«The Economist»: валютный коллапс в Украине!

Курс украинской валюты стремительно падает вследствие ухудшения перспектив для экономики страны и финансовых проблем. Сейчас, когда МВФ имеет определяющее влияние при принятии решений, нерыночные решения проблемы маловероятны; основная цель – достичь плавного снижения курса валюты в противовес резкому. В конечном счете, более низкий курс валюты будет благоприятным для экономики. Однако период приспособления будет трудным, и это может вызывать политические импульсы, которые будут действовать в противовес ограничениям со стороны МВФ.

Падение в бездну

Курс гривны упал 27 ноября до 7,38 грн. за 1 дол. США, что на то время стало самым низким уровнем за все время существования, т.е. курс гривны снизился приблизительно на 38% (так в тексте, падение составляет около 60%. – Прим. пер.), по сравнению с 4,60 грн. за 1 дол. США, по состоянию на первую неделю июля. Национальный банк Украины (НБУ, центральный банк) пытался поддержать курс гривны посредством интервенций на валютном рынке, но после того как валютные резервы всего за один месяц – октябрь – уменьшились на 15% – до 31,9 млрд. дол. США, банк не может себе позволить дальнейшую поддержку.

Недоверие к украинской валюте не удивляет. В этом году уровень инфляции существенно возрос, составляя более 30% в годовом измерении во втором квартале и 26% в третьем квартале. Промышленность в состоянии «свободного падения». Месячный рост производства упал на 0,5% в августе и на 4,5% в сентябре; но даже с учетом этого сокращение промышленного производства на 19,8% в октябре по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года стало огромным шоком для Украины. Замедление роста экономики и ухудшение перспектив увеличения объемов экспорта и цен на экспортные товары, а также мировой кредитный кризис заставили обратить внимание на то, что Украина нуждается в огромном внешнем финансировании. Финансовые поступления почти иссякли.

«На вес стали»

В России также имеет место серьезное падение курса валюты относительно доллара. В случае России причиной этого является резкое снижение цены на нефть с июля и неопределенность ситуации в краткосрочной перспективе. Нефтегазовая промышленность – основной двигатель экономики, а также – основной фактор, определяющий настроения рынка; поэтому падение цены на нефть, начиная со второго полугодия, сопровождалось падением фондового рынка России.

Для Украины важнейшее сырье – это сталь. Черная металлургия обеспечивает 40% экспортных поступлений и 25% промышленного производства. Так же, как в случае нефти в России, доходы от продажи металла существенно влияют на стимулирование всей экономики. С конца 2007 года до середины этого года гривна по большей части тяготела к росту. Эта тенденция была стабильной, пока цены на основные товары металлургической промышленности Украины росли. Цены на стальные заготовки, по данным Metal Bulletin, выросли с порядка 540 дол. США за тонну в конце 2007 года до 800 дол. США за тонну в начале марта и до 1 200 дол. США за тонну в начале июля. Цены на стальные слябы и рулоны горячекатанной стали двигались в таком же направлении: на первые – с 550 дол. США за тонну до конце 2007 года до 1 100 дол. США за тонну в конце июля и на последние – с 620 дол. США за тонну до 1 130 дол. США за тонну.

Однако в августе цены начали падать. Цена заготовок упала на 25% всего за месяц, и, по состоянию на 24 ноября, снизилась на 23 по сравнению с самым высоким показателем внутри года. Цены на слябы и рулон горячекатанной стали так же упали. Еще хуже то, что мировой спрос на сталь в июле начал стремительно уменьшаться, и как результат – резкое сокращение промышленного производства и гарантированное уменьшение поступлений от экспорта (90% сталелитейный продукции идет на экспорт). По прогнозам одного из ведущих украинских металлургических комбинатов, его производство в первом квартале 2009 года по сравнению с прошлым годом сократится на 75%.

Курс гривны следовал за ценами на продукцию металлургов. В соответствии с данными Bloomberg, курс гривны по состоянию на первую неделю июля составлял 4,60 грн. за 1 дол. США. До конца сентября он достиг 5 грн. за 1 дол. США. В течение октября курс неуклонно тяготел к 6 грн. за 1 дол. США, но наибольшее колебание курса началось в конце ноября. С 6,12 грн. за 1 дол. США по состоянию на 21 ноября, курс украинской валюты резко упал до 7,38 грн. за 1 дол. США по состоянию на 27 ноября.

Дефицит баланса текущих операций до недавнего времени составлял, по оценкам, около 6,7% ВВП в этом году. Резкое падение поступлений от экспорта стали, с одной стороны, и дальше больше будет отражаться на дефиците баланса текущих операций. С другой – почти неминуемое существенное подорожание импортного газа в 2009 году угрожает его дальнейшим увеличением. При резком уменьшении доступности кредитов не понятно, как Украина сможет финансировать свой дефицит баланса текущих операций в течение следующих месяцев. МВФ прогнозировал дефицит баланса текущих операций на уровне 2% ВВП в следующем году – исходя из предположения, что это максимум кредитных средств, которые Украине удастся привлечь.

Управляемое падение курса?

В начале ноября Украина договорилась о ссуде в объеме 16,4 млрд. дол. от МВФ, в первую очередь с целью восстановить банковский сектор и обеспечить его способность оплатить огромный внешний долг. Программа МВФ также направлена на то, чтобы привести государственные финансы Украины и валютную политику к более стабильному состоянию. Учитывая то, что большие профициты бюджета практически нереальны, обесценивание валюты неминуемо. МВФ и НБУ надеются обеспечить контролируемое снижение курса валюты, избежав таким образом хаоса, который может зайти слишком далеко, причиняя дополнительный вред. В то же время, МВФ хочет, чтобы Украина отказалась от контроля за валютным рынком.

Теперь, когда НБУ приостановил свои попытки ограничить снижение курса валюты, важнейший вопрос заключается в том, до какого уровня может снизиться курс валюты. 27 ноября заместитель главы НБУ Александр Савченко заявил, что курс валюты на уровне около 7 грн. за 1 дол. США вполне приемлем в теперешних финансовых условиях Украины. Однако за десять дней до этого НБУ заявлял, что курс на уровне 5,6-6,0 грн. за 1 дол. США вполне реален вплоть до середины 2009 года, а потом курс гривны опять укрепится. Банкиры и другие участники рынка все более вероятным считают курс на уровне 7,5-8,0 гривен за 1 дол. США.

На линии огня

Обесценивание валюты приведет к серьезной дестабилизации. Импортеры практически не в состоянии обезопасить себя от валютных рисков в стране. В результате в октябре некоторые импортеры фармацевтической продукции подняли цены, чтобы покрыть рост расходов, но только временно – пока правительство не приказало вернуть цены до уровня по состоянию на 1 октября. Когда последствия ноябрьского удешевления гривны распространятся на всю экономику, немало предприятий, импортирующих готовую продукцию или факторы производства, будут вынуждены повысить цены. Это приведет к росту инфляции и уменьшит уровень потребления или – если правительство установит масштабный контроль по ценам – будет угрожать ростом количества банкротств и сокращением инвестиций в будущем.

Так же, как и бизнес, украинцы, которые платят кредиты в иностранной валюте, сразу почувствуют на себе влияние девальвации. По данным НБУ, целых 50% ссуд в Украине деноминированы в долларах. Падение курса валюты нанесет заемщикам дополнительный удар в то время, как экономический рост падает, уровень безработицы растет, а рост реальной зарплаты скоро резко уменьшится (или будет иметь место даже уменьшение реальной зарплаты). Ежемесячные выплаты по кредиту на машину стоимостью 12 тысяч дол. США, взятому на 7 лет в 2006 году под 11,5%, например, вырастут с 966 гривен по августовскому курсу валюты до 1 460 гривен, если курс гривны стабилизируется на уровне 7 гривен за 1 дол. США.

Наиболее реальным способом защиты людей, имеющих долларовые кредиты, кроме увеличения срока их уплаты, могло бы быть повышение процентных ставок для того, чтобы поддержать курс валюты. Однако, вероятно, это ухудшит общую ситуацию. Компании уже сталкиваются с процентными ставками на уровне 30-50%, когда обращаются в местные банки за кредитами. Правительство строго будет противостоять попыткам повысить процентные ставки. По словам первого заместителя главы НБУ Анатолия Шаповалова, правительство стремится снизить базовую процентную ставку с 12% до 8%. Однако, вероятно, увеличение процентных ставок с целью уменьшения уровня инфляции в определенный момент может быть требованием МВФ к Украине, но, скорее всего, это возможно только после улучшения ситуации с ликвидностью.

Неминуемые трудности

Снижение курса гривны неминуемо, учитывая критическую ситуацию с состоянием платежного баланса Украины. Однако падение гривны должно дать толчок к росту конкурентоспособности экономики, расширив возможности для экспортеров (когда внешний спрос восстановится) и производителей импортозаменимых товаров. Однако сначала Украина должна будет пройти через трудности периода приспособления. Болезненность этого процесса зависит от того, как низко упадет курс гривны; сейчас самая большая угроза заключается в том, что рядовые украинцы потеряют доверие к валюте, что приведет к еще большему падению курса. Как сообщалось, в октябре гражданами было изъято 9 млрд. гривен из банков, и это свидетельствует о том, что с риском этим уже нельзя не считаться. И не будет странно, если правительство премьер-министра Юлии Тимошенко, которое часто вмешивается в экономику, скоро прибегнет к более существенным ограничениям по снятию средств со счетов в банках.

Economist Intelligence Unit, The Economist, Велика Британія. Перевод inoZMI

День

You may also like...