “мозг” пытается зайти сзади. Выкручиваюсь и выбегаю на дорогу, пытаясь остановить кого-то. “Бойцы” меня оставляют и метутся к своей машине. Никто не останавливается! Остановился таксист, подумав, что я голосую. Говорю: “Постой пару минут, будешь свидетелем, если драка завяжется”. Подошел прохожий, драка (к моей огромной радости не завязывается, иначе была бы она недолгой). Напротив, ситуация кардинально меняется, “бойцы” начинают тыкать деду пачку денег. Мужик не берет, испугавшись, что она слишком большая. “Бойцы” бегом закрывают передний номер тряпкой, поднимают крышку багажника с номером и уезжают. Но мужик молодец, успел таки записать АА-5256-АС (а толку!). Прохожий предлагает пройти на улицу Шутова, написать заявление. Делаем ошибку, возвращаемся на машинах, покинув место ДТП (хотя не так и страшно, можно было вернуться и вызвать ГАИ). Возле райотдела машина с “гайцами”. Пытаюсь объяснить ситуацию, не понимают минут пять. С третьего раза лейтенант таки “вьехал”. Говорит: “Верните машину назад и вызовите ГАИ по телелефону, мы Вас не видели. Подъедем таки мы, но не скоро, у нас три аварии”. Мужик обламывается, повреждения на его машине незначительные. Говорю: “Да не в машине дело, давайте гадов наказывать, я “заяву” накатаю, у меня на ноге ушиб, кровь сочится, побои сниму”. Гаец: “Всех не накажешь, то, что это он тебя ударил, еще доказать нужно, но если хотите, возитесь”. Мужик не хочет. Ну а меня тоже клиент в офисе ждет, нужно ехать. Плюнули, мужик выразил мне “мерси”, разъехались…”
Расцвет и упадок промысла
Широкое распространение этого “промысла” в Украине пришлось на расцвет бандитского движения в первой половине 90-х. В те годы в крупных городах вовсю хозяйничала “автомафия”, патронируемая лидерами преступных сообществ. “Подстава”, в отличие от угона автомобилей, относилась к “элитарному”, “чистому” виду преступной деятельности (как когда-то карманное воровство). Ибо успех “работы” зависел от артистичности исполнения как самой “подставы”, так и последующих действий группы злоумышленников по “убеждению клиента”, просчета его психологии. Законность отторжения имущества жертвы (денег, квартиры, авто) “узаканивали” прикормленные юристы и нотариусы.
По “промыслу” сильно ударила возросшая в конце 90-х активность подразделений МВД по борьбе с оргпреступностью, лишившая рядовых “бойцов” “крыш” в лице “папиков” преступного мира (кто-то сел на нары, кто-то ушел в мир иной), “отмазывавших” “братков” в случае их поимки. Не способствовал мастерам “подставы” и рост юридической грамотности населения. Все чаще и чаще потенциальные жертвы злодеев демонстрировали последним не законобоязненность, а законопослушность, чуть что – обращаясь к милиции и адвокатам. Но “рудименты” остались…
По мнению экспертов «УК», нынешняя активность “подстав” на дорогах Киева носит сезонный характер (бандюкам “на Крым заработать надо”). И осуществляется, скорее всего, “гастролерами” из других регионов страны. Возможен и возврат к прежнему “старой гвардии”, отмотавшей сроки лишения свободы и не нашедшей применения своим талантам в новых условиях. Так ли это – должна сказать милиция, отвечающая за покой граждан на улицах столицы. Мы же расскажем об основных приемах, используемых преступниками. И способах противодействия им.
Классика жанра
Наиболее характерные приемы организаторов “подставы”:
-вы следуете в левом ряду. Вас сзади “подпирает” машина, настойчиво мигая фарами: мол, уйди с дороги. Уйти можно только вправо, а там уже на вашем правом заднем крыле “висит” другая машина (если дело происходит ночью, то часто она идет без огней). Вам плохо видно – для большинства зеркал это “мертвая зона”, к тому же Вас слепят сзади дальним светом. Вы принимаете вправо, а тот, кто у вас на крыле, резко прибавляет ход. Ваш бампер чертит по его левому борту. Кто виноват? Конечно, вы.
-экипаж “подставы” паркуется, не доезжая нескольких метров до правого поворота – например, до въезда на АЗС. Вы, таким образом, не можете повернуть из крайнего правого ряда – вам приходится объезжать стоящую машину. В момент поворота эта машина срывается с места. Потом не докажешь, что она стояла и никто ее не “подрезал”.
-“подстава” в “засаде” всегда там, где маневры потенциальной жертвы требуют особой аккуратности. На перекрестках с круговым движением, на съездах с развязок, мостов, виадуков. На узких улочках с крутым подъемом Вы торопитесь, а перед вами кто-то еле ползет. Когда вы приближаетесь к ней бампер в бампер, она тормозит и быстро дает задний ход. Виноват, естественно, тот, кто сзади.
Жертвами “подставы” наиболее часто становятся женщины, особенно – демонстрирующие неуверенность в вождении. А также “чайники”, пожилые люди и любители общения по мобильной связи – по причине рассеянности внимания со стороны последних. Психологический типаж жертвы дополняет его авто: как правило, новые “семерки”, “восьмерки”, “девятки”, “десятки”, “Фелиции”, “Рено”, “Гольфы”, “ДЭУ” и т.д. Владельцы таких автомобилей достаточно состоятельны для того, чтобы расплатиться с “подставой” на месте, но вряд ли смогут противостоять натиску преступников.
“Подстава” боится стареньких дедушек на “убитых” машинах (чуть что – зовут милицию, и проку с них для вымогателей, как с козла молока) и новых дорогих иномарок – у их владельцев и уверенности в себе хоть отбавляй и связей. Какая-то “подстава” для них угрозы не представляет.
Как избежать “подстав” на дорогах?
Вычислить потенциальную “подставу” непрофессиональному водителю трудно, но можно. Во-первых, по поведению: машина, которая упорно “висит” на вашем заднем крыле – уже потенциальная опасность. Во-вторых, по марке машины: как правило, авто “подставы” престижное, но старое – “Mercedes”, “BMW”, “Volvo”, “Cherokee” и т. п. какого-нибудь восемьдесят пятого года выпуска. Старье, но запчасти и покраска для которого по-прежнему стоят дорого. В-третьих, если ДТП все-таки случилось, “подстава” тут же продемонстрирует обилие “свидетелей”. У вас же свидетелей, понятно, не будет вообще: приведенный выше случай, когда невольный свидетель ДТП вступился за жертву и при этом действовал грамотно – редкий.
Противостоять “подставе” просто. Сотрудники милиции и практикующие юристы едины во мнении, выдавая один рецепт: действуйте по закону!
-Ни в коем случае не покидайте место происшествия, не двигайте машину.
-Немедленно вызывайте ДАИ.
-Не отдавайте бандитам документы и ключи от машины.
-Не соглашайтесь ехать ни на какую “оценку ущерба” – когда ДТП оформит ДАИ, тогда и будете оценивать.
-Главное – не теряйте самообладания. Угрозы бандитов в ваш адрес ничего не стоят. Самое большее, что они смогут Вам сделать – ударить, да и то не сильно, ибо “под статью”идти им никак не хочется.
И уж вовсе Вам нечего бояться, если ваша машина застрахована. Услышав об этом, “подстава” тут же ретируется, ибо ей никак “не улыбается” встретиться с адвокатами страховой компании и ее службой безопасности. Сотрудникам последней не представит труда навести справки о членах экипажа “подставы”, а такая “засветка” бандюкам уж и вовсе не нужна.
Алексей Федоров «УК»
Tweet