Год кризиса в Украине: хроника борьбы. Прогнозы, которые не оправдалось
Почти весь год Украина жила в ожидании катастрофы: нам предрекали заоблачный курс доллара, дефолт страны и крах банковской системы. Как сбылись прогнозы политиков и экспертов?
Весь мир отмечал годовщину кризиса в сентябре. Но Украина опоздала на месяц. Вернее, кризис–то в стране был, но в правительстве на него упорно не желали смотреть. Наконец, только в конце октября 2008 года Юлия Тимошенко решилась назвать вещи своими именами и обратилась за помощью в Международный валютный фонд. Почти весь год Украина жила в ожидании катастрофы: нам предрекали заоблачный курс доллара, дефолт страны и крах банковской системы. Как сбылись прогнозы политиков и экспертов.
В сентябре прошлого года, когда кризис бушевал в мировой экономике, круша строительные компании и банки , мы были спокойны. И президент, и премьер, и даже оппозиция не говорили ни о чем, кроме маленьких затруднений. Но прогнозы о временности трудностей не оправдались.
Отряд медленного реагирования
В Украине первые ласточки кризиса прилетели в сталелитейные компании. Этот сектор промышленности более других связан с мировыми процессами. В Украине внутренний рынок потребления металлов очень мал. Около 70% всей продукции металлопроката идет на экспорт. И если основные конкуренты украинских сталелитейщиков – Россия и Китай – еще прошлой осенью могли компенсировать спад спроса на внешних рынках внутренним спросом, то нашим предприятиям этого сделать не удалось. Объем производства металла в сентябре 2008 года достиг минимального значения за предыдущие четыре года.
Но надвигающегося кризиса никто не замечал. Политики всех мастей были заняты другой проблемой – подготовкой к внеочередным парламентским выборам, которые так и не состоялись. Все делали хорошую мину при плохой игре. В начале октября Юлия Тимошенко говорила: «И правительство, и Национальный банк , и все институции страны сегодня абсолютно правильно и логично, последовательно действуют, и на сегодняшний день проявлений мирового финансового кризиса в Украине ни в каких жестких формах не существует. И это связано в том числе и с тем, что Украина не интегрирована в мировые финансовые рынки, и поэтому этот кризис практически обходит Украину стороной». Но уже через несколько дней вынуждена была заметить «рецессию» – но только в металлургии.
Президент Виктор Ющенко также не отличался дальновидностью. Более того – в начале октября он хвалил действия правительства: «До сих пор украинская сторона давала адекватные достойные ответы. Я оценил бы эту работу как выполненную на высоком уровне». Даже экономические эксперты не говорили ни о чем большем, чем о кризисе в металлургии. А Виктор Янукович и вовсе предложил создать антикризисный центр… в августе 2009 года.
Наши политики оказались недальновидны и неповоротливы. Их прогнозы о том, что кризис не зацепит Украину или пройдет с минимальными для нее потерями, не оправдался. Согласно выводам экспертов МВФ, Украина более, чем другие страны Восточной и Центральной Европы, пострадала от последствий кризиса. Самой серьезной ошибкой правительства эксперты называют тот факт, что за год так и не была предложена четкая программа антикризисных действий. «У нас никакой программы нет, нет плана развития страны – и это основная проблема», – заявил генеральный директор КУА «Инэко-Инвест» Олег Морква в ходе круглого стола, организованного интернет-газетой «СЕЙЧАС».
Почем доллар для народа?
Но экономические эксперты в своих прогнозах развития кризиса ошибались не реже, чем руководители государства. Более всего прогнозы эти касались курса доллара и состояния банковской системы. Самые пессимистичные из них предрекали курс доллара на уровне 12-15 гривен к маю 2009 года. Но большинство не предполагали, что доллар вырастет больше, чем до 7 гривен.
Когда в октябре курс доллара начал подниматься до 5 грн., мало кто мог предположить, что он преодолеет отметку 10 уже зимой. Была велика вера в резервы Нацбанка, который выходил с интервенциями на валютный рынок. Директор Центра экономического и политического анализа Александр Кава в октябре прошлого года прогнозировал, что доллар может достигнуть максимум 6 грн. к новому году.
То же говорили и другие специалисты. Фиинансовый аналитик Эрик Найман заявлял осенью 2008-го: «Нынешний рост доллара – типичная спекулятивная игра. Это продлится еще 2-3 недели, затем доллар пойдет вниз и к концу года вернется к 4,85 гривен». Был спокоен и главный банкир страны Владимир Стельмах . Объективный курс должен быть не выше 5 – успокаивал он население, в приступе паники выметающее депозиты из банков.
Тон прогнозов несколько изменился в ноябре – когда предприятия начали массово сокращать сотрудников, всем стало понятно, что вслед за «Проминвестбанком» временная администрация войдет и в другие учреждения, а доллар преодолел барьер в 7 гривен.
С той поры финансисты и экономические эксперты с большой неохотой дают прогнозы курса. Большинство из них сходятся во мнении, что до конца года американская валюта сохранит нынешние позиции. Предсказывать дальнейшее развитие событий мало кто осмеливается.
Дефолтом нас не испугать
Одним из самых страшных кризисных прогнозов было предсказание скорого дефолта Украины. В ноябре 2008 израильская компания IBI Investment House предрекала Украине скорую невозможность расплатиться с обязательствами. Весной к ней присоединился и известный миллиардер Джордж Сорос : «Экономики Украины и Балтии находятся на грани дефолта», – заявлял он.
В апреле 2009 года Украина действительно была близка к дефолту, как никогда. Международные эксперты оценивали его вероятность как 54%. Это значит, что, если бы весной мы не получили кредит МВФ, страна оказалась бы не в состоянии обеспечивать свои обязательства.
Сейчас возможность такой ситуации значительно ниже – 15-18%. «На будущий год предполагается, что Украине необходимо будет погасить 2,3 миллиарда долларов. Сумма вполне посильна для бюджета. И я не вижу проблем зарезервировать соответствующие средства и выполнить внешние обязательства в полном объеме», – заявил директор «Бюро экономических и социальных технологий» Валерий Гладкий .
Эксперты прогнозировали, что Украина будет выходить из кризиса как минимум до середины 2010 года. Но первые признаки улучшения ситуации видны уже сейчас. Выход из рецессии начался, как и сам кризис, с металлургии. В сентябре текущего года в Украине было выплавлено 4,58 млн. т. стали. Это на 3,9% больше прошлогодних сентябрьских показателей. Впервые в этом году украинские сталелитейщики показали положительную динамику по сравнению с прошлым годом.
Прошли дно кризиса рынок недвижимости и авторынок, потребительские настроения украинцев улучшились. А главное – появился иммунитет к пессимизму. Как рассказала интернет-газете «СЕЙЧАС» руководитель центра «Социальный мониторинг» Ольга Балакирева , люди уже давно не боятся негативных прогнозов. И хотя МВФ настоятельно не рекомендует странам-партнерам думать, что кризис закончился, все научились жить с ним и не думать, что кризис – это смертельно.
Источник: СЕЙЧАС
Tweet