Распродажи «черная пятница», «киберпонедельник» и другие. Как уберечь себя от обмана
23 ноября, состоится одна из крупнейших распродаж года – “черная пятница”. Если в США этот день – давняя ежегодная традиция, то украинские магазины начали использовать этот инструмент недавно.
За океаном скидки на популярные товары в этот день достигают 90%. В Украине, как показывает практика предыдущих лет, на дисконт более 50% не стоит надеяться.
Украинские ритейлеры используют этот повод скорее как рекламную кампанию или как возможность распродать товар, давно залежавшийся на прилавках или складах, отмечает .
Как потенциальному покупателю подготовиться к “черной пятницы”, уберечь себя от мошенничества и сэкономить?
Немного истории
Есть несколько версий происхождения “черной пятницы”. Этот термин вошел в обиход после “золотого” кризиса в США 1869 года. Тогда спекулянты спровоцировали резкий рост цен на золото на фондовых биржах, массово скупая драгоценный металл.
“Пожар” погасило государственное казначейство США, которое выбросило на рынок значительный объем золота. В итоге цены обвалились на 30%. Якобы после этого день обвала стали называть “черной пятницей”.
По другой версии, этот термин придумали в 1960-х годах , чтобы очертить день, когда стартует охота за рождественскими покупками. “Черной” считается первая пятница после Дня благодарения, приходящаяся на промежуток между 23 и 29 ноября.
Называют ее так потому, что в то время учет в магазинах вели двумя цветами: красным, который означал потерю денег, и черным, которым обозначали прибыль. В этот день магазины будто переходили от “красных” убытков в “черный” прибыли.
По данным Национальной федерации розничной торговли США , в 2017 году продажи за ноябрь-декабрь достигли 691 900 000 000 долл. В “черную пятницу” было потрачено 7 900 000 000 долл, в Cyber Monday – 6 590 000 000 долл .
Что такое “черная пятница” по-украински
В Украине “черная пятница” является скорее маркетинговым ходом, чем традицией. Из-за того, что украинский рынок тенизирован, объективно оценить масштабы прибыли магазинов в этот день невозможно.
“Подвести итоги продаж возможно в странах, где учитывается весь товар. У нас 40% экономики в тени, поэтому никто никогда не дает никакой информации”, – объясняет председатель Аналитического центра социально-экономических исследований им. Грушевского Алексей Дорошенко.
Вместе с тем, по оценке директора по маркетингу компании Omnicore Юлии Шиловой, накануне “черной пятницы” покупательская активность граждан снижается на 10-15%. По ее мнению, это может свидетельствовать о склонности украинцев экономить перед днем скидок.
“В интернет-магазинах трафик увеличивается в два-три раза, а коэффициент транзакций возрастает до десяти раз”, – объясняет Шилова.
Для производителей “черная пятница” означает период, когда они могут быстро продать остатки продукции и сезонные товары, разрекламировать свой бренд и собрать информацию о вкусах аудитории. Однако главная цель для магазинов в этот день – заработать как можно больше денег.
Магазины могут предлагать весомые скидки и на дорогие товары, и на старые коллекции.
“Важно, чтобы человек зашел в магазин. Если он там, вероятность приобретения им товара растет”, – говорит генеральный директор маркетингового агентства Geometry Global Ukraine Юлия Мазур.
По ее словам, “черная пятница” для украинских ритейлеров – это прекрасная возможность заполнить паузу перед сезоном новогодних продаж.
“Люди покупают подарки к Новому году с декабря, а в ноябре накапливают средства. Чтобы не происходило спада продаж, бизнес создает новые праздники”, – отмечает Мазур.
Из-за этого “черная пятница” во многих магазинах начинается за неделю до этого дня, а подготовка к празднику – еще раньше.
“Прежде всего, важно обеспечить ИТ-инфраструктуру, чтобы сайт не упал под натиском пользователей. Также основательно готовятся контакт-центр и логистика, ведь нагрузка на эти подразделения существенно возрастает. Канун” черной пятницы “- напряженное время для дизайнеров и маркетологов “, – говорит Шилова.
Кибер-понедельник
Сразу после “черной пятницы” потребителей ждет следующий праздник ярых шоперов – так называемый киберпонедельник.
Cyber Monday, онлайн-версия “черной пятницы”, происходит в первый понедельник после нее. Эту традицию в 2005 году начал ресурс Shop.org, онлайн-подразделение Национальной федерации розничной торговли США.
Федерация заметила, что в последние годы продажи в интернете достигали пика в понедельник, после Дня благодарения. По данным Adobe Digital Insights , в этот день в 2017 году интернет-покупатели потратили 6 600 000 000 долл, что на 16,5% больше, чем в 2016 году.
В Украине в этот день интернет-магазины тоже предлагают скидки. От “черной пятницы” киберпонедельник отличается тем, что скидки предлагают только интернет-магазины.
Как уберечься от обмана
Хотя накануне “черной пятницы” все витрины и баннеры сайтов соблазняют покупателей большими скидками и акционными предложениями, на практике бывает иначе.
По словам маркетологов, некоторые магазины могут мошенничать: вместо безумных скидок потребитель получает бракованные вещи или даже более высокие цены. Вот несколько советов для тех, кто планирует в этот день приобщиться к всемирной распродаже.
Первое . Реклама и яркие вывески в магазинах могут ввести в заблуждение даже наиболее рационального покупателя, поэтому перед приобретением товара следует спросить себя, действительно ли эта вещь нужна .
Стоит заранее составить план действий и рассчитать бюджет. Если оплата будет происходить картой, можно установить на этот день лимит, чтобы не потратить лишнее.
Второе. Вещи всегда можно вернуть. Если был приобретен ненужный или бракованный товар, то при наличии чека покупку примут обратно в течение 14 дней.
Исключения – продовольственные товары, лекарства, предметы гигиены, игрушки, белье, печатные издания, ювелирные изделия. Наиболее популярных товаров – одежды и техники – это не касается.
Вместе с тем, обмен и возврат товара не всегда происходит легко. Если возникают проблемы, можно обратиться к Государственной службе по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей .
Третье. Перед приобретением товара следует проверить, реальна эта скидка. Часто товары, обозначенные большой скидкой продаются за ту же цену, что и в “скидки”, а иногда – даже дороже.
Наиболее надежный способ уберечься от мошенников – заранее изучить цены на необходимые товары. Также существуют онлайн-сервисы, которые помогут сравнить цены на выбранные товары с другими предложениями на рынке.
Например, пользователи поисковой системы Google могут зайти в “Google покупки” . Для крупных мировых торговых площадок разработаны отдельные сервисы: AliTools, Aliexpress Shopping Assistant, Camelcamelcamel.
Четвертое. Стоит знать преимущества и недостатки интернет-шопинга.
Покупка в интернете позволяет отложить товар, предназначенный для приобретения в “черную пятницу”, в виртуальную корзину. Это важное преимущество, она позволяет оперативно приобрести выбранный товар, опережая других покупателей.
Кроме того, покупая онлайн, можно освободить себя от изнурительных марафонов в очередях в магазин и в кассу.
Однако в интернете трудно проверить состояние продукции, поэтому безопаснее покупать без предварительной оплаты. Этот способ позволяет оплатить товар при его получения – после проверки качества.
Пятое. Сэкономить в этот день также поможет сashback. Благодаря этому инструменту, который применяет многие банки в кооперации с торговыми сетями, владелец получает часть потраченной суммы на свой счет.
В целом, по словам Дорошенко, ситуация с мошенничеством и снижением цен может существенно измениться благодаря новым способам сотрудничества торговых центров с риелторами.
Если раньше ТЦ сотрудничали с риелторами по обычным договорам аренды, то теперь все больше торговых центров переходят на фиксированную арендную плату и процент от продаж.
“Это означает, что торговые площадки будут стимулировать ритейлеров делать настоящие скидки, ведь они заинтересованы в прибыли”, – отмечает Дорошенко.
Автор: