Почему во Франции судьи взяток не берут

…Раньше Жан работал адвокатом, и кому, как не ему, знать, как работает судебная машина у них, во Франции, и как там решаются сложные правовые вопросы, когда «и хочется взять, и страшно».

 Случай, или судьба, кому как угодно, свела меня с одним французом, который знал английский как и я, то есть элементери-элементери… Вообще французы очень не любят учить иностранные языки, а тем более английский, и только обстоятельства и требования бизнеса заставляют их это делать. Общались мы с ним долго и на разные темы, в том числе и на эту тоже… И вот, уже когда официальные темы для разговора закончились, я все же задал каверзный вопрос:

— Жан (звали его по-другому, но какая разница), вот скажи правду: ваши судьи взятки берут?

Ответ был чисто во французском стиле «Но. Но. Но… пенсион… О-ля-ля…» и т.д.. Но я все же его разговорил, и уже после длительной неофициальной беседы, которая очень часто прерывалась этим «О-ля-ля», понял, как это хитро и умно у них сделано.

Почему я приставал к Жану с этим вопросом? Все очень просто: на тот момент он был уже на пенсии, но раньше он работал адвокатом, и кому, как не ему, знать, как работает судебная машина у них, и как там решаются сложные правовые вопросы, когда «и хочется взять, и страшно».

Передать всё словами, как это описывал Жан, сложно. А вот рассказать своими словами попробую.

Действительно, во Франции адвокаты могут получать гонорары в несколько миллионов франков, или сейчас евро. Услуги адвоката во Франции стоят дорого. Я бы даже сказал, очень дорого. Уже не помню точную цифру, которую назвал Жан; он говорил, что час работы стоит не меньше 500 или 700 евро. Причем, это только один час, но разве за один час можно решить проблему!

При этом без адвокатов во Франции – никуда. Со слов Жана, все судебные и разного рода досудебные споры решаются только при наличии адвоката. Причем именно адвоката «с дипломом» (слова Жана). Другими словами, адвоката, имеющего соответствующую лицензию на право осуществлять такую деятельность.

Хорошо же живут адвокаты во Франции, подумал я. И тут Жан меня совершенно расстроил, когда стал рассказывать, как можно стать адвокатом во Франции. Прежде всего, нужно иметь юридическое образование. Сорбонна считается элитным заведением для изучения юриспруденции. Но диплома о высшем образовании мало. Нужен еще стаж работы в адвокатской конторе в качестве помощника, и самое главное – сдать экзамены на адвоката.

И вот тут начинается самое интересное. Эти экзамены принимают в Ассоциации адвокатов – может, она называется несколько по-другому, тут главное не это. Экзамены у будущих адвокатов принимают действующие адвокаты. И хотя нигде в законе не записано, сколько должно быть во Франции адвокатов, но именно эти объединения адвокатов неофициально решают, сколько должно быть адвокатов.

Причем количество ограничено, чтобы не было большой конкуренции, и стоимость услуг адвокатов была большой. Как результат, сдать эти экзамены очень сложно, точнее – практически невозможно. Жан рассказывал, что многие всю жизнь работают помощниками адвокатов, но так и не могут сдать эти экзамены.

Но это еще не все. Во Франции существует жесткая специализация. Адвокат, который ведет уголовные дела, не может вести гражданские, и наоборот. Жан рассказывал, что его знакомый, тоже адвокат по гражданским делам, когда разводился с женой, нанимал другого адвоката – по семейному праву. И платил ему громадный гонорар. Вот такие дела. Мало того, если адвокат сделает для своего друга или родственника скидку за услуги, и об этом станет известно объединению адвокатов, то у него отберут лицензию на право заниматься адвокатской практикой. Тут, как говорится, или ты играешь по правилам в команде, или ты с нами не играешь.

Поэтому молодой человек, который хочет стать адвокатом, после получения диплома юриста всеми правдами и неправдами пытается попасть на работу в солидную адвокатскую контору. Именно в солидную и известную. Простая адвокатская контора не очень ценится. Тут есть другая хитрость. Жан это называл по-другому, но это можно назвать «элита» и «прочие».

Существует группа известных адвокатских контор, которые являются «элитой». Они и формируют руководящие органы объединений адвокатов, они фактически и определяют, сколько должно быть адвокатов и сколько должен стоить час их работы. Они же и выгоняют неугодных. И самое главное, именно они берутся за самые «хлебные» дела.

Причем тут есть одна тонкость – адвокатская контора, не входящая в клуб «элитных контор», сама откажется от очень сложного и дорогого дела, так как просто понимает, что она не сможет реально решить проблемы клиента, и дело может стать только антирекламой конторы. А вот элитные адвокатские конторы могут все, и больше, чем все. Жан рассказывал, что были случаи, когда эти элитные конторы помогали компаниям, которые занималась контрабандой и перевозили товар кораблями, выходить «сухими из воды». Как говорится, благодаря хорошему гонорару можно решать очень сложные дела и там. Но цена вопроса всегда играет роль.

Это все было об адвокатах, а теперь о судьях. Действительно, судья не возьмет пакет с деньгами, а тем более не захочет получать вознаграждения на свой счет в банке. Тут проблема, довольно тривиальная там, и не понятная у нас. Судья может взять деньги, но не сможет их потратить. Со слов Жана, три структуры контролируют расходы судей. Причем это структуры-конкуренты, и договорившись с одной, можно нажить врагов с другой. Поэтому судьи реально их бояться, и стараются, чтобы их расходы имели логическое объяснение. При этом у них заработная плата солидная, так что назвать их бедными сложно. Но это одна сторона медали.

Судьей стать так же тяжело, как и адвокатом. Опять-таки, нужно сдавать экзамены, проходить многие проверки квалификации и вообще пройти существенный отбор, чтобы стать судьей. Хотя, Жан говорил, что и у них есть исключения. Всегда проще стать судьей, а тем более сдать экзамены адвоката, если карьеру начинать в элитной адвокатской конторе.

Частично потому, что сами эти адвокаты входят в различные квалификационные советы, которые проверяют квалификацию судей. Очень часто эти адвокаты имеют различные ученые степени и занимают должности в их Совете юстиции. Поэтому, Жан рассказывал, что другой его знакомый адвокат стал судей довольно быстро, когда ему этого захотелось. И все экзамены быстро сдались, и все собеседования прошли по ускоренной процедуре.

Но это все пусть остается за кадром. А теперь самое интересное, что Жан описал в нескольких словах. Существуют, если можно так назвать, закрытые клубы или ассоциации, в которые принимают только по рекомендации и только специалистов в вопросах права. Поэтому нет ничего удивительного, что в этих клубах по интересам объединяются и судьи, и адвокаты, как правило, эти самые элитные. Членские взносы мизерные, типа сто евро в год. Но любой член клуба может сделать добровольные пожертвования на свое усмотрение. И самые элитные адвокаты и делают пожертвования на миллион-другой.

В результате, эти клубы могут покупать себе недвижимость, дорогие автомобили, яхты, арендовать самолеты и т.д. Они дотошно ведут бухучет и платят все налоги. Всем членам такого клуба предоставляют равные бесплатные услуги: автомобиль в аренду или яхту на прокат. Ясное дело, что судьи этим всем пользуются добровольно и практические бесплатно.

Так что все по закону, все имущество принадлежит другим лицам, которые никакого отношения к судьям напрямую не имеют. А то, что они предлагают льготные услуги для судей, они те же услуги предлагают и другим членам клуба, но те, “другие”, просто этим не пользуются. Поэтому не удивительно, что только элитные адвокатские конторы берутся за очень сложные дела. Ибо «прочим» доступ в такие клубы закрыт, и они просто понимают, что они не смогут выиграть процесс. Зачем ввязываться в бессмысленное дело.

И еще несколько слов Жана. Судья делает все в рамках закона, он не будет сильно нарушать, но законов много, и можно найти выход. Если будет жалоба на судью, его дело будет рассматривать типа «Совет юстиции», члены которого тоже являются членами клубов. Поэтому дело будет дороже – много членов клуба, много затрат. Но, если клиент оплатил все затраты, можно сделать многое…

Автор: Александр Охрименко, экономист,  ЛИГА-Блоги

You may also like...