Молодежь России: между бунтом и смертью
В 2010 году специалисты Всемирной организации здравоохранения и детского фонда ООН – ЮНИСЕФ сообщили, что Россия вышла на первое место в мире по числу самоубийств среди подростков и лидирует по количеству детей и молодежи в Европе. . Эксперты о том, почему так происходит.
По словам детского омбудсмена Павла Астахова, «в 2010 году было зафиксировано почти 4 тысячи случаев суицида»: «Из них доведены до конца около 2 тысяч. Это цифра официальная, которую Минздравсоцразвития оглашает. По нашим данным, эти цифры гораздо больше, потому что не все такие случаи фиксируются как суициды. Иногда они оформляются как гибель от бытовой травмы или других внешних причин».
В последние годы, отмечает собеседник «НГ», частота самоубийств 10–14-летних детей колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тыс. А среди подростков 15–19 лет – 19–20 случаев на эти же 100 тыс. Что превышает средний мировой показатель по этой возрастной категории населения почти в три раза. Самая тяжелая ситуация, говорит Астахов, в Кемерове, Кургане, Томске, Бурятии, Туве, Забайкалье.
Детский суицид, указывает глава Левада-Центра Лев Гудков, «это лишь проявление общего, очень высокого уровня самоубийств в России: «Это связано с общим кризисом и распадом социальных отношений, связей, выпадением людей из социального общения. Для России, кроме того, характерен очень высокий уровень насилия. Отчасти это связано с наследством тоталитарного общества, где государственное насилие было нормой. Оно захватывает не только государственные отношения, а все, связанное с человеческой жизнью».
Москва у нас сегодня – оазис благополучия: восемь самоубийств на 100 тыс., замечает Гудков: «Зоны неблагополучия – Север, Дальний Восток, Камчатка, Приморской край. Там уровень самоубийств доходит до 100–110 на 100 тысяч. Включая подростковый суицид».
Неудовлетворенность жизнью проявляется в молодежной среде по-разному. Кто-то прыгает с балкона, кто-то выходит на улицы городов. Молодежью на Манежной площади в прошлом декабре двигало прежде всего ощущение абсолютной бесперспективности, считает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин: «У молодых людей нет возможности получить образование, и они это понимают. Даже платное образование – это просто бумажка, которая ничего не значит. В результате они оказываются никому не нужны. Потому что нет развития, не появляется новых рабочих мест… С другой стороны, у них нет знаний».
Если талантливому человеку удается пробиться, он «видит над собой стеклянный потолок», говорит Делягин: «Поскольку система социального лифта не работает, на значимые должности устраиваются близкие и знакомые чиновников. Талантливые люди не нужны в принципе. Главная проблема молодых ученых даже не в отсутствии базовой подготовки.
Даже не в том, что их учат по учебникам 30-летней давности. Не в бедности. Главная проблема молодых ученых в том, что если они останутся в России, им придется подчиняться идиотам, быть рабами научных бюрократов, которые ничего ни в чем не смыслят. По этой причине кто-то уезжает из страны. Те, кто не может, выбирают иные пути.
Иногда находят трагический выход из ситуации». Граждане испытывают на себе этническую агрессию, и в молодежной среде это проявляется особенно остро, считает эксперт: «Молодые люди видят, что если нападающий принадлежит к диаспоре, то за него есть кому вступиться». Выход на Манежную площадь, уверен Делягин, «это проявление инстинкта самосохранения»: «Проявление чудовищное и запоздалое».
Авторы: Александра Самарина, Алексей Горбачев; Россия, Независимая газета