Религиозный дурман в «ДНР»: «Чем нам хуже, тем и лучше»
С первой сепаратистской волной на Донбассе сразу же дал о себе знать огромный маховик российской пропаганды, который и по сей день с успехом раскручивается местными и российскими телеканалами. Но за всем многообразием идеологических ловушек, которые расставляются фактически ежедневно для потребителей LifeNews и «Россия 24», за постоянной апелляцией сознания местных жителей к советскому прошлому, есть всё же два идеологических ядра, которые так же просты, как и гениальны в своей эффективности.
В «ДНР» почти сформирован тоталитарный режим, лишающий людей свободы совести и вероисповедания
Как первое, так и второе апеллирует к глубинным слоям местной ментальности, играя на положительной и негативной её сторонах. Речь идёт об идее нацизма-фашизма как наибольшего зла для населения, сакрализирующего советское прошлое, – с одной стороны, и православия в его священном московском единоначалии как несомненного положительного индикатора в борьбе с этим злом – с другой.
Действительно, что может быть проще, чем пробудить память о нацистских концлагерях среди тех, кто порой ещё помнит их лично, и убедить людей в том, что эта угроза снова нависла над их же землёй, но уже в лице собственного государства? И если с идеей «воскресшего» нацизма всё было понятно ещё с выступлений на донецкой площади товарища Губарева, то тезис «с нами правда, с нами Бог» лишь недавно начал приносить свои ощутимые плоды на донбасской земле.
Религиозная подоплёка священной борьбы за «свободный от хунты» Донбасс присутствовала здесь всегда, но ещё осенью прошлого года большинство рядовых «ополченцев» не слишком задумывались о «Новороссии» как последнем форпосте «русского мира» на западе, предпочитая мыслить более прагматичными категориями, вроде «отжатых» машин или задержанной за ноябрь зарплаты. Общаясь с этими людьми в тот период, лишь от единиц можно было услышать нечто вроде «не стриги бороды своей, ибо покинет тебя сила», когда некоторые из них пытались объяснить модный в то время тренд носить длинную бороду на манер мусульманских бригад «ополчения».
Но по прошествии целого года войны ситуация на макеевских улицах претерпела коренных изменений, когда идеологическая машина действительно заставила поверить большинство местных в истинно священный характер этой войны, которая воспринимается как война против фашизма в защиту веры православной. Причём механизмы такой идеологической работы так же просты, как и сами идеи, культивируемые в рядах «ДНР».
Так, если на билбордах Киева и Днепропетровска можно увидеть банальную рекламу шампуня или автомобиля, то проезжая кольцевую макеевскую развилку на Харцызск и Донецк, можно заметить привинченную с обеих сторон к столбу икону Христа с табличкой чуть ниже, на которой большими чёрными буквами написано «с нами Бог». Здесь же, на установленном рядом билборде, красуется надпись «За веру. За Отечество» с непременной георгиевской лентой, время от времени видоизменяющейся на другие символы «русского мира».
Всё это может показаться слегка примитивным, но в этом и кроется основа эффективности пропаганды самой «ДНР»: ежедневно эту развилку-блокпост проезжает ни одна тысяча людей, следующих на работу в Донецк и обратно, и размещённая на ней информация действует, как пресловутый «25 кадр», откладывающий в подсознании потенциальных ценителей «русского мира» необходимую информацию.
Безусловно, в этом направлении действуют и более открытые методы пропаганды. Такие, как один из популярнейших «пабликов», без малого объединяющий почти полмиллиона людей – «Сводки от ополчения Новороссии». На этом ресурсе очень часто размещаются интервью с одним из идеологов «Новороссии» – священником Олегом Трофимовым, который пытается представить происходящее на Донбассе как метафизическую борьбу добра со злом, презентуя «Новороссию» как «миссию русского мира»:
«…Сам народ в конкретный исторический период, исполнение исторической сакральной миссии – есть сосуд содержащий, как особая структура человечества, «соль земли», способная содержать, воспринимать, реализовать, «осолить» (т.е. дать смысл жизни) эту миссию и быть одновременно цивилизационным. Именно в таком контексте и есть «Новороссия», как составной монолит русского мира».
Далее православный фундаменталист и вовсе развивает мысль о том, что именно на Донбассе сейчас происходит столкновение восточной, «богоизбранной», цивилизации с цивилизацией Антихриста, то есть Запада, с её всевозможными «греховными» отпадениями от истинной веры:
«Сейчас, как в метафизическом плане, так и конкретно в географической точке – «Новороссии», на стыке двух цивилизаций-миров, мира Христа – русской цивилизации, и антихристианского мира – мира западной цивилизации со всевозможными нравственными, природными извращениями, политическими античеловеческими и безбожными идеологиями, на этом стыке проливают кровь новые мученики-свидетели истины, как в Одессе 2 мая, как по всему Донбассу и Украине, терпящие агрессию сатанинского бандеро-фашизма, как по всей остальной Руси, и даже иностранцы с далёких стран, все те, кто не равнодушен к этим событиям».
В заключение же делается вывод не только о политическом «предательстве нацистской хунты», но и искажении её пособниками-униатами веры православной, в чём отец Трофимов также видит руку самих США:
«Ведь не секрет, что именно большая часть (около 60%) самых активных и агрессивных участников майдана – это представители секты Греко-католической «Церкви» (униаты – гибрид между православным обрядом и католическим учением, произведение иезуитской политики западной Речи Посполитой), жители Западной Украины… А «Новороссия» – монолитная часть «русского мира» и русской цивилизации, ныне там сам Христос в лице многострадальных жителей, беженцев, ополченцев, в гонениях на Церковь присутствует среди нас».
Впрочем, стоит ли удивляться такой трактовке действительности, если уже сам глава «республики» задал необходимый тон в восприятии религиозных истин и идей? Захарченко успел заявить о том, что намерен всячески бороться с «сектантами» и «еретиками республики», дабы их пагубное влияние не распространилось на молодых «республиканцев»:
«Мы обещаем усилить борьбу с тоталитарными сектами в «Донецкой народной республике». Православие, католицизм, ислам и иудаизм получат в ДНР статус традиционных религий. Я православный, хожу в православную церковь Московского патриархата. Признаю 4 основные конфессии – это православие, это римо-католицизм, это мусульманство и это иудаизм. Это те религии, которые были испокон веков.
Эти четыре конфессии, я считаю, должны находиться на этой земле, и нам ни в коем случае нельзя притеснять верующих. С другой стороны, я буду жёстко бороться с сектантством. К сожалению, нашу страну наводнили всевозможные секты, всевозможные псевдорелигии. Я не хочу, чтобы воспитание нашей молодёжи попало под их влияние, поэтому будет принят ряд законопроектов, ограничивающих их деятельность».
Каким бы ни был вкус всего этого идеологического компота, под которым ставятся тысячи «лайков» в сетях, его результат на сегодняшний день для многих известных мне ополченцев можно сравнить с действием наркотических веществ, употребляемых некоторыми бойцами перед боями.
Мало того, что горе-религиевед отнёс ислам и иудаизм к конфессиям, но ещё и становится понятным, чего следует ожидать представителям «нетрадиционных», «сектантских» групп вроде УПЦ КП, УГКЦ, буддистов и других в будущем: фактически, в «ДНР» окончательно завершается процесс формирования тоталитарного режима, который контролирует теперь уже не только политическую и экономическую среду жёсткой рукой военной диктатуры, но и свободу совести, всегда являвшуюся своеобразным маркером демократических свобод и идеалов.
В приватных беседах всё чаще можно услышать мысль о том, что «я не боюсь умереть, потому что с нами Правда и Бог», «чем хуже – тем и лучше, мы только крепче становимся», а иконки и кресты в «разгрузках» лишний раз свидетельствуют о сдвиге линии мышления рядовых «ополченцев» в сторону религиозного тумана, посылаемого с кадил «ДНР».
Автор: Джерри Томс, безработный, город Макеевка, radiosvoboda.org
Tweet