Украина уже нравится мигрантам со всего экс-СССР

Рост количества нелегальных мигрантов в Украине происходит за счёт граждан стран постсоветского пространства. И не секрет, что до недавних пор, они не рассматривали Украину как перспективное направление для трудовой миграции. И вдруг ситуация радикально изменилась. Что происходит?

По мнению представителей Государственной Пограничной службы в последнее время увеличился приток нелегальных мигрантов в Украину. Только за первое полугодие текущего года в пределы нашей страны нелегально въехало 463 граждан постсоветских государств.

При этом данная цифра составляет 65% от совокупного количества нелегальных мигрантов на территории Украины. Не стоит преувеличивать проблему нелегальной миграции в Украине. Цифры не сопоставимы с миграционной ситуацией в соседней России, где, по мнению представителей Федеральной Миграционной службы, прирост мигрантов за первое полугодие 2013 года, включая нелегальных, составил около 13%.

Вопрос в другом. Рост количества нелегальных мигрантов в Украине происходит за счёт граждан стран постсоветского пространства. И не секрет, что до недавних пор, они не рассматривали Украину как перспективное направление для трудовой миграции. Неужели иностранных граждан привлекают вакантные места в Украине?

Проблема трудоустройства является достаточно насущной для самих украинских граждан. Особенно для молодёжи, которая в силу проблематичности трудоустройства и низкой начальной ставки, рассматривает варианты устройства на работу в странах ЕС. В данном случае, причиной является тенденция, направленная на ужесточение миграционного режима в РФ. При этом, наиболее активные мероприятия направленные на борьбу с нелегальной миграцией проводились работниками российской миграционной службы именно в первом полугодии 2013 года.

К примеру, в течении этого полугодия из одной только Москвы было депортировано 5 тыс. граждан стран Центральной Азии и Закавказья. Второе место, по «продуктивности» борьбы с нелегальной миграцией, занял Татарстан, откуда за 7 месяцев 2013 года было отправлено в страны гражданской принадлежности 635 физических лиц без прописки и разрешения на трудоустройство. По факту, за указанный период, российская миграционная служба депортировала в пять раз больше физических лиц без прописки и разрешения на официальное трудоустройство, по сравнению с 2012 годом.

Одной депортацией данные мероприятия не ограничиваются. За уклонение от процедуры добровольного возвращения в страну гражданской принадлежности, предусматривается штраф в размере от 3 до 5 тыс. рублей, с последующей депортацией. Кроме того, Россия ограничивает доступ на свой рынок труда и для легальных мигрантов. В 2014 году планируется снизить годовую квоту на иностранную рабочую силу с 1,75 млн. чел., до 1,63 млн. трудовых мигрантов.

Рост социальной напряжённости, нарушение норм общественного правопорядка со стороны иностранных граждан, рост безработицы среди собственных граждан, а также крупные дотации из государственного бюджета на депортацию нелегальных мигрантов, пожалуй, наиболее характерные последствия несвоевременных мероприятий по интеграции и адаптации мигрантов к реалиям российского общества. И как мы видим, данные последствия не обошли стороной Украину.

Необходимо понимать, что увеличение случаев нелегальной миграции в Украину в первом полугодии 2013 года и возможно в следующем году, является следствием мероприятий, которые проводились в России. Фактические, выдворенные нелегальные мигранты из России, после краткосрочного пребывания в странах гражданской принадлежности, устремляются в Украину за поисками «лучшей жизни».

По крайней мере, рынок труда Украины рассматривается частью мигрантов в качестве наиболее приемлемой альтернативы России, которая ужесточила миграционный режим. При этом, в случае подписания в ноябре соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли, увеличиваются шансы миграции в ЕС. Современный режим реадмиссии между Украиной и ЕС является достаточно серьёзным барьером.

Способен ли рынок труда Украины, в настоящее время, переварить растущее количество трудовых мигрантов? И возможна ли при этом эффективная имплементация политики мультикультурализма? Горький опыт европейских партнёров говорит об обратном. В любом случае, проведение грамотной политики интеграции мигрантов в украинское общество, а также эффективное предотвращение случаев нелегальной миграции должны оставаться одним из основных приоритетов.

Автор: Николай Гольбин, эксперт проекта Universal Assistance, член международной организации PEOPIL (Pan European Organisation of Personal Injury Lawyers), Лига-Блоги

Читайте также: