Бедность как религия
Можно, конечно, говорить о богатых, что они наворовали у народа, а теперь притворяются большими благодетелями, и это в некоторой степени правда. Но с другой стороны, чем лучше те бедные, которые так и не научились зарабатывать копейку, чтобы кому-то ее отдать, а наоборот, ждут подачку от кого-то другого?
В последние годы уже всем в нашей стране понятно: бедность воссоздает бедность, и психологическая зависимость от соответствующего образа жизни воспитывается с детства под влиянием окружения. Поэтические строки «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке» теперь зачастую означают взаимопомощь бедных, некий «меловой круг», за который не пускают посторонних. Посторонним завидуют. Ученые говорят даже о гедонизме бедных — им присуще переживание катарсиса от своей безусловной порядочности по сравнению с «украденными богатствами олигархов».
Словом, проблема бедности в стране есть. И психологическая зависимость от несостоятельности и безденежья у бедных людей — тоже. Как вывести их за границы «мелового круга»?
Лаборатория психологии масс и сообществ Института социальной и политической психологии НАПН Украины в течение двух последних лет исследует тему «Социально-психологические факторы преодоления бедности как стиля жизни». Рассказывает заведующий лабораторией доктор психологических наук, профессор Вадим Васютинский.
Бедняцкий «психологический комфорт»
Проблема бедности как научная возникла в 90-е годы прошлого столетия, когда в обществе началось расслоение: кто-то разбогател, а подавляющее большинство обеднело. В советские времена все или почти все были равными в бедности, однако государство обеспечивало минимальный уровень выживания. Безработицы не было — даже бездельники, которые были вынуждены ходить на работу, получали свои 60—70 руб.
«Дикий» капитализм сразу же показал, что в действительности наши люди очень разные, по-разному работают и что экономические и морально-этические факторы тесно взаимосвязаны. Фактически в 90-х произошел всеобъемлющий мировоззренческий кризис: изменились ценностные ориентиры, люди потеряли уверенность в завтрашнем днем (пусть фальшивая, но все же она была), и каждый оказался в состоянии относительной свободы: живи и зарабатывай как хочешь, никого твои проблемы не интересуют». Это был очень мучительный для социума период.
На сегодняшний день общество в какой-то степени привыкло к реалиям: большинство людей нашли какую-то свою «нишу» (для некоторых такой нишей стали, к примеру, заработки за рубежом). И сегодня у нас имеет место сильное имущественное неравенство. Об этом больше всего слышим от социологов, изучающих разные слои населения, — богатых, среднеобеспеченных, бедных, обедневших, убогих, нищих, «новых» и «старых» бедных…
На Западе распространена традиция социологического изучения проблемы бедности. Еще в 1959 г. американский социолог Оскар Льюис предложил термин «культура бедности»: он рассматривал ее как способ коллективной жизни бедных, которые живут в своей среде, по-своему воспитывают детей, и каждое следующее поколение преимущественно продолжает такой же образ жизни, воссоздавая ту же культуру.
В исследовании причин бедности конкурируют два подхода. Первый — социально-экономический, известный нам как марксистский: при капиталистическом строе богатые эксплуатируют бедных, и ситуацию можно изменить только путем революции. Второй подход, сугубо психологический, заключается в том, что бедные люди вроде бы сами виноваты в своих несчастьях, и в некоторой степени это действительно так.
Бедные, как правило, отличаются тем, что они более пассивные, зависимые, менее целеустремленные и жизнеспособные, подчинены воле обстоятельств и не делают никаких попыток сопротивляться, у них нет внутренних сил организовать свою жизнь так, чтобы преодолеть трудности, им не присуще внутреннее желание принципиально изменить свою жизнь, нет достаточного интереса к будущему. Более того, такое положение в целом для них комфортно — некомфортно сделать над собой усилие и попытаться что-либо улучшить. Поэтому главная проблема, которую изучает психология бедности, заключается не в том, почему человек бедный, а в том, почему он не желает покончить с бедностью.
Конечно, многие сталкиваются с настолько сложными обстоятельствами, что они кажутся непреодолимыми. К примеру, что может сделать со своей бедностью человек из глухого села, где нет никакой работы? Не все же могут уехать в столицу, тем более за рубеж. Да, что-то надо делать, но для этого необходимы резервы: физические силы, здоровье, определенный уровень интеллекта и образованности, профессиональные способности — чтобы достойно представить себя на рынке труда. Такие резервы имеют не все, поэтому психологическое неравенство, которое «сидит» в каждом человеке, оказывается объективным.
Как психолог я с большой уверенностью могу сказать, что будущий успех или неуспех в жизни зависит от условий формирования личности в детстве, в первые три—пять лет, когда закладываются психологические основы интеллекта, активности и пассивности, самостоятельности и зависимости, и т. д. Руководить этими процессами почти невозможно. Никто не формирует грудничка как будущего бизнесмена или безработного, но проходит несколько лет, и уже можно прогнозировать те или иные психологические характеристики будущей жизни ребенка.
Следует заметить, что ни одна из них не является решающей. К примеру, высокий интеллект — замечательная вещь. но далеко не все отличники становятся успешными: им все легко дается, а следовательно, не формируется привычка настойчиво работать в условиях конкуренции. И наоборот, те, кто имеет сильную мотивацию изменить свое положение, способны бороться и достигать цели. Известно немало случаев, когда стремительно богатеют бывшие «троечники» (не все, конечно), причем преимущественно те из них, кому присуща не столько жажда денег, сколько стремление самоутвердиться.
Шесть факторов бедности-богатства
Что означает бедность как стиль жизни? В рамках образа жизни, характеризующего определенную среду, каждый человек выбирает свой собственный жизненный путь, и перед ним, как правило, раскрыт некий «веер» возможностей — разный для каждого образа жизни, но непременно означающий выбор. И бедность мы понимаем как результат относительно свободного выбора человеком соответствующего статуса: быть или не быть бедным, остаться бедным или попытаться изменить это положение. В данном случае мы как социальные психологи имеем широкое поле для исследований: факторы межличностные и коллективные, общения, взаимодействия, общей активности.
Исследования бедности опираются на ряд интересных показателей, таких как, например, абсолютная и относительная бедность. Абсолютная бедность означает, что человек находится на грани выживания, а относительная — что человек беднее по сравнению с окружением. Например, житель отдаленного села может казаться совсем не бедным среди своих односельчан, а вот по сравнению с жителями столицы его статус будет намного скромнее. Есть и такая классификация — бедность субъективная и объективная, которая психологов интересует больше. Объективная определяется тем, сколько у человека богатств, капитала, имущества. А субъективная — это то, как он себя при этом чувствует. Ведь можно чувствовать себя бедным, будучи объективно богатым, и богатым — будучи объективно бедным.
Для выявления субъективной склонности быть бедным мы разрабатываем специальный опросник. Из 17 разных методик скомпоновано 350 пунктов-высказываний по данной проблеме. Анализируя ответы на них, можно сделать вывод об отношении респондента к бедности и богатству, работе, деньгам, своему социальному статусу, а также о том, как он оценивает свои личностные качества и возможности. Эти 350 высказываний мы сгруппировали в 14 вариантов по 25 высказываний в каждом, а кроме того, добавили несколько других важных индикаторов, в частности, касающихся субъективной и объективной оценки своего материального положения.
Субъективную бедность мы пытались зафиксировать с помощью вопроса «Как бы вы оценили свое материальное положение по сравнению с большинством окружающих вас людей?» (варианты ответа: «намного хуже», «немного хуже», «такое же», «немного лучше», «намного лучше»). Затем респондентов поделили на бедных (у кого положение «намного хуже» или «немного хуже») и «небедных» (положение «такое же», «немного лучше» или «намного лучше»; кстати, последних оказалось очень мало). Применили также более объективную шкалу, где за основу взят такой показатель, как средняя прибыль на одного члена семьи в месяц.
Опрос проводился в Киеве, Днепропетровске, Донецке, Запорожье, Луганске. По каждому варианту было опрошено приблизительно 150 человек (всего 2096 респондентов).
Опрашиваемым предлагалось выразить степень их согласия/несогласия с предложенными высказываниями. Затем мы сравнили ответы «бедных» и «небедных» респондентов и отобрали 119 высказываний, по оценкам которых проявились статистически значимые отличия. Потом провели еще один опрос в Киеве (180 человек) и по результатам факторного анализа определили высказывания, на которые пришлись наибольшие факторные нагрузки. Выбрали из них 32, составившие основу «Опросника психологического тяготения к бедности». Это еще не окончательный текст, поскольку нужно провести еще четыре процедуры, чтобы его можно было считать достаточно обоснованным.
Предварительные данные показали, чем «бедные» отличаются от «небедных». В процессе факторного анализа были выделены шесть факторов. Первый — энергичность и целеустремленность. Самым показательным стало высказывание «Я принадлежу к энергичным людям, которые всегда заняты». Среди «бедных» с ним согласились 25,4%, не определились 33,3, не согласились 41,3%.
Из «небедных» эту мысль разделяют 61,9%, не определились 19,6 и не согласились 18,5%. (Следует отметить, что эти и последующие данные не являются социологически репрезентативными, а только отражают важные для нас психологические тенденции.) «Небедные» гораздо чаще говорят о себе как о людях энергичных. Итак, те, кто отличается энергичностью и целеустремленностью, имеют больше шансов перестать быть бедными: если человек старается действовать, бороться, зарабатывать, то в конце концов он найдет выход.
Второй фактор — отношение к деньгам. Центральным стало высказывание «Я почти все время беспокоюсь о своем финансовом положении». Среди «бедных» его приняли 50,6%, не определились 29,9 и не согласились 19,5%. Среди «небедных» положительно ответили 36,2%, не определились 26,4 и не согласились 37,4%. Финансовое положение «бедных» более сложное, а потому чаще заставляет о нем беспокоиться.
Отношение к деньгам — психологически сильное и интересное явление. И «бедных», и «небедных» деньги интересуют, но по-разному. У «бедных» отношение очень напряженное: поскольку денег все время нет, формируется ошибочное и наивное представление о том, что главная, а возможно, единственная, причина всех проблем — нехватка денег, а следовательно, как только они появятся, то все проблемы будут решены.
У «небедных» отношение к деньгам также довольно напряженное, но для них деньги не столько объект соискания, сколько критерий для проявления активности. Они зарабатывают деньги, чтобы изменить образ жизни, получить новые выгоды, удовлетворить честолюбие.
Третий фактор — стремление достичь той или иной цели. Самым значимым оказалось высказывание «Я всегда стараюсь во всем быть первым и лучшим». С ним согласились 34,6% «бедных», не определились 35,9 и ответили отрицательно 29,5%. Среди «небедных» положительный ответ дали 56,2%, не определились 23,6 и не согласились 20,2%. Как видим, старание быть the best больше присуще «небедным». Стремление к достижениям — самая важная предпосылка полноценной деятельности человека.
Четвертый фактор — уверенность в себе. Самым показательным было высказывание «Иногда, когда надо что-то сделать, меня охватывает страх: а что, если не получится?». Среди «бедных» положительно ответили 60,5%, не определились 26,3, не согласились 13,2%. Среди «небедных» согласны 35,2%, не определились 29,6 и дали отрицательный ответ 35,2%. «Бедные» более робкие, страх тормозит их желание действовать, а уверенный в себе человек имеет больше шансов на жизненный успех.
Пятый фактор — организованность. С определяющим высказыванием «Я часто начинаю одновременно много дел и не успеваю их закончить». согласились 30,8% «бедных», 23,1 не определились и 46,1% не согласились. Среди «небедных» положительно ответили 20%, не определились 13,6 и не согласились 66,4%. Таким образом, «небедные» более организованны, чем «бедные».
Организованность означает, в частности, способность структурировать свою жизнь. Обычно «бедные» не умеют четко определять свои цели, живут текущим моментом. Успешные люди, как правило, лучше понимают, что именно нужно сделать сегодня, за неделю, за год, они могут работать на перспективу, чтобы достичь определенного эффекта в будущем, а вот бедные готовы поработать сегодня, но только для того, чтобы вечером получить жалованье.
Шестой фактор — способность принимать решения. Показательным в данном случае является высказывание «Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше». Среди «бедных» согласились 65,2%, не определились 30,4, не согласились 4,4%. Среди «небедных» согласились 83,2%, не определились 14,6 и не согласились 2,2%. Значит, подавляющее большинство и «бедных», и «небедных» ответственно относятся к принятию решений, однако «небедным» это свойственно больше.
Способность принимать решения связана с уверенностью в себе. Если человек не умеет принимать решения, за него это будет делать кто-то другой… В большинстве случаев руководителями становятся те, кто способен взять на себя ответственность, то же можем сказать и о неформальных авторитетах. В каждой среде всегда найдется несколько человек, к мнению которых больше всего прислушиваются, и это, как правило, люди не бедные.
Субъективно среди нас нет людей нечестных
Какие отношения складываются между бедными и богатыми? Бедных часто мучает зависть. Это общечеловеческая черта, в основе которой лежат комплексы второсортности, неполноценности: каждый человек найдет основание видеть себя в чем-то хуже других. Преодолевается этот комплекс по-разному: одни пытаются стать лучшими, достичь успеха в данной сфере, другие — преуспеть в чем-то другом, третьи бегут от осознания своей «хужести», например, в алкоголизм, наркотики или телесериалы… Есть еще один способ — сидеть на месте, грызть себя, мучиться и страдать от зависти. Так и делает часть бедных, для которых зависть становится доминирующей эмоцией.
У богатых зависть проявляется как желание щеголять своим богатством, что особенно характерно для молодых капиталистических стран, и нашей в том числе. Это и тысячные счета в ресторанах, и автомобили размером с автобус (чего, кстати, нет в Европе).
Бедность и богатство представляют симметричную взаимозависимую картину. Бедные завидуют богатым, тем самым оправдывая себя: «Я бедный, но честный и порядочный, я страдаю, а эти богачи — мироеды, бандиты, олигархи и воры». Вместе с тем богатые считают себя не ворами и бандитами, а успешными людьми — более умными, более способными и эффективными, чем другие. Субъективно нечестных людей практически не бывает.
Можно, конечно, говорить о богатых, что они наворовали у народа, а теперь притворяются большими благодетелями, и это в некоторой степени правда. Но с другой стороны, чем лучше те бедные, которые так и не научились зарабатывать копейку, чтобы кому-то ее отдать, а наоборот, ждут подачку от кого-то другого?
Неоднократно отмечалось, что бедные более склонны к коллективизму, рассчитывают на взаимопомощь, поддержку, и это хорошо. Однако есть и негативный аспект: они чаще надеются на постороннюю помощь, чем полагаются на собственные силы. А вот богатым свойственны индивидуализм и эгоистичность, они менее обеспокоены судьбами других и больше думают о себе — как в негативном, так и в положительном понимании (например, беспокоясь о саморазвитии).
Решение проблемы бедности может иметь еще один вариант — революционный: бедные объединяются, свергают власть богатых и делят их имущество… Что бывает дальше, мы уже видели. Однако коммунисты снова набирают немалые проценты на выборах. Коммунистическая идея действительно бессмертна, она была и будет всегда, только под разными названиями. Ее привлекательность заключается прежде всего в обещании всеобщего равенства, когда нет тех, кто хуже или лучше, а это самый сладкий бальзам для человеческих комплексов.
С данной точки зрения капитализм более справедлив, поскольку дает людям возможность полностью проявить себя. Другое дело, что в таком случае неминуемо неравенство — и психологическое, и экономическое, а следовательно, страдают миллионы людей, поскольку не могут быть «не хуже» других. Но тот ли это идеал, к которому должно стремиться общество?
Автор: Ирина Кириченко, ZN.ua
Tweet