Ограбление с кредитом

17 декабря около восьми утра на мою маму напали на ул. Героев Сталинграда в Сумах. Грабители вырвали у нее из рук сумочку, мама упала, а грабители скрылись. В сумочке были документы, ключи от дома, два мобильных телефона, деньги в кошельке и карты «ПриватБанка». Маме больше 60, с 2009 года она клиент «ПриватБанка» – получает там пенсию. У нее была с собой пенсионная карта с балансом 4743 грн. на счету и кредитная карта с балансом на счету 6400 грн. Пин-кодов в сумке не было.

Без денег, без телефона, мама, несмотря на боль от ушибов, сразу направилась в ближайшее отделение «ПриватБанка» с просьбой заблокировать только что украденные у нее карты. В 8.15-8.20 утра она уже была в отделении «ПриватБанка» возле рынка СКД. Сотрудник банка очень долго блокировал карты. Посмотрев на баланс кредитки, он озвучил маме сумму 6400 грн. на счету и заверил, что деньги на месте, карта заблокирована и воспользоваться деньгами теперь никто не сможет. Кредитную карту не восстановили, поскольку у мамы не было телефона. О балансе пенсионной карты сотрудник ничего не сказал, блокировал ее и стал перевыпускать. Для этого он связался с Днепропетровском, и мама сама передавала по телефону данные, необходимые для выпуска новой пенсионной карты. Пин-код на карту установить не успели – в 8.45 в отделении отключили электроэнергию.

В 9.00 мама пришла ко мне домой (я живу на Харьковской), рассказала о случившемся, я дала ей успокоительное и сказала, что хорошо хоть карты успели заблокировать. В 10.00 мы с мамой и моей 2-летней дочерью отправились в отделение «ПриватБанка» через дорогу. Нужно было поменять пин-код на пенсионной карте и снять деньги, чтобы мама могла уехать домой, в Белополье. Установив пин-код, мама хотела снять деньги, но баланс пенсионной карты, как выяснилось, составлял уже 743 грн. 4 тысячи исчезли в неизвестном направлении! Вернувшись в отделение, она выяснила, что с кредитки грабители тоже сняли 4 тысячи гривен. От услышанного схватило сердце – что такое для пенсионера 8 тысяч гривен, я думаю, каждый может представить. Чтобы погасить четыре тысячи кредита, пенсионеру нужно голодать.

Мы подали заявление в милицию, по нему открыли уголовное производство. У службы безопасности банка есть ряд фотографий, как грабители снимают деньги с карт на ул.Воскресенской, пользуясь услугой «операция без карты», прикрывая лица курткой.

Я два дня звонила на горячую линию банка. Мне отвечают, что по кредитке должна платить моя мама, ей еще и проценты будут начислять за пользование кредитом. Банк может вернуть деньги на карты только в том случае, если судом будет установлено, что это не вина клиента. Мы обращались с просьбой не начислять хотя бы проценты по кредиту, но получили отказ. Сумская служба безопасности заявление у нас брать отказывается, в приемной директора у меня тоже не берут заявление ни о возврате денег, ни о реструктуризации процентов. Служба безопасности даже отказывается предоставить видеоматериал, чтобы узнать точное время, когда мама обратилась к сотруднику банка для блокировки карт. Они отказываются разбираться в этом деле, отсылают на горячую линию, чтобы им оттуда направили заявку на рассмотрение вопроса.

Звоню на горячую линию – там тоже отказываются пускать заявку в обработку. Какой-то замкнутый круг… Получается, потерпевшая, выполнив все меры безопасности и сразу же обратившись в банк, осталась обманутой дважды?! Что же получается, клиент не может носить с собой одновременно банковские карточки и мобильный телефон? К тому же мама оформляла карточку, когда еще в терминалах не было никаких «операций без карточки», согласия на такие условия она не давала, о возможности снятия денег таким способом ее никто не информировал – может, она не стала бы пользоваться услугами банка, зная, что ее деньги могут быть вот так сняты.

Мы направили заявление на имя руководителя сумского филиала «ПриватБанка» Игоря Чернявского и надеемся, что банк все-таки примет меры по возвращению средств, утраченных мамой по вине несовершенной банковской системы защиты клиентских счетов.

Вера, г. Сумы

Факты, изложенные в заявлении сумчанки, мы попросили прокомментировать руководителя регионального пресс-офиса Сумского филиала «ПриватБанка» Татьяну Белодед:

– 17 декабря года в отделение «ПриватБанка» на ул.Харьковской, 32, действительно обратилась клиентка с просьбой заблокировать универсальную и пенсионную карты. Клиентка была взволнована и рассказала, что у нее украли сумку, в которой были карты и мобильный телефон. Сотрудник, который ее обслуживал, сразу отправил заявку на перевыпуск карты, в результате в 8.36 была перевыпущена карта «Универсальная» и в 8.38 – пенсионная. Согласно процедуре перевыпуска карт при формировании заявки старая карта автоматически блокируется и остаток денежных средств переносится на новую карту. После перевыпуска по карте устанавливается новый пин-код, и по карте можно выполнять любые финансовые операции.

По изложенным в жалобе фактам было проведено служебное расследование. Запросили запись с видеокамеры при входе в отделение и установили, что клиент обратилась в отделение в 8.29, в 8.30 клиента начали обслуживать, а денежные средства с карты «Универсальной» были сняты в банкомате по ул. Воскресенской в 8.23, средства с пенсионной карты были сняты в том же банкомате в 8.21. Это свидетельствует о том, что мошенники сняли денежные средства с карт клиента до его обращения в отделение.

Также было выяснено, что запросов на смену пин-кода по данным картам с помощью мобильного телефона, а также запроса на баланс по карте в тот же день не было. На основании этого можно сделать вывод, что мошенники знали пин-код карт, возможно, клиент хранил карты вместе с пин-кодом. В данной ситуации по конкретному клиенту вины банка нет, поэтому рекомендуем потерпевшей обратиться в милицию для дальнейшего расследования по факту мошенничества. Банк, в свою очередь, по запросу милиции предоставит материалы (фото с банкомата) для определения личности преступника.

Чтобы избежать подобных случаев, не рекомендуется устанавливать на карту пин-код, который состоит из идущих подряд цифр, а также свою дату рождения, так как подобные комбинации легко подобрать. Также не рекомендуется защищать все свои платежные карты одним и тем же пин-кодом. После пяти ошибочных попыток введения пин-кода ваша карточка будет заблокирована и при использовании банкомата будет изъята устройством. Блокирование и изъятие карточки – в данном случае мера предосторожности для дополнительного обеспечения безопасности ваших средств на случай кражи или утери карточки и попытки несанкционированного доступа к средствам посторонними лицами. И главное, пин-код необходимо запомнить или сохранять отдельно от платежной карточки в недоступном для посторонних лиц месте. В случае утери или кражи пластиковой карты необходимо срочно перезвонить на номер клиентской поддержки 3700 и заблокировать карту, все звонки с мобильного телефона бесплатны.

Руслана Рябинина«Ваш шанс»

You may also like...