Граждане: с дубинкой против «калаша». Бандиты: хорошо организованы и вооружены
Арсенал бандитских группировок впечатляет — от пистолета до пулемета. В то время как гражданам можно отбиваться только «пневматом». Тем временем в период кризиса участились случаи и «простых» грабежей, и серьезных преступлений с применением огнестрельного оружия. Для тех, кто готовится, например, к разбойному нападению, достать оружие не составит труда. Ведь продажей занимаются не только преступные группировки, но и военные. В ассортименте — пистолеты Макарова, автомат Калашникова, осколочные гранаты РГД-5. При желании можно достать даже снайперскую винтовку Моссина.
Рынок оружия для большинства украинцев находится за семью печатями. Выйти на продавцов могут лишь те, кого посоветуют «нужные» люди. Деятельность «торговцев» держится в большом секрете. Со мной согласился встретиться человек, который сам когда-то покупал нелегальное оружие для разбойного нападения.
Предложили прямо на «зоне»
С Виктором мы встретились в столичном районе Виноградарь на условиях полной анонимности. 40-летний мужчина сейчас — законопослушный гражданин и работает водителем в одной из киевских фирм. С криминалом Виктор порвал после второй «ходки». Во время первой, в 2004 г., он и познакомился на зоне с продавцами оружия.
— Я тогда получил пять лет за разбойное нападение. На зоне познакомился с армянином Тиграном, который связан с чеченскими бандитами. Они перевозили в Украину небольшие партии оружия — пару пистолетов, автоматов. Но и товар посерьезнее могли достать — ружья или пулеметы. Даже гранатомет предлагали. Гранаты в то время стоили как семечки — по 50 долларов за штуку. Можно было подрывать что угодно, — вспоминает Виктор. — Через полтора года попал под амнистию. Тогда должен был освобождаться и Тигран. Мы договорились, что встретимся на свободе, так как я планировал заказать у него пистолет. Хотел после «откидки» организовать какое-то серьезное дело. Потом армянин сам меня нашел и предложил оружие.
По словам Виктора, пистолеты Макарова ему предлагали по $1000 за штуку. Автомат Калашникова обошелся бы в $3500. С гранатометом получалось сложнее — около $12 тыс. Пулеметы времен СССР стоили по $8000—10000. Цены на винтовку, в том числе и снайперскую, начиналась c $12000. По словам Тиграна, этот ассортимент в избытке можно было достать из Чечни, Дагестана и Афганистана. Но заказывать нужно было за несколько месяцев, чтобы у бандитов было время доставить товар.
Виктор с еще двумя подельниками заказали один автомат Калашникова, три пистолета ТТ (около $800 каждый) и около трехсот патронов, чтобы «набить руку». Вся партия обошлась им более $6 тыс. За несколько дней до прибытия заказа Тигран сообщил, что Виктора и его товарищей встретят в Донецкой области, где и передадут весь товар. Когда они приехали на автомобиле одного из мужчин в назначенное место (Виктор сказал, что уже не помнит его названия), их встретили несколько кавказцев на потрепанной «шестерке». Несмотря на опасения покупателей, им передали оружие, и компании мирно разъехались. Деньги они уже передали Тиграну.
— Это оружие и стало «дверями» в зону. Мы совершили вооруженное ограбление предпринимателя в Луганской области. После этого вернулись в Киев передохнуть, там нас и повязали менты, — рассказывает Виктор. — Уже в тюрьме я узнал, что Тиграна застрелили где-то в Грузии. Не поделил что-то с местными бандитами. Так как мои подельники взяли практически всю вину на себя, я получил небольшой срок — два года, несмотря на то что уже был судим.
Бандиты организованы и вооружены
Бурные 90-е уже канули в лету, но оружие до сих пор пользуется спросом. По словам заместителя начальника управления ГУБОП МВД Украины Андрея Поплавского, правоохранители регулярно задерживают вооруженных злоумышленников и реализаторов оружия. Хотя сейчас торговля пистолетами, конечно, не такая бойкая, как лет 15 назад.
— Большинство вымогательств, разбойных нападений, случаев взятия заложников и бандитизма связаны с незаконным оборотом огнестрельного оружия. К сожалению, современные бандитские группировки довольно хорошо организованы и вооружены, — объяснил «Новой» Андрей Поплавский. — Не так давно в Днепропетровской области наши сотрудники накрыли преступную группировку, которая фактически на промышленном уровне торговала оружием. Кроме сотен патронов, автоматов и взрывчатых веществ, у злоумышленников была масса запчастей для пулеметов, автоматов и ружей. Чтобы иметь представление о масштабах незаконного сбыта — за 2008—2009 годы ГУБОП раскрыло 262 преступления, связанные с незаконным оборотом оружия и взрывчатки.
Кроме того, находятся умельцы, которые проводят незаконные раскопки в местах боев времен Второй мировой войны. Таких «археологов» УБОП задержал в прошлом году в Донецкой области. При обысках у них изъяли солидную партию огнестрельного оружия, гранаты, порох и даже мины.
— Оружие достают в основном те, кто задумал преступление. Просто ради того, чтобы дома лежал пистолет, его никто не будет искать и покупать. Бывают, конечно, коллекционеры, но их не так много. В основном пистолеты и автоматы достают через знакомых в криминальной среде, организованные преступные группировки. К сожалению, к поставкам оружия иногда причастны военные и правоохранители, — рассказывает Андрей Поплавский. — Сейчас на Кавказе затишье, поэтому и контрабанды становится меньше.
«Ноги растут»из военных частей
В последнее время участились случаи продажи оружия военнослужащими Украины, точнее, нечистых на руку военных стали ловить значительно чаще. Например, в конце марта сотрудники ГУБОП Украины в самом центре Киева, в Печерском районе, возле одного из подземных гаражей при разгрузке оружия из авто «мицубиши» задержали двоих военных и начальника одного из предприятий по переработке оружия Харьковской области. При задержании правоохранители изъяли солидную партию: две винтовки СВД, два РПК с приборами ночного видения, два АК-74, два пистолета-пулемета МП-40, двенадцать пистолетов системы «наган», шесть АКСУ, пять пистолетов ТТ, одну гранату РГД-5, оптические прицелы, магазины к автоматам и около 6 тыс патронов.
— Причастные к этому делу обьявлены в розыск. Военные, задержанные на месте, начальники среднего ранга, которые могут решать небольшие вопросы. Мы выясняем, кому предназначалась такая партия оружия, возможно, его хотели в последующем реализовать, — рассказал Виктор Корчинский, сотрудник пресс-службы ГУБОП Украины.
По данному факту уже возбудили уголовное дело, а Генеральный штаб Вооруженных сил Украины назначил проверку. Но, как утверждают сами военные, такие случаи далеко не единичны. Руководители частей пытаются вынести не только металлолом, но и автоматы.
Против дула не попрешь
Если раньше незаконное оружие часто использовалось для разборок преступных группировок, то сейчас от этого страдают только простые граждане. Как рассказали правоохранители, жертвами становятся частные предприниматели, у которых злоумышленники вымогают деньги. Или дальнобойщики, которых бандиты ловят на трассе. А те, увы, могут защищаться против «огнестрела» только палкой да пневматикой. Незаконное оружие в нашу страну везут, в основном, из неспокойных регионов и стран, где ведутся боевые действия. А в Украину провозят через восточную границу и Одесскую область, которая граничит с Приднестровьем. Правоохранители регулярно изымают в Одесской области пистолеты турецкого производства, которые завозятся в Украину морем.
— Были бы места для реализации, руководители частей, наверное, и танк сперли бы. А в нашей стране созданы все предпосылки для воровства. Во-первых, тут находится слишком много оружия, еще со времен СССР. Пусть и устаревшего, отслужившего свой срок, но вполне боеспособного. За «огнестрелом» не ведется такой уж жесткий контроль. Время от времени приезжают проверки, но каждый ящик же не вскрывают! Соответственно, многие считают, что могут просто так утащить по автомату из каждого ящика. Так и получается, пока командир части проходит службу, может что-то украсть. Потом его переводят или увольняют в запас, а вся ответственность ложится на плечи преемника, так как спихнуть все на бывшего руководителя довольно проблематично, — рассказал «Новой» Владимир Витальевич, подполковник на пенсии.
По словам отставного подполковника, схема этих действий довольно проста. И практически во всех случаях не обходится без руководства части. Военным даже не нужно искать покупателей, они или посредники сами выходят на руководство частей и предлагают продать необходимое количество оружия. Нужная партия вытаскивается из ящиков, которые потом накрываются еще десятком, чтобы в случае проверки до них «руки не дошли».
Вместо оружия военные на дно ящика могут вложить, например, полено или кирпич. Так можно перебрать целый склад ради пяти автоматов. Погрузка со складов может происходить даже средь бела дня, так никто и не догадается, что происходит что-то противозаконное. Потом партию переносят в автомобиль, обычно кого-то из родственников военного, чтобы не привлекать внимания, и вывозят за город в безлюдное место. Там уже поджидают покупатели, которые забирают оружие себе. Чтобы не рисковать, деньги передаются незадолго до сделки.
— Некоторые утверждают, что наше оружие уже отслужило свое. Это неправда. Автоматы и пистолеты хранятся в промасленной бумаге и аккуратно смазанными. Влажность на них не влияет. Достал, зарядил и стреляй. Они могут еще лет 50 пролежать без особого ущерба боеспособности, — объяснил Владимир Витальевич.
Пропажей оружия со складов занимается военная контрразведка, которая входит в структуру Службы безопасности Украины. Так как она законспирирована, получить информацию о противодействии вывозу оружия и боеприпасов с военных складов «Новой» не удалось. В Главном управлении военных прокуратур Генеральной прокуратуры Украины сообщили, что за период 2006—2008 гг. не расследовались уголовные дела по фактам хищения оружия.
Кстати, за присвоение и незаконную продажу оружия Уголовным кодексом для военнослужащих предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. Но в случае с Новобогдановкой, когда троих офицеров ВСУ судили за разбазаривание военного имущества в особо крупных размерах, а в итоге дали условные сроки и освободили из зала суда, надеяться на справедливое наказание не приходится.
Для тех, кто незаконно пытается ввести оружие через границу Украины, предусмотрено наказание в виде лишения свободы от трех до семи лет с конфискацией предмета контрабанды.
Роман Чабак, газета «Новая»
Tweet