Захват Андреевского спуска: огнем и баблом!

На Андреевском готовится очередная масштабная строительная «поганка», практически уже нет сомнения. И реализована она будет по апробированной и безотказной схеме: первый вариант – выкупить дом, «завалить» его бездействием и соорудить нечто высотное и высокодоходное; второй вариант – получить землеотвод и снова-таки соорудить нечто высотное и высокодоходное.Мы теряем его

В ночь с 17-го на 18 ноября на Андреевском спуске горело старое двухэтажное здание под номером 34-в. Это дом Союза художников Украины, в котором расположены их мастерские. Горело около 150 квадратных метров крыши. Огонь быстро распространялся по старым деревянным конструкциям.

Пожар гасили около двух часов. В результате сгорели и разобраны деревянные конструкции крыши. Погибли картины художников, мастерские которых находились на втором этаже.

Случаен ли этот пожар?

Благие намерения власти…

В планах столичной власти – реконструкция и реставрация Андреевского спуска. Идея благородная, но, зная повадки этой самой власти, уместно обеспокоиться – как это будет сделано? Не превратится ли Андреевский в вульгарный новострой по-бабушкински – с бесконечными бутиками, казино и пресловутыми торгово-развлекательными центрами?

Андреевский спуск охраняет Закон Украины «Об охране культурного наследия». И строительство высоток, подземных паркингов, столь любых нашей жадной власти, здесь просто недопустимо с точки зрения сохранности облика и духа этой уникальной улицы. Большая часть старых зданий Андреевского строилась без фундаментов, такова тогда была технология. Их нужно очень бережно реставрировать, но никак не реконструировать.

Реставрация строительного объекта предполагает восстановление в его оригинальном виде, согласно с его оригинальными архитектурными планами, с соблюдением ТЕХ технологий и ТЕХ строительных средств, которые были применены при его возведении.

Реконструкция же означает изменение функциональных назначений сооружений и допускает надстройки, пристройки и, в конечном счете, изменение здания до неузнаваемости. Что в наших специфических условиях может означать – его полное исчезновение и возникновение на его месте совершенно нового.

Реставрация всегда на 60-70% дороже, чем реконструкция.

Если ставить целью сохранить Андреевский, то необходимо провести тщательную реставрацию зданий и реконструкция инженерных сетей (существующим уже более 100 лет, и они не выдерживают нагрузки).

…и их реализация

То, что на Андреевском готовится очередная масштабная строительная «поганка», практически уже нет сомнения. И реализована она будет по апробированной и безотказной схеме: первый вариант – выкупить дом, «завалить» его бездействием и соорудить нечто высотное и высокодоходное; второй вариант – получить землеотвод и снова-таки соорудить нечто высотное и высокодоходное.

Уже ждет своего естественного конца двухэтажный дом по адресу Андреевский, 34-б. Решением Киеврады №251/1685от 7 февраля 2002 г. он был передан в частную собственность торговому представительству Республики Татарстан. Дом, как саваном покрытый зеленой сеткой, обреченно разрушается. Понятно, что земля, на котором он стоит, стоит гораздо больше, чем он сам. И если собственники ничего с ним не делают, то работает типичная технология доведения здания до состояния, когда выводы комиссии будут однозначны – здание не подлежит ни реставрации, ни реконструкции, а только – сносу. А на его месте будет построено другое здание.

А вот решение Киеврады №604/2014 от 21 октября 2004 г. порадовало заботой о культуре – музею Кавалеридзе (Андреевский, 21 и 21-а) передать в постоянное пользование участок возле музея для создания парка скульптуры и художественной галереи под открытым небом. И появились даже первые признаки – памятник Ярославу Мудрому, Тарасу Шевченко… Но они тулятся сбоку, потому что место это оккупировано кафе под открытым небом. Музей Кавалеридзе воюет в судах разных инстанций за эту территорию. И есть даже положительные решения Апелляционного суда, Хозяйственного суда, протест прокурора Подольского района по этой территории, но кафе не исчезает. Что и не удивительно: зам головы Киева Анатолий Голубченко, вопреки и решению Киеврады, и судов, сказал как-то, что на этой территории будет построен хороший ресторан для отдыха киевлян и туристов.

Еще один «хороший ресторан» (и не один, и не только ресторан) планируется соорудить на Андреевском, 14-16. Этот участок решением Киеврады №151/3615 от 6 октября 2005 г. передан частному предприятию «Маркон» для строительства, эксплуатации и обслуживания гостиничного комплекса с заведениями общественного питания и паркингом для легкового автотранспорта. Киевляне должны помнить небольшое уютное кафе под стеклянной крышей, которое находилось на этом месте. В прошлом году оно было уничтожено за одну ночь – в него ворвались 30 молодчиков и за пару часов вручную буквально по кирпичику разобрали кафе.

Чуть ниже, по адресу Фроловская, 9-11 (на самом деле это участок на Андреевском), решением Киеврады №730/3305от 14 июля 2005 г. ООО «Андреевский плаза» разрешен землеотвод для строительства, эксплуатации и обслуживания высотного торгово-офисного комплекса со встроенно-пристроенными помещениями и подземным паркингом. Есть опасение, что его строительство, которое, конечно же, будет вестись с применением современных агрессивных строительных технологий (одно забивание свай чего стоит) разрушит все раритетные старые малые (и милые) архитектурные формы по соседству.

Кстати, такая забота о паркингах косвенно свидетельствует о том, что движение автомобилей по Андреевскому станет еще оживленнее. Уже сейчас приходится все время шарахаться от обилия машин, снующих по спуску. А ведь вибрации от них – это причина появления трещин на старых домах.

Несмотря на то, что разрешен якобы ограниченный проезд автомобилей (только тем, кто работает на Андреевском), вовсю разъезжают такси, крутые джипы. Андреевский оккупирует новая «элита».

Художники – вне рынка

А что старая, настоящая элита, наши прославленные «митці»? Ветер рыночно-бандитских перемен уже выметает их с Андреевского. Им без объяснения причин не продлевают аренду помещений для мастерских.

Уже стала первой «культурной» жертвой рейдерства Ассоциация деятелей современного искусства. Ее президент Евгений Карась, который возглавляет еще и галерею «Ателье Карась», рассказывает: «В прошлом году мы получили уведомление о том, что якобы состоялся конкурс и наши помещения (Центра современного искусства «Сови Арт», которое находится под галереей на первом этаже, и первый этаж соседнего от галереи «Карась» здания, в котором располагалась Ассоциация деятелей современного искусства) отданы другому арендатору – некой инвестиционной компании. При этом районная власть дала разрешение на субаренду какому-то Союзу инвалидов. И инвалиды эти готовы якобы платить за наше помещение по 4000 долларов в месяц. Возникает сразу вопрос – что это за союз инвалидов, которые могут ежемесячно платить 4000 долларов? Плюс 4000 долларов – за первый этаж, на котором был «Сови Арт».

Абсолютно понятна рейдерская схема. Рейдерство – это тот же бандитизм, только защищенный законом.

Мы обратились с письмами во все инстанции – от президента, Черновецкого до руководителей района о том, что нас не пригласили на конкурс, что поэтому результаты конкурса надо отменить, потому что мы в нем не принимали участия. Также мы попросили предоставить нам протоколы и решения конкурсных комиссий. Ни одного ответа мы не получили.

Мы подали иск в Хозяйственный суд и получили решение в нашу пользы – не препятствовать Ассоциации деятелей современного искусства и Центру современного искусства «Сови Арт» в пользовании помещений каким бы то ни было организациям и лицам. Союз инвалидов подал иск в Харьковский третейский суд при товарно-сырьевой бирже. И получил противоположное решение суда – что они могут пользоваться этими помещениями. Т.е. у нас одинаковые юридические основания.

Они не раз пытались попасть в наши помещения. Но безуспешно. Пока они не поменяли буквально за 10 мин. замки в наших помещениях. Тогда мы заварили двери для того, чтобы сохранить произведения искусства и вещи Ассоциации, которые там находятся там.

Но в ночь с 26-го на 27 июня без представителей суда туда ворвались 15 молодчиков, выбив окна и бронированные двери.

Я считаю, что бомба под нас была заложена в ст. 118 Бюджета-2007, которая гласит о передаче в аренду только через конкурс. С одной стороны, это как бы правильно, но, во-первых, в конкурсе обязательно должны участвовать старые арендаторы, а с другой – безусловно, культура должна иметь льготы по сравнению с коммерческими структурами. Раньше арендная плата была 3-5 долларов за кв. м. Государство должно обсуждать льготные условия аренды.

Но мы будем защищаться. И призываем киевлян защищать Андреевский. Иначе в ближайшие полгода мы можем утратить культурную инфраструктуру Киева».

Выселения ждут и художники, арендующие мастерские в здании на Андреевском, 10-б. Их аренда закончилась еще 10 июля 2007 г. Это здание им было передано в 1988 г., в 1992 г., в бытность главой Подольского района Ивана Салия, был подписан договор аренды на 15 лет с дальнейшим выкупом. Здание было полуразрушено – с многочисленными трещинами, дырявой крышей. Художники собственными силами буквально возродили его – стянули здание металлическими обручами, перекрыли крышу, достроили балкон. В последний год им сильно повысили арендную плату, но они все равно аккуратно платили ее. Недавно состоялся конкурс, на который их даже не пригласили. Конкурс выиграла Ольга Сагайдак. Известный художник Петр Гончар (кстати, муж Нины Матвиенко) говорит: «Я тут работаю 17 лет. Даже с точки зрения экономической выгоды такой шаг неразумен. Если уйдут художники с Андреевского, кому он будет интересен?»

У художественных салонов «Фортуна-галерея», «Арт-галерея» договор аренды действителен тоже до 2008 г. Но, тем не менее, эти помещения уже выставлены на конкурсные торги. О дате предстоящего конкурса никто их не уведомляет, самим надо следить, когда в прессе появится объявление, чтобы поучаствовать.

Не непродлением аренды, так пожаром

В старом запущенном доме №34-в, недавнем погорельце, располагаются художественные мастерские, в которых работают художники, хорошо известные не только в Украине, но и за рубежом. Один из них – заслуженный художник Украины Николай Стратилат. Он рассказывает: «Это чрезвычайно уникальное здание, единственное, сохранившееся на Андреевском, средины 18 века. Оно было собственностью польского этнографа Михаила Грабовского. Здесь бывал Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш. Здание это надо защитить, добиваться статуса памятника культуры. Но мы никак не добьемся разрешения установить хотя бы памятную доску на доме.

Уже несколько десятилетий в этом здании работает украинская художественная элита. Я, например, 25 лет здесь работаю. Но этот дом хотят отобрать, а нас выбросить на улицу.

У нас договор аренды до января 2008 г. Дальше договор нам не продлевают. Аренду мы платим исправно. Было постановление мэра, что мастерские площадью до 50 м будут предоставляться бесплатно, а свыше 50 – по высокой цене. У нас тут мастерские где-то по 26 м. Но в этом доме их нам не только не отдадут, но и не сдадут – даже по очень высокой цене. Были уже публикации в прессе, что этот дом уже продан. Кому-то крутому, по слухам, чуть ли не Ахметову. Понятно, что его снесут».

Художников с Андреевского выживают огнем. Понятно, что пожары не случайны. По словам заслуженного деятеля искусств Нины Велигоцкой, которая в ночь пожара была в мастерских, возгорание произошло в двух разных местах на крыше. Естественной причины пожара быть не могло – в тех местах нет ни электропроводки, ни тем более невозможен человеческий фактор по неосторожности (типа уснул с сигаретой), зато возможен другой человеческий фактор – умышленный поджог. Что очень даже корреспондируется с «манерами» наших правящих кланов.

УкрИнформБюро

You may also like...