Взятка или мошенничество?

Очень часто, когда чиновников и руководителей разных уровней ловят на горячем во время получения взятки, уголовное производство вскоре переквалифицируется в мошенничество.

Ведь такое понятие, как связи и решение вопросов с их помощью, в уголовном законодательстве отсутствует. Вот и получается – если в прямые полномочия должностного лица не входит возможность единолично «решить вопрос», значит, и деньги он получил не как взятку, а путем обмана.

Мошенничество же предусматривает намного меньшую уголовную ответственность – поэтому подозреваемые с удовольствием объясняют следствию, что и не собирались ничего делать в интересах потерпевшего, а хотели просто его обмануть и присвоить деньги. Вот и в уголовном производстве в отношении депутата Ахтырского горсовета суду пришлось до последнего дня разбираться, как же квалифицировать преступление? В итоге, как водится, победило мошенничество…

Как установило следствие, в апреле прошлого года частный предприниматель из Ахтырки хотел установить временное сооружение для торговли в центре города. Для этого нужно было выпросить у горсовета подходящий кусочек земли, а это почему-то получается далеко не у всех желающих. Учитывая неприятную статистику, предприниматель решил подстраховаться и обратился к своему знакомому, ранее работавшему в горсовете, с вопросом: что нужно сделать, чтобы увеличить вероятность получения желаемого участка? Тот, не откладывая дела в долгий ящик, организовал ему встречу с депутатом горсовета, членом согласительной комиссии по вопросам решения земельных споров, который, конечно же, пообещал предпринимателю всяческое содействие.

Участок площадью 30 кв. м был уже практически в пользовании предпринимателя – разумеется, после того, как тот передаст депутату 5 тыс. долларов США. Конечно же, мгновенно такую сумму не добудешь, и предприниматель попросил несколько дней, чтобы ее собрать. Вскоре он встретился с депутатом в кафе и передал ему деньги – но их в тот же день изъяли сотрудники УСБУ, вмешавшиеся в сделку. Хотя потерпевший был абсолютно уверен, что дает взятку, уже во время судебного слушания прокуратура изменила обвинение на мошенничество – ведь депутат непосредственно не раздавал участки и даже не руководил комиссией. Впрочем, депутат отказался и от этого обвинения, заявив, что просто предупредил потерпевшего, который попросил его содействия, что подготовка документов для оформления сервитута платная и обойдется примерно в эту сумму, а предприниматель вдруг дал ему пачку денег и попросил его пересчитать, а тут в помещение нагрянули сотрудники СБУ – и он, испугавшись, отбросил от себя подальше пачку денег, хотя ни в чем виноват не был… Потерпевший же к своей версии добавил, что ему непрозрачно намекнули: не заплатишь – участка не увидишь. Поэтому речь шла не просто о взятке, но и о ее вымогательстве.

Свидетель – тот самый экс-сотрудник горсовета, который свел предпринимателя с депутатом и присутствовал при передаче денег в кафе, и вовсе изменил свои показания. Если в ходе следствия он говорил о взятке, то на суде решил, что такие показания он дал из-за нервного, возбужденного состояния, в котором пребывал. На самом же деле речь шла лишь об оформлении документов и о том, сколько денег на это понадобится… Другие депутаты заявили, что ни на какие решения комиссии подсудимый не влиял, решения ею принимаются путем голосования и имеют рекомендательный характер… Другие свидетели объяснили, что официальные документы на размещение киоска и его проект стоили не пять тысяч долларов, а тысячу-две гривен.

Выяснив показания участников дела, суд пришел к выводу, что деньги депутат все-таки брал для себя и, как водится, с помощью обмана. Поэтому его признали виновным в мошенничестве – и, учитывая наличие у него двух малолетних детей, приговорили к двум годам и десяти месяцам ограничения свободы, тут же освободив его от отбытия наказания по амнистии, которая подоспела как нельзя вовремя. Кстати, взяточники такого уровня под нее не подпадают…

Руслана Рябинина, «Ваш шанс»

You may also like...