Большинство харьковских водителей считают, что откупиться от автоинспектора можно практически всегда

Харьковский институт социальных исследований обнародовал результаты социологического мониторинга коррупции работников ГАИ, который проводился в рамках проекта «Содействие активному участию граждан в противодействии коррупции «Достойная Украина». Как сообщил журналистам директор института Юрий Белоусов, в Харькове в исследовании участвовали 500 респондентов, у которых есть автомобили. Мониторинг проводился в августе 2007 года. Согласно результатам исследования, 4 % респондентов оценили работу ГАИ как «хорошую», 38 % – «не без недостатков», 39 % – «скорее как плохую», 19 % – как «плохую».

По словам директора проекта Алексея Сердюка, 73 % опрошенных сообщили, что в 2007 году при получении водительского удостоверения неофициально платили за успешную сдачу экзамена. 56 % – что дополнительно платили за ускорение или упрощение процедуры регистрации автомобиля и прохождения техосмотра. 66 % – что за последние пять лет давали сотрудникам ГАИ деньги за нарушение правил дорожного движения (ПДД). При этом 77 % признали: нарушение ПДД с их стороны было. А. Сердюк также отметил, что в 15 % случаев работники ГАИ открыто требовали взятку, в 33 % – намекали, что вопрос можно «решить» на месте, а в 52 % – денег не требовали и не намекали.

Директор проекта также отметил: 57 % опрошенных водителей считают, что откупиться от сотрудника ГАИ можно практически всегда, а 70 % сказали, что и в будущем при нарушении ПДД попытаются дать взятку инспектору ГАИ. Причем чем моложе респондент, тем терпимее он относится к коррупции.

По мнению участников опроса, коррупция в ГАИ наибольший вред наносит водителям, соблюдающим ПДД.

Один из путей решения проблемы коррупции в ГАИ, по словам Ю. Белоусова, – повысить зарплаты сотрудникам, одновременно повысив и уровень их ответственности за работу. «Если человек будет дорожить своей работой и будет бояться ее потерять, то и фактов коррупции станет меньше», – подчеркнул директор института. И сказал, что взятка выгоднее водителю, поскольку за нее он покупает свое время, не тратя его на оформление протокола и судебное разбирательство. При этом Белоусов отметил, что «к сожалению, бюджет ГАИ и зарплата инспекторов оставляют желать лучшего, и это провоцирует людей на коррупционные действия».

Не отрицает существования коррупции в ГАИ и заместитель начальника Главного управления МВД Украины в Харьковской области Сергей Дергачев: «Отрицать факт того, что такая проблема существует, было бы, по крайней мере, глупо. Это вошло уже в привычку, что тот или иной гражданин, вместо того чтобы представить свои документы инспектору ГАИ, первым делом думает о том, как побыстрее откупиться от возникшей проблемы. В таком подходе, скорее всего, и кроется причина существования коррупции», – подчеркнул Дергачев.

Однако, по его словам, за 10 месяцев 2007 года фактов привлечения работников ГАИ к ответственности за коррупцию зафиксировано не было.

Александр БРУСЕНЦОВ, Харьков, Новый день

You may also like...