Меняют ли коней на переправе?!… О предстоящей реформе МВД

Еще учась в Академии управления МВД СССР в Москве, при изучении предмета организация полиции зарубежных стран, я заинтересовался вопросом, почему в 1972 году хваленная немецкая полиция так бездарно провела спецоперацию по освобождению израильских спортсменов, во время ХХ Олимпиады палестинскими террористами, возглавляемыми братом Ясира Арафата? Толкового ответа я тогда не получил!

Несколько лет назад участвуя в международном слете полицейских в ФРГ, я вновь решил выяснить этот вопрос у земельного полицай-президента Баварии. Он мне подробно рассказал как в  сентябре 1972 года по вине боевиков из палестинской террористической организации “Чёрный Сентябрь” произошла кровавая драма, которая, кстати, из-за нерадивости руководителей транслировалась в прямом эфире на глазах 500 миллионов зрителей со всего мира и преступники знали обо всех действиях полиции.  

На основе всех полученных сведений я сделал собственный анализ произошедшего  Почему сегодня я решил рассказать об этом!

Первое, по словам моего коллеги, мюнхенские полицейские, как, впрочем вся западногерманская полиция, оказались не готовы к чрезвычайной ситуации, и явно не представляли, что следует предпринять. Только к 06:00 утра, корпус зданий на Конноли-штрассе был взят в кольцо полицейского оцепления из 600 человек. То есть проблему пытались решить не умением, а количеством.

Второе. В то время из-за всеобщего пацифизма  культивируемого в Германии  после милитаризма и прошедший войны у Германии не существовало , специальных частей аналогичных нашим  «Соколу». «Беркуту» и т.п.   Специальных частей внутренних войск там тоже не было. Роль спецназовцев выполняли переодетые в спортивную форму рядовые полицейские, которые после обычной патрульной службы выполняли  специальные задачи, к которым они не были готовы! Полиция оцепила прилегающую территорию, и заняли позиции вокруг захваченного здания, а также на его крыше.

Третье. Все действия германской полиции и приданных сил в виде пограничной полиции снимались  и шли в прямой эфир. Десятки миллионов зрителей во всем мире, включая террористов в захваченном помещении, наблюдали вживую о всех этапах подготовки антитеррористической операции.

Четвертое. Переговоры с  террористами велись вяло, из-за боязни сорвать Олимпиаду вообще, прибывшие к Олимпийской деревне известные общественные деятели ФРГ, представители международных организаций и члены западногерманского правительства и олимпийского комитета. 

Пятое. Очередная попытка нейтрализовать террористов также провалилась. Согласно новому плану, внутри «Боинга», предназначенного для транспортировки боевиков, должны были разместиться полицейские, переодетые пилотами. Однако незадолго до начала операции руководитель полицейской группы, узнав, что в его распоряжении только пистолет, отказался выполнять крайне опасный для жизни приказ.

Шестое. Двумя провалами немецкие власти не ограничились. При этом третий стал фатальным. Последней идеей стало размещение снайперов в аэропорту. По задумке властей, террористы должны были быть устранены во время их пересадки из вертолетов в «Боинг». Однако в роли снайперов выступали те же рядовые сотрудники криминальной полиции, или по нашему «опера», которые также не были обучены этой специфической работе. Более того, несмотря на позднее время (операция началась в 23 часа 30 минут) снайперы не были оснащены приборами ночного видения и не имели при себе даже раций для связи. В итоге завязалась двухчасовая перестрелка, в результате которой снайперами был убит лишь один террорист. К тому же, вертолеты с террористами приземлились в незапланированном месте, и с этого момента все пошло наперекосяк.

Седьмое. Сам аэродром не был оборудован дополнительным  оснащением и средствами, которые, как можно было бы предположить, должны были понадобиться в ходе операции, и отсутствие которых под рукой привело к потере ценного времени.

Восьмое. Полиция не имела собственных бронированных автомобилей, а прибытия армейский пришлось ждать примерно час. Отсутствовала  мобильная осветительная аппаратура для освещения темных участков;

Девятое. Снайперы были  размещенные на различных точках взлетного поля, но между ними не было элементарной связи, к тому же они не знали сколько всего террористов и в кого стрелять.  У полицейских было только табельное оружие – пистолеты и не было ни одной винтовки, бинокля. Но было около дюжины  автоматов, которые в  данном случае можло привести к поражению большого числа невинных людей  и не пригодно для точной стрельбы;

Десятое.  Наконец не было сделано попытки штурмовать вертолет после первого открытия. Когда вертолеты с террористами и заложниками приземлились в аэропорту, немецкие полицейские открыли шквальную стрельбу. Они в общей суматохе и хаосе начали поливать пулями из автоматического оружия все, что попадало в прицел. Финальным аккордом стал взрыв гранаты в вертолете с заложниками. Все девять израильтян были убиты.

ИТОГ. Немцам удалось уничтожить пятерых террористов и захватить трех оставшихся.  Завершить операцию и взять террористов в плен удалось лишь в 1 час 32 минуты следующего дня. К тому времени террористы убили всех заложников и нанесли смертельное ранение одному из немецких полицейских.

Почему сегодня, спустя 40 лет от этих событий, я решил рассказать об этом! В Украине готовится масштабнейшая акция по фактическому уничтожению  колоссального позитивного опыта, взято из практики не только бывшего СССР, но международного, накопленного в двадцатом веке, противодействию преступности. При этом, к широкому обсуждению предложенной господином АВАКОВЫМ и иже с ним не привлечена широкая милицейская общественность, опыт ветеранов-профессионалов. Наконец рядовых граждан, которых деятельность милиции касается напрямую.

Совершенно очевидно, наш полицейский корпус надо спасать! Но изменит ли ситуацию предлагаемая полная перезагрузка МВД? Слишком много "но". И дело ведь не только в средствах. Да, можно сократить численность до разумного предела, ликвидировать бесполезные генеральские посты, избавиться от иждивенцев из «околоначальственных прихлебаев» и всяческой обслуги. Как известно «коней на переправе не меняют»! Можно установить систему должного контроля, хотя для этого потребуется и политическая воля руководства, и реформы в других сферах. Готовы ли к этому все политические силы? Сомневаюсь. А еще нужны кадры, способные воспитать кадры. Есть ли они в должном количестве? 

Отвечать на эти вопросы следует и общественности и  профессионалам. Но даже непосвященным очевидно: воюющим мирам следует подумать о мире после войны. С кем они останутся в борьбе с преступностью, рожденной вседозволенностью, человека с пистолетом.

В начале шестидесятых годов прошлого века в нашей стране уже была допущен серьезнейший   просчет в реформировании правоохранительных органов. Было ликвидировано МВД СССР и на его останках создано МООП, которое  даже по своему названию не отвечало сути важнейшего правоохранительного ведомства. Потребовалось долгих пять лет , чтобы исправить допущенную ошибку достославного Первого секретаря ЦК КПСС Н. Хрущева, который впрочем своим волюнтаризмом известен сегодня далеко за пределами Украины. Бесспорно, наш полицейский корпус надо спасать, но важно вместе с водой не выплеснуть ребенка!

Владимир КАРАСИК, Заслуженный сотрудник МВД, Советник дипломатической службы Украины, для «УК»

You may also like...