Защита автопрома Украины: во сколько это обходится простым украинцам
В стране вводят новые акцизы, налоги, утилизационный сбор… каждый раз мотивация одна и та же – забота о национальном производителе. Но о каком национальном производителе идет речь?
У нас нет ни одного государственного предприятия, занимающегося производством автомобилей. Только в этом случае речь может идти о национальных интересах. Но самое интересное даже не это, а то, что толку от этих защитных мер абсолютно никакого нет, в чем правительство могло убедиться уже не раз
. Разве что «шумиха» вокруг одного из очередных нововведений пробуждает быстрее купить машину — мол, чтобы успеть до подорожания. Более того, мало-мальски грамотный экономист подскажет, что все эти меры похожи на сознательную дестабилизацию рынка автомобилей в стране. Чтобы понять это, достаточно взять в руки калькулятор и произвести расчеты. Но сначала посчитаем на пальцах.
Под видом автоимпортера представим бабу Груню, которая торгует яблоками на базаре. На каждом яблоке она зарабатывает 50 копеек. С этой прибыли она делится с государством
Так как баба Груня ежедневно продает 100 яблок, правительство рассчитывает получить лишних 20 гривен. Но законы рынка другие. Товар подорожал, продажи упали. И продала наша бабушка всего 50 яблок вместо ста. В результате — по старому налогу она принесла казне не 20 гривен, а всего 10, а акциз добавил еще 10. На выходе у государства те же 20 гривен. То есть, казна не пострадала, а вот рынок и потребитель — да.
Для примера рассмотрим расчет таможенной очистки нового французского автомобиля с бензиновым двигателем объемом 2 л и стоимостью 12 000 евро до введения спецпошлин и утилизационного сбора и после.
|
до 13.04.2013 |
после 13.04.2013 | после 01.09.2013 |
Таможенная цена, евро | 12000 | 12000 | 12000 |
Ввозная пошлина (10%) | 1200 | 1200 | 1200 |
Спецпошлина* (12,95% для автомобилей от 1500 до 2200 см.куб.) | 0 | 1554 | 1554 |
Акциз** (0,16 евро за куб.см для автомобилей от 1500 до 2200 см.куб.) | 320 | 320 | 320 |
Сумма до НДС | 13520 | 15074 | 15074 |
НДС, 20% | 2704 | 3014,80 | 3014,80 |
Послетаможенная цена, евро | 16224 | 18088,80 | 18088,80 |
Утилизационный сбор***, евро (грн.) | 696,00 (7370) | ||
Стоимость до назначения маржи, евро | 16224 | 18088,80 | 18784,80 |
Заработок государства, евро | 4224 | 6088 | 6784,8 |
Заработок государства, % | 35,20 | 50,73 |
56,53 |
Как видно по таблице, даже до введения дополнительных налогов и пошлин сумма «честного» отъема денег у населения была немаленькой и вполне справлялась с защитой «отечественного» производителя. Если же объем двигателя превысит 3 л, сумма таможенных платежей может и вовсе превысить первоначальную стоимость в два (!) раза.
*, ** Таможенные сборы после введения спецпошлин
Топливо / страна-производитель |
Объем двигателя, куб.см |
Ввозная пошлина |
*Спецпошлина от 13.04.2013 |
***Акцизный сбор (евро за куб.см) |
Бензин / иномарка |
до 1000 |
10% |
0 |
0,05 |
Бензин / иномарка |
от 1000 до 1500 |
10% |
6,46% |
0,03 |
Бензин / иномарка |
от 1500 до 2200 |
10% |
12,95% |
0,16 |
Бензин / иномарка |
от 2200 до 3000 |
10% |
0 |
0,13 |
Бензин / иномарка |
от 3000 |
6% |
0 |
1.09 |
Дизель / иномарка |
до 1500 |
10% |
0 |
0,05 |
Дизель / иномарка |
от 1500 до 2500 |
10% |
0 |
0,16 |
Дизель / иномарка |
от 2500 |
10% |
0 |
1,09 |
Бензин / Россия |
от 1000 до 1500 |
0 |
6,46% |
0,05 |
Бензин / Россия |
от 1500 до 2200 |
0 |
12,95% |
0,03 |
Из этой таблицы видно, что с автомобилей, произведенных в России, не взимается ввозная пошлина, а акцизные сборы платятся по льготным тарифам. Все данные относятся только к субъектам внешнеэкономической деятельности (импортёрам). При доставке машины из России физическим лицом, ввозная пошлина будет взиматься, акцизные тарифы остаются льготными. В Украине «новым» автомобилем считается тот, который не имел регистрации, как в стране, так и за ее пределами и имеет возраст не старше двух лет.
***Базовая ставка утилизационного сбора для легковых автомобилей равна 5500 гривнам. Окончательная сумма зависит от типа транспортного средства, объёма его мотора и новизны.
Коэффициенты расчета утилизационного сбора в Украине.
Легковые автомобили |
новые |
подержанные |
Электромобили (без гибридов) |
0,86 |
1,72 |
Двигатели не более 1 литра |
0,86 |
1,72 |
Двигатели от 1 до 2 литров |
1,34 |
2,68 |
Двигатели от 2 до 3 литров |
2,56 |
5,12 |
Двигатели от 3 до 3,5 литров |
3,47 |
6,94 |
Двигатели от 3,5 литров |
5,5 |
11 |

Мировой опыт показывает, что ужесточение налогового прессинга не приемлемо — это не позволяет развиваться рынку. А вот преференции для «национального» производителя попросту помогают ему сбывать если и качественный, то в большинстве своем морально устаревший товар.
Если окунуться в прошлое, на примере ЗАЗ «Славута» можно оценить приоритеты наших соотечественников. Десять лет назад этот автомобиль стоил порядка
Пример экспансии «китайцев»: Geely CK за 59 000 грн. За эти деньги производитель из Поднебесной предлагает автомобиль с двигателем мощностью 94 л.с., задней независимой подвеской и объемным багажником.
Какие можно сделать выводы? Мы четко понимаем, всю нагрузку налогового бремени, которую государство повесило на импортеров, они перекинут на наши плечи, плечи покупателей. Просто государство нашло еще одну лазейку, как добраться к нашим кошелькам. Собранные деньги как всегда пропадут в бездонном колодце под названием казна. Ведь на самом деле, как собирать деньги чиновники придумали, а вот как ими будут распоряжаться, нигде не упоминается, ни одним словом. И самое главное, где найти в Украине того человека, который согласиться сдать свой автомобиль в утиль, да еще и за собственные деньги?
P.S. АвтоПортал уже рассказывал, как в Украине формируют цены на новые автомобили, где мы сравнивали стоимость VW Jetta в США и Украине. Для общего развития предлагаем взглянуть на стоимость б/у автомобилей в США, где уровень зарплат «немножко» выше, чем в Украине. При этом цены… в общем, смотрите сами.
Источник: АвтоПортал