Меняем «черный» автомобиль на «белый»
Нелегально в Украину больше всего ввозят автомобили тех марок, которые не имеют официального представительства в стране. В последние несколько лет влияние контрабандных автомобилей на украинский рынок значительно уменьшилось, считают большинство дилеров. Не загорами – конец «черного» экспорта авто. Почему? Повышение таможенных и акцизных платежей, принятое под влиянием отечественных автопроизводителей, улучшение благосостояния украинцев, а также развитие кредитных программ способствовало резкому росту продаж новых автомобилей. Связанное с этим развитие сопутствующей инфраструктуры — комплексных дилерских центров, сервисных станций и прочих услуг — привлекает все большее количество покупателей. Их почти потеряли «черные», но еще удерживают «серые» автоторговцы….
Ввоз «по-черному» как исключение
Классическая контрабанда автомобилей — так называемый «черный» импорт с последующей их легализацией — в Украине сходит на нет. По мнению Артема Ткаченко, директора по маркетингу и стратегическому развитию группы компаний «ВиДи», ее влияние если и заметно, то в секторе подержанных автомобилей. «Контрабанда новых автомобилей — это скорее исключение, нежели правило», — считает он.
Его поддерживает и Олег Назаренко, директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Он отмечает, что проблемы для легального автобизнеса создают «серые» автоимпортеры.
«Серый» автомобильный импорт подразумевает ввоз в Украину новых автомобилей, приобретенных за рубежом по неофициальным каналам дистрибьюции. Например, к «белому» импортеру машина попадает с японского автозавода в специальном исполнении «для Украины» или «для Восточной Европы». В то время, как «серый» импортер привезет такую же модель, купленную в Объединенных Арабских Эмиратах.
«Чаще всего авто из теплых стран будет дешевле, чем изготовленный для нашей страны. Ничего удивительного в этом нет — ведь резинотехнические изделия в нем не рассчитаны на низкие температуры, а значит, более дешевые. Летние шины всегда дешевле зимних, в которых используется более дорогая резина», — поясняет Артем Ткаченко.
Удар по нелегалам
Сегодня ситуация на автомобильном рынке дает возможность «серым» автодилерам чувствовать себя уверенно. Но, как отмечает Олег Назаренко, отдельные его сегменты для них непривлекательны. «Например, практически все автомобили Skoda продают только официальные дилеры, — говорит он. — Это связано с тем, что в Украине налажена сборка автомобилей этой марки, благодаря которой уровень цен непробиваем для «серых» импортеров. Кроме этого, сборочное производство обеспечивает достаточное количество автомашин у дилеров».
Отсутствие автомобилей на площадках многих официальных автодилеров — один из факторов, поддерживающих хорошие объемы продаж в «серых» автосалонах. Часто покупатели не в силах ждать по полгода, когда желанный автомобиль появится в продаже у официальных дилеров, и обращаются в компании, где эти машины уже есть в наличии. При этом они согласны переплачивать. Пример тому — ситуация с Honda Civic, которую у официальных дилеров нужно ожидать шесть-семь месяцев, а по объявлению купить сегодня же — но дороже и без гарантии.
«Автомобили в ценовой нише до 15 тыс. евро абсолютно неинтересны «серым» дилерам», — отмечает Артем Ткаченко. Он объясняет это тем, что покупатели таких машин ориентируются, в первую очередь, на цену, а не на марку. Допустим, в случае отсутствия приглянувшейся модели Ford или Renault, они легко согласятся на подобные модели других производителей.
Чем дороже и престижнее бренд, тем большую активность проявляют по отношению к нему «серые» автодилеры. По мнению Владимира Иванова, пиар-менеджера Opel, Chevrolet, Lanos и ZAZ, сильнее всего контрабандные автомобили влияют на объемы продаж в сегменте дорогих марок и модификаций с большим объемом двигателей. «В ценовой нише более 15 тыс. евро первую скрипку играет не цена, а бренд. Поклонник BMW редко когда купит Audi», — уверяет Артем Ткаченко.
Медвежью услугу официальным импортерам оказывает и реклама их брендов. В связи с традиционным представлением о высокой надежности ведущих марок авто, покупатели готовы рисковать, покупая нелегальные автомобили.
Вотчина «серых» дилеров — поставка брендов, которые не имеют официальных представительств в Украине. Ярким примеров являются так называемые «американские японцы» — Lexus, Acura, Infiniti. Артем Ткаченко считает, что в этом случае ценность бренда делает продажи. Это утверждение подтверждает тот факт, что реализация автомобилей Lexus при отсутствии у них официального импортера превышает объемы продаж BMW, официально представленных в стране.
«Отбеливание» импорта
Большинство экспертов считают, что отвоевать клиентов у «серых» дилеров какими-то административными мерами невозможно. Здесь все зависит от дальнейшего развития уровня и вариантов сервиса официальных дилеров, а также расширения их региональных сетей. Для многих автовладельцев такие понятия, как «гарантия» и «фирменная станция техобслуживания» мало что значат. Виной тому сами дилеры, прописывающие довольно жесткие условия гарантии или завышающие цены на своих СТО, часто не соответствующие уровню обслуживания.
Кроме этого, преодоление дефицита автомобилей на торговых складах дилеров отобьет клиентов у многих «серых» торговцев.
Андрей Заика, “ДЕЛО”