Как защитить пассажирские самолеты от обстрелов в зонах боевых действий?

Катастрофа "Boeing-777" под Донецком повлечет серьезные изменения правил авиационной безопасности. Авиакомпании Lufthansa, Emirates и другие заявили о необходимости пересмотра политики, разрешающей коммерческим авиакомпаниям совершать полеты над зонами военных конфликтов, если они выполняются на большой высоте. Сейчас, несмотря на количество "горячих точек" на планете, авиакомпании продолжают летать над ними.

 Необходимо ли пересматривать систему международного регулирования полетов

Главный вопрос – кто должен следить за соблюдением правил полетов над опасными зонами? Одни участники рынка считают, что это должна быть Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), другие – Международная организация гражданской авиации (ICAO), а третьи возлагают ответственность за правила полетов над зонами военных действий на государства.

 "Создавать новые директивы не нужно, в авиации уже есть все правила и инструкции, они прописаны кровью. Проблема в другом – кто должен контролировать их выполнение. Если государство не может гарантировать и обеспечить безопасность своего воздушного пространства, ICAO должна взять на себя определяющую роль в предупреждении и запрещении полетов над опасными территориями", – заявил изданию "ДС" эксперт авиационного рынка Артур Винюков-Прощенко.

Сейчас у международных организаций IATA и ICAO нет прав "закрывать" воздушное пространство государств для всех авиакомпаний. Это может сделать разве что Совет Безопасности ООН, но это уникальные случаи в истории авиации. Фактически полеты коммерческой авиации регулируются только правилами того государства, над территорией которого выполняется полет, рекомендациями авиационного регулятора той страны, которой принадлежит авиакомпания, и собственной политикой перевозчика.

Как следствие – полеты над конфликтными регионами давно стали нормальной практикой для коммерческой авиации. Самолеты регулярно летают над Сирией, Ираком, Ливией и другими "горячими точками". Единственной страной, фактически закрытой для коммерческих рейсов, оставалась Северная Корея, и теперь в ней присоединилась Украина, запретив полеты над Донецкой и Луганской областями. Официально страны закрывают свое небо только в исключительных случаях – например, после террористических атак 11 сентября 2001 года или во время вулканических извержений, которые создают опасные для самолетов выбросы пепла.

Причина банальная – любой стране выгодно, чтобы через ее воздушное пространство совершались международные рейсы, так как она получает от этого транзитные платежи.  В то же время авиаперевозчикам выгодно выбирать кратчайшие маршруты, даже если они пересекают районы боевых действий. "Для авиакомпании, конечно, довольно ощутимые траты – лететь в обход.

Это и дополнительные расходы топлива, оплата работы экипажа. Кроме того, это сдвиги по расписанию, которые чреваты проблемами для пассажиров стыковочных рейсов, которые могут просто не успеть на следующий. Срывается график оборота самого воздушного судна", – говорит Артур Винюков-Прощенко. Получается, что коммерческая сторона вопроса ставит под угрозу безопасность пассажиров.

Очевидно, что международную процедуру закрытия неба той или иной страны необходимо пересмотреть, определив четкие полномочия и обязанности всех, кто причастен к гражданским авиаперевозкам.

Между тем, сегодня, не дожидаясь официального "закрытия" неба над Израилем, авиакомпании разных стран мира прекратили полеты в эту страну из-за военной операции, которая проводится в секторе Газа. Приостановили рейсы в Израиль и обратно компании Delta Air Lines и United Airlines, аргументируя это опасностью ракетных ударов по территории ближневосточного государства. А сегодня Федеральное авиационное управление США запретило американским авиакомпаниям направлять самолеты в израильский аэропорт Бен-Гурион или совершать из него вылеты в течение 24 часов.

Отказались летать в эту страну и европейских авиаперевозчики: немецкая Lufthansa и ее дочерние компании SWISS, Austrian Airlines и Germanwings, а также бельгийская авиакомпания Brussels Airlines . Французская Air France также приостановила на неопределенный срок все полёты в направлении Израиля. То же самое сделала нидерландская KLM, отменив рейс  рейс по маршруту Амстердам – Тель-Авив, из-за того что в небе над Израилем "не может быть обеспечена безопасность пассажиров".

Жертвы военных действий

8 ноября 1983 года. Лубанго, Ангола. Самолет Boeing 737-2M2 авиакомпании TAAG-Angola был сбит одной из воюющих группировок. Погибли 130 человек.

3 июля 1988 года. Персидский залив. Ракетой с американского военного корабля Vincennes был сбит Airbus А300В2-202 иранской авиакомпании Iran Air. Погибло 290 человек.

9 января 2007 года. Ирак. Самолет Antonov-26B-100 молдавской авиакомпании Aeriantur-M Airlines выполнял чартерный рейс на военную базу Balad. При заходе на посадку воздушное судно потерпело катастрофу. По поступившим данным самолет был сбит с земли. Из 35 человек в катастрофе погибли 32, включая пятерых членов экипажа.

9 марта 2007 года. Сомали. IL-76TD белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines при заходе на посадку в аэропорт Могадишо был обстрелян ракетами. Возник пожар. К счастью, члены экипажа и миротворцы из Уганды смогли спастись.

23 марта 2007 года. Сомали. Самолет IL-76 белорусской авиакомпании Transaviaexport Airlines выполнял полет из аэропорта Могадишо в Минск. Сразу после взлета по самолету было выпущено три ракеты. Погибли все 11 человек, находившиеся на борту.

13 ноября 2008 года. Ирак. Самолет Antonov-12 принадлежащий авиакомпании British Gulf International потерпел катастрофу сразу после взлета с военной базы Al Asad. Все погибли. По имеющимся сведениям самолет был обстрелян.

Автор: Елена Доспехова, ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА

 

You may also like...