Ксенофобия в Украине: насилие из-за цвета кожи

За этот год в Украине убили шестерых иностранцев из Африки и Азии. Пятерым нанесены тяжкие телесные повреждения. Власть уверяет, что расизма тут нет. Но впервые за всю историю независимой Украины люди разного цвета кожи организованно заявили: в Украине продолжаются убийства и насилие на почве расовой ненависти. Робкие предположения, что эти убийства и насилие не всегда связаны с расовой принадлежностью, афроукраинцы с негодованием отвергают. На днях прошла пресс-конференция, посвящённая этой теме.

В одной клетке

– Нас собрал печальный повод, – говорит генсек общественной организации «SOS! Расизм!» Валид Арфуш. – Участились случаи нападения на людей с тёмной кожей. За две недели – два убийства. 29 мая убит гражданин Нигерии, 9 июня при загадочных обстоятельствах погиб гражданин Конго. На первом месте как объекты насилия африканцы: их легче идентифицировать, чем, например, арабов или индусов. Нужен суровый закон. Чтобы скинхеды, как мы их называем, десять раз подумали, прежде чем предпринимать любые шаги.

Около полусотни темнокожих людей, заполнивших небольшой зал информ-агентства, согласно кивали. В руках у них были плакаты. Преимущественно с изображением мёртвого человека и подписью: «Сбитый ливанский шеф-повар. Сколько можно?!».

Присутствовавшая тут же народный депутат Анна Герман призывала к терпимости и была при этом оригинальна:

– Я далека от мысли, что насилие происходит исключительно из-за цвета кожи. Это может быть и на бытовой почве, из-за каких-то недоразумений. Дело в том, что существует разница культур. То, что нормально для иностранцев, может быть оскорбительным для местных жителей. Я думаю, что нужно сдавать экзамен по культуре и традициям народа Украины. Гости дорогие, хозяина дома следует уважать. Как говорится, будьте как дома, но не забывайте, что в гостях.

…Терпение. За каждой смертью соотечественников темнокожие жители Украины видят расовую нетерпимость аборигенов. Но у аборигенов всё принято относить на счёт «бытовухи»…

ИЩЕМ ОТЛИЧИЯ

Согласно милицейским хроникам, за пять месяцев этого года в стране совершено 160 преступлений против иностранцев из дальнего зарубежья. 91 из них, включая убийства, раскрыто. Убиты четверо африканцев и двое вьетнамцев. Пятеро жестоко избиты

ВЕРСИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

19 февраля в Киеве было совершено нападение на гражданина Нигерии Даниэла Принса Осамеора. Ножевые ранения не задели сердце, и парень выжил. Его обвиняют в злостном хулиганстве, возбуждено уголовное дело. Нападавший, гражданин РФ, покинул Украину через день после нападения.

ВЕРСИЯ МИЛИЦИИ

19 февраля гражданин Нигерии Даниэл Принс Осамеора в киевском супермаркете пытался вне очереди пройти к кассе и был одёрнут гражданином РФ. На выходе из магазина произошла драка. Принс ударил россиянина топориком, россиянин Принса – ножом. Гражданин РФ после наложения скоб на раны головы уехал на родину. Против гражданина Нигерии возбуждено уголовное дело.

ВЕРСИЯ ИНОСТРАНЦЕВ

9 июня в Киеве при загадочных обстоятельствах погиб гражданин Конго. Это убийство на расовой почве.

ВЕРСИЯ МИЛИЦИИ

9 июня у выхода из метро был обнаружен труп гражданина Конго. Причина смерти – сердечный приступ. Травмы головы были вызваны ударом о металлический столбик во время падения.

Члены президиума на эти слова вежливо улыбнулись, но сидящие в зале возмутились: «Вам что, вы на машинах ездите. А мы на метро! Это нас убивают!». Слово взял представитель МВД.

– Что касается гражданина Конго, то он умер от острой сердечной недостаточности, – заявил Вадим Пивоваров.

Люди с плакатами зашумели.

– Вы – наш психологический и моральный убийца – вскричал Инджай Шариф, уроженец Гвинеи-Биссау, который учился в Институте международных отношений, а теперь работает в Киеве диджеем.

Представитель МВД сменил тему и заговорил о скинхедах. Вышло крайне неловко.

– И скины, и антифашисты проходят у нас по одной графе. Что те, что другие избивают людей. Первые – иностранцев, вторые – скинхедов.

Эмоции накалились. Иностранцы разве что не свистели. Анна Герман предложила за такие слова уволить Пивоварова из органов, после Луценко.

Председатель нигерийской диаспоры в Киеве Джонсон Аники призвал к порядку и подтвердил, что ситуация нешуточная:

– Идёт охота на африканцев. Мы не требуем, чтобы нас любили, мы хотим защиты. Раньше скинхеды были в униформе, бритые, в ботинках. Теперь таких нет. Так, может, они теперь среди нас, живут на нашей лестничной клетке?

В конце показали фильм про ксенофобию. На экране суровые бритые парни в ботинках и униформе под флагами Национал-трудовой партии Украины шли куда-то вдаль. «Это они! – по залу пронеслись тревожные, с оттенком ненависти, крики. – Выключите!» Было видно, что африканцы действительно боятся.

И про Гитлера – тоже

Евгений Герасименко, секретарь верховного совета Национал-трудовой партии Украины, главные задачи которой, по его словам, «борьба с капитализмом, уничтожение процентного рабства и еврейского материалистического духа», рассказал журналисам о партийном отношении к иностранцам:

– Всё будет нормально, когда приезжие станут вести себя на нашей земле как гости, а не как хозяева. Инородцы не должны оказывать пагубное влияние на нашу культуру.

По мнению Евгения, рецепт решения проблемы ксенофобии прост:

– Нет нелегальных мигрантов – нет ксенофобии, нет вражды. Кстати, при Гитлере было много цветных, они в Германии учились. При этом не было проблемы скинхедов, чёрным жёстко давали понять: вы – гости. Не было проблем и при Союзе: все знали, что человек отучится и вернётся на родину.

– Скажите честно, вы иностранцев бьёте?

– Зачем? Сейчас мы пока общественная организация, наша задача – создать настоящую партию, пройти в парламент и демократическим путём уничтожить демократию. Впрочем, в частном порядке кто-то может негра и побить.

Помимо национал-трудовиков, «фашистами» в народе называют членов всеукраинского объединения «Свобода». В основном – за лозунги типа «Украина для украинцев» и «Украина – превыше всего». Андрей Ильенко, отвечающий в «Свободе» за идеологию, также отметает участие своих соратников в организованном насилии над чужеземцами:

– Мы, легальная партия, бить? Какой смысл? Сесть в тюрьму и испортить себе жизнь? Это не эффективно. Мы против нелегальной миграции. И надо действовать законодательно: закрыть границу, принять закон о депортации. Украина – не отстойник!

Под бременем белых. Идеолог организации «Свобода» Андрей Ильенко в чужестранцах видит зло, однако отрицает, что его соратники избивают негров

Идеолога «Свободы» возмущает муссирование темы насилия на расовой почве. По его мнению, настоящие проблемы – это украинофобия и нелегальная миграция.

– Иностранцы занимаются нелегальным бизнесом, сутенёрством, распространением наркотиков. Это выгодно нашим властям. Олигархи неукраинского происхождения проводят репрессии против нашего народа, уничтожают генофонд. Им нужна размытая нация, чтобы было удобнее править. Цель раздувания проблемы ксенофобии – просто переключить внимание общества. А если убьют украинца, будет факт украинофобии?

Оба вождя – и Евгений Герасименко, и Андрей Ильенко – утверждают, что подавляющее большинство преступлений против иностранцев происходит на бытовой почве.

– Зайди в любой ночной клуб, посмотри, как они себя ведут. Представьте: приехал я в Чечню и начал по-хамски вести себя с женщинами. Или даже, по моему мнению, не по-хамски… Надо говорить о каждом конкретном случае. Избили? Докажите, что из-за цвета кожи. Пока нет решения суда, какие могут быть выводы? – говорит идеолог «Свободы».

Ему вторит лидер национал-трудовиков:

– Иностранцев очень любят наши криминальные элементы – у них же деньги.

Создатель УНСО и лидер «Братства» Дмитрий Корчинский утверждает, что ксенофобии у нас нет:

– Это всё сказки. Хотя менты ухитряются её находить. У нас очень толерантное общество. Каких-то экстремальных организаций, исповедующих расовую нетерпимость, нет. Те же национал-трудовики – симпатичные молодые люди. Если и бывают случаи мордобоя, то не потому, что такая политическая установка. Просто ребята так привыкли жить. Если негров и режут, то простые люди, и в основном по бытовухе. Вообще, я заметил, что насилие со стороны наших темнокожих братьев гораздо интенсивнее. Украинцев надо долго провоцировать.

Xрабрец. Студент КНУ им. Шевченко нигериец Учи Бенсон, по его словам, ничего не боится. Ему приходилось и драться, и выслушивать оскорбления

На Шулявке на блатной

Виктор Шапинов, представитель организации марксистов, причисляющей себя к движению «антифа» (это понятие, надо признаться, настолько же размыто, как и понятие «скинхед»), не исключает, что в случаях насилия над цветными иностранцами имеют место бытовые причины, но уверен, что 90% таких преступлений происходит на почве расовой нетерпимости.

– Это делают неонацисты, скины. Правда, их сейчас трудно распознать, они перестали выделяться: боятся, потому что появились группы серьёзных антифа.

– Вы бьёте скинов?

– Если мы точно знаем, что они били, убивали иностранцев, – нападём, конечно.

– Почему вы считаете, что преступления против иностранцев совершаются на почве расовой неприязни?

– Вот смотрите. В районе киевской Шулявки есть «Сільпо», туда ходят иностранные студенты из общаг КПИ и НАУ, работяги с рынка. И на них постоянно нападают, выкрикивают нацистские лозунги, оскорбляют по национальному признаку. И предполагать, что всё это случайно или на бытовой почве, нелогично.

Бывший скинхед Артём полагает, что нынешняя молодежь стала терпимее, чем раньше:

– В школах, вузах учат терпеть гомиков, чёрных, наркоманов. А в неблагополучных районах получить может любой. Ребята решили размяться, кого-то побить. Они же не виноваты, что в их районе только негры. С таким же успехом можешь и ты под раздачу попасть.

Скинхед по прозвищу Сколот признаётся, что лет восемь назад они активно нападали на негров, избивали их раз-два в месяц. Но сейчас всё по-другому:

– Тогда их меньше было. А теперь иностранцы зачастую сами нападают. Но крайними всегда оказываются скины. В каком-то районе иностранца избили – местных скинхедов, кто уже на учёте, кто попадал по хулиганке, милиция вызывает и «отрабатывает». Моего друга на полтора года посадили за негра, которого он в глаза не видел.

– У нас на учёте 500 скинхедов, но собак мы на них не вешаем, – уверяет Сергей Новиков, начальник отдела этнической преступности Департамента уголовного розыска МВД Украины. – Кстати, сейчас создаётся подразделение по работе с радикально настроенными молодёжными организациями. Основная задача – профилактика. Молодёжь, не ведают, что творят. Ставят на своей жизни жирный крест.

По словам Сергея Новикова, количество преступлений против иностранцев ежегодно стабильно.

– Просто в последнее время всё сильно раздувается. Недавно было в интернете: драка в Запорожье, 150 скинов против 150 индусов. А что на самом деле? Студент-медик, индус, цеплялся к нашей девушке. Врач-педиатр сделал ему замечание. Народ обступил, на драку посмотреть. Почему-то считается, что если пострадал гражданин Африки, Азии, то это расизм. Но сначала надо что? Задержать преступника. Потом уже расследовать, какие у него были побудительные мотивы. Вот был случай: нанесение тяжких телесных гражданину Бангладеш. Он в час ночи играл на автоматах, сорил деньгами. Пэтэушники сняли с него куртку, забрали мобильник…

Из первых уст

Нигериец Учи Бенсон учится в КНУ на отделении международного права и часто ездит на Шулявку пообщаться с друзьями, торгующими на рынке.

– Да всё в порядке, я ничего не боюсь, – говорит Бенсон. – Хотя и драться случалось, и в маршрутке обзывают.

А вот иорданец Джаткар Басел, торгующий на рынке обувью, 3 месяца назад недалеко от рынка получил по-крупному.

– Как-то в 10 вечера пил пиво, пристали два грузина. Я их побил, все-таки институт физкультуры окончил, – не без гордости рассказывает Джаткар. – Но потом они с друзьями, человек десять, меня вычислили. Сильно избили, проломили череп бейсбольной битой. 20 дней провёл в больнице. Милиция вроде двоих поймала, но их отпустили – якобы было алиби.

Египтянин Махмуд Гани в Киеве только месяц – приехал к друзьям, да и остался, но уже стал свидетелем преступления:

– Шёл в два ночи за сигаретами, видел араба с украинской девушкой. Возвращаюсь – она кричит, плачет. Парень лежит без сознания. Оказалось, его двое избили кастетами с шипами, били в голову. Но я не знаю, были ли это скинхеды. Темно было, они убежали…

Андрей Кузьмин, Фокус

You may also like...