За 16 лет в России осуждены свыше 15 миллионов человек – почти по миллиону человек в год

За 16 лет – с 1992 по 2007 год – в России осуждены свыше 15 миллионов человек – почти по миллиону человек в год. Из них лишены свободы 5 миллионов с лишним, пишет в «Российской газете» Владимир Радченко, первый заместитель председателя Верховного суда в отставке, руководитель центра Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ По мнению Радченко, последствия сказываются на социальной структуре общества, демографии и даже на обороноспособности страны. Избыточное «тюремное население» не стимулирует рождаемость, судимость сужает круг лиц, подлежащих призыву на воинскую службу, сообщает РИА НОВОСТИ.

«Даже в неустроенные, дефицитные, бурлившие годы, предшествовавшие рождению современной России – с 1987 по 1991 год – были осуждены 2,5 миллиона человек. Получается, что среднегодовая судимость была тогда почти в два раза меньше», – пишет бывший судья.

Он считает ошибочным представление о том, что стратегия борьбы с преступностью требует ужесточения законодательства и усиления карательной практики судов. «Более того, становится фактором, ведущим к неблагоприятным изменениям в социальной структуре страны – способствует росту уровня криминальной среды. Общество насыщается людьми, имеющими судимость: 15 миллионов – это четверть взрослого мужского населения. Более того – прошедшего школу «тюремного воспитания». С учетом освобожденных из мест заключения в советские годы таких около 8 миллионов человек», – отмечает Радченко.

По его словам, история свидетельствует – чем жестче принимались меры карательного характера, тем выше становился уровень преступности, «и, что особенно неприятно, росло количество особо опасных преступлений – убийств, тяжких телесных повреждений, разбойных нападений».

«Причина проста – социальная структура общества стремительно менялась: ежегодно прирастало количество людей, имеющих уголовную судимость. Из «мест не столь отдаленных» в города и села возвращалось приблизительно по 600 тысяч вчерашних лагерников, приносивших с собой иное отношение к нормам морали, иные привычки и связи», – пишет Радченко.

Он предлагает провести ревизию карательных кодексов, поскольку «Уголовный кодекс РФ, еще более жесткий, чем старый, советский, после многочисленных изменений и дополнений приобрел откровенно репрессивный характер».

«Широкое лишение свободы за преступления, не представляющие особой опасности для общества, дает определенный эффект в виде временной изоляции правонарушителя, но одновременно влечет и негативные последствия. У человека, оказавшегося в изоляции, особенно длительной, происходят изменения в психике, нарушаются прежние социальные связи, а при освобождении возникают проблемы с адаптацией к жизни на свободе, разрешить которые самостоятельно он может далеко не всегда», – считает бывший судья.

По его мнению, гуманизацию уголовного законодательства и практики его применения нельзя расценивать просто как проявление либерализма. Наоборот, она является необходимостью для постепенного оздоровления социальной обстановки в стране.

«Ряд деяний, которые по степени общественной опасности являются скорее административными проступками – например, использование подложных документов для бесплатного проезда в городском транспорте, лов рыбы в небольшом количестве с применением рыболовных сетей, торговля на рынках без лицензий – трактуются как уголовные преступления. За них ежегодно осуждают десятки тысяч людей. По некоторым преступлениям разумнее было бы ввести административную преюдицию, когда уголовная ответственность наступает, если принятые меры административного воздействия оказались безрезультатны. Скажем, по делам о незаконном предпринимательстве, нарушении антимонопольного законодательства, некоторые экологические преступления», – считает Радченко.

В то же время он предлагает ужесточать ответственность за умышленное лишение жизни человека при квалифицирующих обстоятельствах, выделив те из них, при которых безальтернативно должно назначаться пожизненное лишение свободы. Это убийство человека в связи с его общественной деятельностью, лишение жизни малолетнего, убийство, сопряженное с похищением человека либо захватом заложника, с применением пыток или особо мучительным способом. Нужно также выделить группу преступлений, представляющих исключительную опасность для государства и граждан, – крупный наркобизнес, терроризм, геноцид. За совершение таких преступлений иная, кроме пожизненного лишения свободы, мера наказания может применяться только при наличии веских смягчающих обстоятельств, полагает эксперт.

Помимо этого он считает целесообразным существенно снизить нижние пороги санкций за преступления, не связанные с посягательством на жизнь человека, а ряд составов преступлений перевести из тяжких в категорию средней тяжести.

«Борьба с преступностью требует продуманного подхода. Закручивание гаек столь же бесперспективно, как и безбрежное всепрощенчество. Выработка и последовательное проведение единой стратегии в этой сфере без поспешных решений, основанных на эмоциях или впечатлениях от единичных случаев, – это единственный путь к социальному оздоровлению», – считает первый заместитель председателя Верховного суда в отставке.

You may also like...