А в судьи кто? О том, как в Украине стать судьей

В судах Крыма не хватает судей. Практически в любом крымском суде: местном и апелляционном, административном и хозяйственном, есть одна, две и даже больше вакансий. Вместе с тем, и желающих работать судьей предостаточно. В квалификационную комиссию судей Севастопольского апелляционного округа регулярно обращаются помощники судей, прокуроров и даже юристы коммерческих фирм, мечтающие примерить на себя мантию. Однако судейские вакансии в Крыму заполняются крайне медленно. В чем проблема?

Вот и на последнем заседании квалифкомиссии, где проходил конкурс на замещение вакантных должностей в семи крымских судах, две должности остались свободными. Причина – недостаточный уровень квалификации кандидатов. Как отметил глава Совета судей Крыма Сергей Афендиков, присутствовавший на конкурсе, многие из претендентов – просто «стерильны».

ЧУЖАКОВ ЗДЕСЬ НЕ ЖАЛУЮТ

Теоретически стать судьей может любой гражданин Украины, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и стаж практической работы по специальности не менее трех лет. Закон позволяет претендовать на мантию и работникам аппарата судов, и сотрудникам прокуратуры, милиции, и адвокатам и юрисконсультам. Но это в теории.
Даже если кандидат в судьи, к примеру, работающий в прокуратуре, успешно сдаст квалификационный экзамен, а это само по себе уже большой успех, пройти конкурс на замещение вакантных должностей будет чрезвычайно сложно.

К людям, не имеющим отношения к судебной системе, в квалифкомиссии, Совете судей и судебной администрации относятся несколько настороженно. Главная причина – такие кандидаты не знают особенности работы в судах, они обладают лишь теоретическими знаниями, не подкрепленными практикой. Доверять им вершить судьбы людей можно лишь в редких случаях, когда они докажут, что достойны мантии.

Первый и самый главный вопрос, который задают «чужакам»: почему вы хотите работать судьей? Ответы иногда заводят в тупик даже видавших виды членов квалифкомиссии.

«Очень важно отсеивать неподходящих людей на самом первом этапе, – говорит председатель квалификационной комиссии судей Евгений Скисов. – Как-то раз к нам пришел молодой человек, который 2,5 года вообще не работал. Я у него спрашиваю: кто же вас содержит? Отвечает: папа жены. А кто же папа? Депутат местного совета. Или еще один случай. Спрашиваю молодого человека: почему вы хотите работать судьей? Хочу научиться, – говорит. Приходил к нам как-то и кандидат, который, как позже выяснилось, вообще ранее был судим, что совершенно недопустимо.

НА БЕЗРЫБЬЕ…

Таким образом, самым реальным кандидатом на должность служителя Фемиды является помощник судьи с хорошими рекомендациями и, как минимум трехлетним стажем работы, успешно сдавший квалификационный экзамен. Такой кандидат знает судебную работу изнутри, знает, как оформляются процессуальные документы, как проходят дела в суде и как они рассматриваются.
Таковых в кадровом резерве Крыма – порядка 70-80%.

И при этом, многие состоят в резерве годами, из раза в раз не проходя по конкурсу. Шансы же тех, кто не имеет отношения к судебной системе, на успешное прохождение конкурса вообще мизерные.
Чтобы попасть на работу хоть в какой-нибудь районный суд, кандидаты пишут заявления сразу в несколько. Например, на последнем конкурсе помощник судьи Ялтинского горсуда Артур Авакян написал заявление во все семь судов, выставивших вакансии. И не ошибся. После двух неудачных попыток, ему удалось пройти в Нижнегорский райсуд. Вместе с тем, одна вакансия в этом суде все же осталась свободной.

Как отметили и члены комиссии, и приглашенные главы Совета судей и терруправления Государственной судебной администрации, выбирать из кандидатов по принципу «на безрыбье и рак – рыба» – неправильно. Таким же образом осталась свободной и вакансия в Советском райсуде. Комиссия решила провести еще один конкурс на должности в этих судах.
Председатель одного из судов, присутствовавший на конкурсе, даже пошутил: «Пока дойдет до моего суда, всех подходящих кандидатов разберут, и нам уже не из кого будет выбирать».

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Конкурс на замещение вакантных должностей в судах для кандидатов не легче, а иногда даже труднее квалификационного экзамена. В моральном плане. Во-первых, никогда не знаешь, какой вопрос зададут тебе члены комиссии, и совершенно нет времени на подготовку ответа. Во-вторых, на конкурсе присутствуют потенциальные работодатели – председатели судов, которые тоже задают каверзные вопросы.

Впрочем, и здесь можно подстраховаться: не полениться и заранее объездить все суды, где хотелось бы работать, познакомится с их председателями и заявить о себе. Правда, как выясняется, немногие претенденты серьезно подходят к вопросу своего трудоустройства. Например, Вахтанг Чубабрия, председатель Белогорского районного суда, на единственную вакантную должность в котором претендовали аж 11 кандидатов, посетовал, что из всех них, только один – помощник судьи Апелляционного суда Крыма Игорь Соколовский, приехал, посмотрел на условия работы и побеседовал с ним. Его-то он и рекомендовал комиссии утвердить на имеющуюся вакансию. Тем более, что он – один из немногих на конкурсе, кто действительно показал хороший уровень подготовки.

ДАЛЕКО ДО МАНТИИ

Однако на этом поход кандидатов за мантиями не завершается. Квалифкомиссия направляет свои рекомендации и документы прошедших по конкурсу кандидатов Высший совет юстиции Украины (ВСЮ), где проводится еще несколько заседаний с участием самих кандидатов. На этом этапе также происходит «отсев». По данным начальника Крымского территориального управления Государственной судебной администрации Марины Трошиной, в последнее время трое кандидатов «срезались» на Высшем совете юстиции.

После ВСЮ кандидатские документы поступают в Администрацию Президента, где проводятся свои проверки. И только после этого Президент издает указ о назначении кандидатов на должность судьи сроком на пять лет. Иногда эти процедуры занимают больше года.

По истечении пятилетнего срока судья лишается своих полномочий, пока Верховная Рада не утвердит его на должность бессрочно. В период ожидания, который также может растянуться на довольно длительный срок, судьи без полномочий занимаются аналитической работой в судах, готовят проекты решений и приговоров. Словом, стараются не потерять свою квалификацию.
И только после того, как Верховная Рада утвердит судью на должность бессрочно, можно считать, что поход за мантией увенчался успехом. Ну, а далее остается лишь добросовестно выполнять свою работу и стараться не попадать на заседания квалификационной комиссии по поводу дисциплинарных нарушений. Разве что лишь для присвоения очередного, более высокого класса.

Анна Кокорина, «ЦЕНТР»

You may also like...