Владимир Золоторев: что делать с взятками – пять изменений в привычных стереотипах
Нужно понимать, что государство для вас — это внешняя и глубоко враждебная сила. И что требовать что-то от нее на том основании, что она вас обирает, как минимум, странно. Соответственно, взятки являются формой защиты от этой непредсказуемой и агрессивной силы.
Взяточничество и коррупция почему-то считаются какой-то вечной и неизлечимой болезнью. Между тем, они не являются какой-то особенной проблемой. В экономике взяточничество относится к «оппортунистическому поведению», то есть, использованию возможностей своего положения в целях получения дохода. Эта проблема характерна для сотрудников корпораций и простирается от кражи бумаги и канцелярских принадлежностей до махинаций с бухгалтерией.
Проблемы, которые создает такое поведение, решаются сокращением этих самых «оппортунити», а проще всего тем, чтобы сделать ваше поведение прямо связанным с получаемой вами прибылью. И тогда взятки теряют всякий смысл. Вам же не придет в голову давать взятку парикмахеру, чтобы он вас подстриг. Или булочнику, чтобы продал булочку.
Действительная и реальная проблема — это не взятки, как таковые, а отсутствие понимания происходящего у «жертв коррупции». Именно их представления о том, что, как и почему происходит, являются решающими. Сегодня эти представления работают на то, чтобы взяточничество сохранялось и процветало. И без их изменения все останется по-прежнему. Итак, о каких шаблонах нам всем следует подумать?
Во-первых, нужно отличать преступление и его отсутствие. Преступника от честного человека отличает характер и цели действий. Преступление — это насильственное действие, в результате которого страдает чье-то здоровье или собственность. Все остальное — не преступление. Поэтому, люди, дающие взятки «проверяющим» — не преступники. А вот «проверяющие», которые закрывают предприятие из-за наличия отсутствия никому не нужных бумаг — преступники.
Преступники — чиновники, запрещающие лекарства. Предприниматели, завозящие эти лекарства контрабандой — не преступники. Не преступники люди, дающие взятки «врачам-учителям». Не преступники люди, платящие чиновникам за получение каких-то разрешений и прочих формальностей для мирной и полезной деятельности. А вот люди, платящие судьям за «отмазывание» дела, в котором пострадали другие люди или их собственность — преступники.
Из этого следует очевидное во-вторых: не бывает коррупции «вообще» и взяток «вообще». Однако, картина мира, в которой живет большинство из нас создана именно этим ложным представлением. Поэтому, давая взятку вымогателю-чиновнику, грозящему закрыть вашу фирму, вы чувствуете себя в одной лодке с преступником, «отмазывающимся» от убийства. И ваше чувство вины — необходимая часть системы.
Благодаря ему вы не станете рассказывать о своей взятке каждому встречному и не будете открыто публиковать цены на «услуги» чиновников. Прейскурант делает взятки бессмысленными, они работают только как индивидуальный и тайный договор. И для того, чтобы все оставалось именно так, вы должны чувствовать себя виноватым. На чувство вины работает и прогрессивная общественность со своими «доколе!» и «я же плачу налоги!». Пока вы будете бороться со взятками и коррупцией «в целом», система будет процветать.
В-третьих, необходимо уже давно осознать разницу между налогами и оплатой услуг. Можно сколько угодно кричать «я плачу налоги!» или того хуже «мы вас нанимаем на работу!», но фактически это неверно. «Качать права» и требовать соответствия товара и услуги контракту может тот, кто сам выбирает услугу и сам добровольно платит за нее. К налогам это не имеет никакого отношения. Вы лишены возможности выбора «услуг» государства. Вы не платите ему, а у вас просто отбирают часть дохода. И хотя некоторые утверждают «я плачу налоги добровольно», это ничего не меняет.
До тех пор, пока существует наказание за «уклонение» от налогов, ни о какой добровольности речи идти не может. Соответственно, здесь нет никакого намека на контракт и никаких обязательств перед вами со стороны тех, кто отбирает у вас деньги, не возникает.
То, что в некоторых странах чиновники ведут себя более доброжелательно и меньше берут взяток никак не связано с тем, что им платят налоги или «нанимают их на работу». В общем, нужно понимать, что государство для вас — это внешняя и глубоко враждебная сила. И что требовать что-то от нее на том основании, что она вас обирает, как минимум, странно. Соответственно, взятки являются формой защиты от этой непредсказуемой и агрессивной силы.
В-четвертых. Взятки и коррупция будут исчезать из нашей жизни в той мере, в какой государственные «услуги» будут становиться обычными конкурентными частными услугами. В частных клиниках взятки выглядят странно. Точно так же, как и в частных школах. Не существует никаких особенных «общественных благ», которые может производить только государство. По мере того, как люди будут понимать это и распространять частные услуги вместо государственных, взятки будут исчезать из нашей жизни.
И в-пятых. Взятки порождаются «преступлениями без пострадавшего». Все эти бесчисленные проверяющие и надсмотрщики в случае предприятий, и запреты мирного и добровольного поведения, в случае граждан — это всё прямые источники коррупции. Опять-таки, чем быстрее мы поймем это, тем быстрее избавимся от взяток и вымогательства в нашей жизни.
Автор: Владимир Золоторев, политический аналитик «Фокус»
Tweet