Что такое образование или Почему наше общество воюет с молодежью

Сегодня наше общество воюет с собственной молодежью. Все большее число подростков бросают учебу в системе образования. В некоторых высших школах учебу бросают до 70% учеников. В этой войне мы неизбежно проиграем, поскольку все, что мы можем, это принимать все больше законов. Это не работает, и никогда не будет работать. Молодежи нужны альтернативные возможности, а не заточение.

В конце концов, не такая уж большая разница между классной комнатой, куда никто не хочет идти и тюремной камерой, где никто не хочет находиться. Большее финансирование не решает проблем, их решение лежит в альтернативных методах образования.

Многие из подростков очень неглупые ребята, но они не могут приспособиться к своей пассивной роли в образовательном процессе, им не нравится такая форма обучения, потому они и бегут из этой системы. Они начинают считать себя неудачниками и обузой для общества, что становится самоисполняющимся пророчеством. Окажись они в других условиях – и они бы раскрыли свои таланты, став уважаемыми гражданами. Даже многие члены уличных банд это умные и активные ребята, желающие учиться и чего-то добиться в жизни. В ответ на это общество пичкает молодежь пилюлями, пытаясь контролировать ее поведение и лишая способностей к творчеству. Такое поколение молодежи может жить в комфорте, но полностью утратит способность создавать новое, зная какие-то азы, но, не имея представления о реальном мире.

Естественная среда обучения вызывает и горячее желание учиться, и открывает путь к здоровому образу жизни.

Что такое образование – знание, навыки, учебные дисциплины, техника или что-то еще? Наше общество считает важными только академические дисциплины, не оценивая реально их значимость. Но что можно сказать о вдохновении, предвидении, творчестве, риске, способности исправлять ошибки, наконец, о мотивации? Большинство образовательных учреждений с этим не считается. Эти способности связаны с пониманием ценности знания. Здесь существует зияющий разрыв, и особенно остра эта проблема в высшей школе.

Томас Эдисон, Генри Форд и многие другие успешные люди так и не окончили школу. Они преуспели, потому что знали, как проводить исследования, собирать информацию для своего проекта и главное – как использовать знания. Ничему из этого не учат в школе, которая занимается коллекционированием знаний без всякой цели. Обычный студент академически перегружен, в тоже время, страдая отсутствием мотивации. Ему не хватает умения использовать свои знания. Обычный выпускник колледжа обладает только самыми базовыми профессиональными навыками, и не более того. Все естественные способности и таланты высшая школа отправляет в клозет.

Все успешные люди преодолевают трудности, обладая и вдохновением, и мотивацией. Сдача теста по предмету сама по себе не дает никакой мотивации, зубрежка не вызывает любовь к учебе, а скорее наоборот, отвращает. Целью образования должно стать прививание любви к обучению. Образование должно стать повседневным жизненным опытом, а не ограничиваться годами юности.

Откуда взялась всем известная система тестов? Она возникла потому, что в образовании наступил кризис, а общество хочет осязаемых и исчисляемых результатов. Каждый учащийся должен принять данное статус-кво или получит ярлык неудачника. И все больше становится тех, кто получает ярлык неудачника, потому что система измеряет знания, используя стандартный бумажный тест.

К чему это приводит на практике? Возьмем, к примеру, родителей, у которых возникла проблема с текстовым редактором «Ворд». Сами они решить ее не могут, они могут лишь годами накапливать недовольство, но их способности к использованию своих знаний на практике находятся в спячке. Тогда к ним приходит на помощь их тринадцатилетний сын. Знаний у него немного, зато он умеет их применять. Он изучает проблему и находит решение. Вовсе не обязательно, что он особо умный, просто он использует обычный для всех подростков подход к решению проблем – метод проб и ошибок.

Все дети имеют врожденные способности к творческому использованию знаний. Однако уже в годы юности эти способности заглушаются системой образования, которая заставляет зубрить информацию, и при этом забывать, как ее использовать. В школьном классе главное – это умение запоминать наизусть. Да, сегодня образование высоко ценится на рынке труда. Но тот выпускник вуза, который получил более высокие оценки, получит приличную работу, но только и всего. Его юношеские мечты и дерзания будут похоронены.

Давайте посмотрим правде в глаза: успешные, пробившиеся своими силами люди никогда не были первыми учениками в классе. Те, кто самостоятельно стал миллионером, имели свой взгляд на вещи, умели использовать знания и интуицию. Способность находить оригинальные решения проблем – вот что создает миллионеров. Их секрет – это особый, новый взгляд на привычные вещи.

Сегодня типичный работодатель хочет иметь работников со знаниями, а не с оригинальным взглядом на вещи. Работодатели хотят иметь работников, готовых подчиняться приказам, и довольных своей второстепенной ролью, согласных с существующим порядком вещей и закрывающих глаза на промахи своих начальников. В такой системе оригинально мыслящие люди быстро получают ярлык «людей, вызывающих проблемы», поскольку они указывают на ошибки своего начальства и предлагают альтернативы. Однако когда в организации остаются одни «тихони», незаметно накапливающиеся ошибки и проблемы способны погубить любое предприятие. Только новаторы способны повысить эффективность организации или увеличить прибыль компании.

Что можно считать качественным образованием? Качественная система образования развивает уникальные способности каждого, дает хороший и полезный жизненный опыт. Она развивает таланты и способность учиться. Вот почему те, кто учился самостоятельно, превосходят тех, кто имеет лишь формальное образование. Для тех, кто получил домашнее образование, обучение стало хорошей привычкой на всю жизнь.

Те, кто создают барьеры, и те, кто их убирает.

Когда я был еще ребенком, моли родители часто говорили мне, что я должен стать проповедником, или музыкантом, и когда-нибудь смогу играть на пианино в большом концертном зале. Желания моих родителей шли вразрез с моими природными способностями. Моим любимым занятием вне дома было лазанье по деревьям, а любимой игрушкой был механический конструктор. Проблема была в том, что мой природный талант не встретил понимания родителей. Они заставляли меня учиться игре на пианино. В награду за час учебы на пианино они давали мне мой конструктор. Я не имел способностей к музыке, но у меня был огромный талант к механике, который так и остался неразвитым и незамеченным.

Конфликт с моими родителями постепенно обострялся. Когда мне было пятнадцать, они послали меня летом работать на ферме. После этого я твердо решил жить своей жизнью и пошел наперекор мнению родителей. Их желание видеть меня семейным священником и моя страсть к приключениям вбили клин в нашу семью.

А теперь сравните это с теми семьями, где родители пошли навстречу буйным идеям детей – что получилось?

В конце 1960-х шестнадцатилетний юноша по имени Робин Ли Грэм (Robin Lee Graham) захотел совершить кругосветное путешествие под парусом, причем в одиночку. Его родители поддержали его, позволив бросить учебу и дав ему свою 23-футовую яхту. Неудивительно, что когда он отплыл, его родителей обвинили в безответственности.

Спустя пять лет он закончил свое плавание и стал героем. Ни одна школа не могла дать ему те способности и уверенность в своих силах, не могла воспитать в нем ту волю, которую он получил во время плавания. Его родители сняли барьеры перед ним; они ему не мешали. Они дали ему те права, которым можно только позавидовать.

На протяжении всей американской истории знаменитые люди, которые добились успеха в молодом возрасте, добились его благодаря поддержке своих родителей, которые снимали барьеры, стоящие на пути успеха их детей. Они принимали их цели и желания, иначе у них просто ничего бы не вышло. Бунтующая молодежь возникает не сама по себе, а из-за родителей, которые мешают своим детям, навязывая им свои цели. Многие великие таланты были задушены еще в детстве.

Конечно, для родителей, которые ничего не знают о мореплавании, 16-летний юноша, пересекающий океан в одиночку – это потенциальный самоубийца. Но если бы они изучили идею тщательно, то могли бы выяснить, что она не лишена достоинств. Каждое новое поколение осваивает огромное количество информации, и делает из нее свои выводы, открывая новые возможности. Это та информация, о получении которой родители даже не мечтали.

Причем большая часть ее приходит вовсе не из учебников, а из самой жизни. Потому у молодежи возникает естественное желание использовать новые идеи, а держаться за старое. За старое держатся люди, давно утратившие способность думать и действовать. К примеру, многие молодые люди сегодня стали лидерами в электронной коммерции. Именно они определяют тенденции в этой сфере бизнеса.

Если у молодых ребят маловато денег, но их безумные идеи поддерживают родители, то творческий пыл значит больше, чем хорошие отметки в школе. Когда мне было 14 лет, я прочитал книжку «Кон Тики». Это была история шестерых мужчин, пересекающих на бальсовом плоту Тихий океан. Книга захватила меня, и я захотел повторить их путешествие. Когда я рассказал об этом своим родителям, они лишь воскликнули «и откуда ты набрался этих идиотских идей?» Подобное я слышал почти каждый день в школе. В общем, я отдалился от людей и замкнулся в своих идеях. Пришло время, и вот, уже в 35 лет, я построил 50-футовую лодку «Ханки-Дори», на которой я и моя жена много лет ходили под парусом по Тихому океану.

Конечно, родители и система образования хотят, чтобы вы осваивали новые идеи и расширяли свои горизонты, но в то же время не стремились ничего менять. В этом и конфликт. Новые идеи разжигают воображение. К сожалению, большинство молодых людей, у которых возникли творческие идеи, не борются за их осуществление, как делал я, а сдаются, попадая в группу риска и обращаясь к наркотикам, как законным, так и незаконным.

Растущее количество молодежи, бросающее учиться, заставляет общество серьезно искать альтернативные ценности и альтернативные методы обучения. Молодежь имеет естественное желание учиться, но не всегда желает подчиняться порядкам, существующим в обществе. Обществу стоило бы отказаться от политики, по которой отметки за учебу значат больше, чем вся гамма человеческих чувств или стремлений. Для многих людей долгая процедура обретения диплома приносит больше вреда, чем пользы.

21-му столетию необходима реформа образования.

Наши школы готовят выпускников больше для поступления в колледж, чем для взрослой жизни. На родителей влияет общество, и поэтому они хотят, чтобы их дети отражали идеалы успеха. Все это хорошо звучит в теории, но на практике лишь один из тысячи достигает этого идеала. Проблема в том, чтосистема образования фактически лишает молодежь тех способностей, которые ей необходимы для вступления во взрослую жизнь. Есть и другие причины ее кризиса, которые можно назвать.

Доступность информации. С древних времен и до конца 19-го века образовательные учреждения были единственным источником знаний. Теперь времена изменились. Сегодня мы живем в информационном обществе, имея сотни источников информации. Прошлогодние факты завтра могут не иметь никакой ценности. Знания и умения быстро становятся устаревшими, и требуются новые. По этой причине больше значения имеет умение обучаться, чем однажды заученные факты или формальный диплом. В то же время, для некоторых профессий, вроде врачей или юристов, знание фактов по-прежнему является необходимостью.

Быстро меняющиеся технологии. Американские студенты имеют худшие оценки по сравнению с другими странами по математике и другим наукам. Что многие не понимают, эти студенты-троечники являются техниками, которые продолжают поддерживать ведущие позиции страны в сфере технологий.

Это происходит потому, что студенты, которые не очень интересуются академическими дисциплинами, часто обладают большими способностями в создании новых идей. Изучение старого им неинтересно, их увлекает создание нового. Существующая система образования вообще хорошо работает только тогда, когда профессиональные навыки не меняются до самой пенсии. Но взрослых людей ведь не загонишь обратно в аудитории, когда меняются технологии. Мы входим в эпоху, когда нам нужно постоянное обновление знаний и навыков. А это требует от людей способности учиться самостоятельно. Компьютерщикам вообще приходится заниматься самообучением постоянно.

Рост недовольства молодежи. В штате Южная Каролина школу бросают 40% учеников. В некоторых вузах учебу бросает до 70% студентов. Когда система образования устаревает, ее покидает все больший процент молодежи. Кроме того, есть определенные альтернативы, которые заставляют молодежь искать другие пути в жизни, а не обучение в вузе.

Фактически система исподволь приучает молодежь ощущать себя неудачниками. Обычная высшая школа до 30% студентов записывает в неудачники. Происходит это потому, что она признает только академические способности и меряет успехи студентов по своим меркам. Человек может никогда не добиться успеха, потому что данная ему системой характеристика может стать самоисполняющимся пророчеством, предопределяющим его судьбу. И, что хуже всего, система образования загоняет молодежь в тюрьмы. Подростки могут быстро оказаться в местах лишения свободы, если они отказываются смириться со своей пассивной ролью в школе, отказываются смириться с ярлыком «неудачника», что часто приводит их к саморазрушительной деятельности в преступной среде.

Благосостояние работников и стили руководства

Благосостояние работников основывается вовсе не на их образовании, а на стиле руководства их начальников. Есть компании, которые платят самые низкие зарплаты. Низкое качество руководства в них приводит к низкой эффективности работы персонала. Низкая эффективность это следствие того, что все решения принимаются узким кругом руководителей, а все остальные получают только приказы. В такой компании никто ничему не учится. Поскольку сотрудники лишь выполняют приказы, они не могут развить в себе такие умения и способности, которые позволили бы им больше зарабатывать.

Есть компании, которые платят большие зарплаты. В них высокое качество руководства создает высокое качество работы персонала. Высокая эффективность является результатом ответственности на всех уровнях. Ответственность требует постоянного обучения и развития способностей, повышающих эффективность труда. Это благотворная, обучающая среда, способствующая и большим заработкам, и процветанию самой компании.

Мне повезло, большую часть своей жизни я работал именно в такой компании. Например, во время моей работы машинистом, трое из моих коллег стали миллионерами и купили частные самолеты. Я построил яхту, на которой проехал полмира. При этом никто из моих коллег не имел высшего образования.

Умению хорошо зарабатывать не научишься в школе. Этому учатся только на рабочем месте, в условиях высококачественного руководства. Когда руководство низкого качества, то и зарплата твоя так и останется средней, и не важно, какое у тебя образование. Некачественное руководство – вот что убивает амбиции. Подчинение без лишних вопросов очень удобно для начальников. Подчинение, даже когда у вас прекрасные способности, никогда не откроет вам дорогу к признанию.

Автор: Б.Уэбб; перевод Андрея Маклакова, ДИАЛОГ

Полный текст документа доступен по адресу:  www.motivation-tools.com 

You may also like...