Мани Чулпаев, «бывший босс русской мафии» в США

В суде графства Фултон в штате Джорджия в очередной раз отказали в освобождении под залог бывшему жителю нью-йоркского Квинса, иммигранту из советского Узбекистана Мани Чулпаеву, которого обвиняют в соучастии в убийстве 19-летнего рэпера-афроамериканца Мелвина Вернелла, больше известного под псевдонимом Лил Фат.

Как утверждает прокуратура графства, 38-летний Чулпаев, который занимался торговлей автомобилями в Атланте, Хьюстоне, а затем в Южной Флориде, дал Вернеллу машину и сообщил киллерам поисковые коды установленного там навигатора GPS, чтобы они могли следить за его передвижениями и выбрать оптимальное место для убийства.

Расследование также установило, что убийство Вернелла в Атланте заказал Десенсе Уайт (Decensae White) по кличке «Гриз», тоже рэпер и бывший баскетболист команды Университета штата Сан-Франциско, которого называют «деловым партнером» Чулпаева. Уайт уже признался, что решил убить Вернелла за то, что тот украл у него и его друга Гэри Бредфорда 10 фунтов марихуаны, и они наняли для этого за 10 тыс. долларов киллеров-любителей Дендре Вашингтона и Мориса Коннора.

Рэпера Гэри Бредфорда, который выступает под псевдонимом «Эльдорадо Ред», подозревают в причастности к банде BGM (Bang Get Money). Вашингтон и Коннор были знакомы с Чулпаевым, брали у него машины, и, как считает прокуратура, именно он свел их с заказчиками убийства Вернелла. Гэри Бредфорда, он же «Эльдорадо Ред», обвиняют в убийстве, вооруженном нападении, незаконном владении «смертоносным» оружием при совершении преступления, а также в участии в уличной банде.

Как и Чулпаева, судья отказался выпустить Бредфорда и Вашингтона под залог, но освободил Уайта, а Коннер сидит в тюрьме у себя в Алабаме. В обвинении уточняется, что он был водителем, который привез Вашингтона из Алабамы в Атланту и доставил к месту, где тот застрелил Вернелла. Все четверо афроамериканцы, среди которых Мани выглядит пилигримом, сошедшим на американский берег с борта шхуны «Мэйфлауэр».

По сведениям журнала Hip Hop Enquirer, Десенсе Уайт согласился не только признать вину, но и сотрудничать с прокуратурой, за что его приговорят максимум к 8 годам тюрьмы. Хотя Чулпаев сам великий мастер сотрудничества с властями, ему может быть несладко, так как в деле есть данные, что Мани хотел смерти Мелвина Вернелла, опасаясь, что тот может дать против него показания о торговле крадеными машинами. Мани утверждает, что попал в эту компанию по заданию ФБР, собирая сведения о торговле наркотиками.

Из материалов дела видно, что в апреле 2012 года Мелвин Вернелл, он же Лил Фат, взял у дилера Чулпаева в лизинг седан BMW, и когда его остановили за нарушение правил движения, выяснилось, что эта машина числится в угоне. Рэпера обвинили в покупке краденого, но он назвал имя дилера и его оставили в покое, а Мани в то время сотрудничал с ФБР и тоже выкрутился.

Летом 2012 года Мелвин Вернелл взял у Чулпаева на время Audi A7 с навигатором, но его адвокат – афроамериканка Таня Миллер – заявила судье, что Мани передал Уайту поисковые коды GPS машины Вернелла, не зная, что того собираются убить. Такими навигаторами сейчас оснащают свои автомобили многие лизинговые и прокатные компании, а также кар-сервисы и такси, чтобы диспетчеры знали, где и когда находятся машины.

Так или иначе, 7 июня 2012 года Вернелл приехал в больницу Northside Hospital в Атланте, где рожала его подруга, остановил Audi на больничной парковке, но выйти не успел, и его прикончили двумя выстрелами в голову.

Чулпаева арестовали 12 апреля 2013 года во Флориде, откуда экстрадировали в Атланту, и с 7 мая 2013 года держат в тюрьме графства Фултон под № 1313506 без права освобождения под залог. До этого он дважды сидел в этой тюрьме в 2010 году, но недолго и за такие мелочи, как нарушение общественного порядка и кражу – очевидно автомобилей.

На слушаниях год назад, когда первый раз решался вопрос об освобождении Чулпаева под залог по делу об убийстве Мелвина Вернелла, окружной прокурор Шила Росс заявила, что «это преступление не было бы совершено, если бы обвиняемый не сообщил убийцам, где найти жертву». В обвинении утверждается, что по данным навигатора, которым Чулпаев оснастил Audi, он 7 июля 2012 года сообщил киллерам, что эта машина остановилась на парковке у больницы в Атланте.

В одном из полицейских рапортов сказано, что в день убийства Вернелла GPS в его машине получил больше двух десятков сигналов проверки местонахождения.

Через 6 часов после убийства Чулпаев позвонил из Флориды в полицию Атланты, а также своему куратору ФБР Данте Джексону, и назвал им Десенсе Уайта и Гэри Бредфорда. Агент Данте якобы велел Чулпаеву не говорить об этом деле ни с кем, кроме него, и контролировал все допросы Чулпаева, указывая, что можно и чего нельзя говорить.

В другом полицейском рапорте указано, что детектив Уильямс, который расследовал убийство Мелвина Вернелла, четыре месяца не знал, что машина убитого рэпера была оснащена системой слежения. Об этом стало известно только в феврале 2013 года, когда полиция получила ордер на обыск машин Чулпаева и на изъятие оттуда навигаторов GPS для экспертизы. В том же рапорте сообщается, что агент ФБР Данте Джексон допросил Чулпаева в связи с убийством Вернелла 30 июля 2013 года, а в полицию сообщил об этом только через полтора месяца.

В одном из интервью Мани заявил, что добрая половина его клиентов, которые брали в лизинг дорогие машины с установленными там системами обнаружения GPS, были наркодилерами, за которыми следили федеральные спецслужбы. Установка в автомобиле такой системы не требует судебного ордера или специального разрешения. В то же время, Чулпаев сказал, что «наркотой и всем таким я вообще не занимаюсь, и никогда не занимался, ни сейчас, ни в прошлом. Я никогда не имел дела с наркотиками и с оружием».

В деле есть копия контракта, по которому Уайт частично финансирует дилерский бизнес Чулпаева и имеет доступ к системе слежения GPS, которой были оснащены некоторые автомобили. «Этот парень за месяц вложил 160 тыс. долларов, – пояснил Чулпаев. – Как партнеру, я был обязан показать ему нашу технику».

По словам Мани, в ФБР знали об этих системах, но помалкивали. «А чего было ждать, пока (окружной прокурор) Пол Ховард велит обыскать мою машину, если таких GPS кругом полным полно, – сказал он в тюремном интервью. – Почему нельзя было взять любой?»

Мани Чулпаев утверждает, будто его куратор по линии ФБР, специальный агент Данте Джексон, принимал от него дорогие подарки, включая 3500 долларов наличными, ювелирные изделия, спортивную обувь, билеты на бейсбол, оплаченные номера в отелях и поездки в дорогих машинах.

Ожидалось, что на этом суде Мани, верный своей традиции сотрудничества с властями, станет главным свидетелем обвинения, но на сей раз он заупрямился. «Когда же ФБР ответит за этого так называемого куратора, который курировал меня и не платил? – заявил он в тюремном интервью журналисту телеканала WSB-TV/Channel-2 Джиму Стрикленду. – Они не платили мне с 2011 года. А когда Данте все-таки попадает под служебное расследование, он исчезает, а Мани арестовывают. Все просто. Они должны были защищать меня, а не арестовывать. Мне все еще нужна грин-карта, и я делаю все, лишь бы угодить куратору и скорее получить грин-карту. А сейчас сижу здесь и жду, а чего? Жду суда за убийство».

Из уважения к его боевому прошлому американские журналисты величают Мани Чулпаева «бывшим боссом русской мафии». Чулпаев иммигрировал с родителями из Самарканда в США четверть века назад, в сентябре 1989 года, когда ему было 12 лет.

Первый раз его арестовали в Нью-Йорке в 1998 году, когда ему было 25, за участие в «бригаде Гуфельда» – банде наших иммигрантов, названной по фамилии ее вожака.

Тогда газета New York Post назвала Мани «олицетворением зла, жестокости и бесчестия», а New York Times – «мозгами преступной группы вымогателей, связанных с русской мафией». В банде Чулпаев вел бухгалтерию, и при аресте у него изъяли список «русских» магазинов и ресторанов с пометками, сколько они еженедельно платят за «крышу».

После ареста Чулпаев согласился стать тайным осведомителем, как было написано в деле, «предоставил подробную информацию о связях евразийской организованной преступности с итальянскими преступными семьями в Нью-Йорке». Маститый манхэттенский адвокат Бенджамин Брафман, против клиента которого Чулпаев выступал свидетелем обвинения, заявил присяжным, что «таких типов, как Чулпаев, вы в жизни не видели! Он занимался всеми мыслимыми видами афер, сутенерством, похищал людей и сажал их в подвал, грабил», и вообще «Чулпаев – матерый профессиональный преступник, мошенник и, если угодно, городской террорист!»

В августе 2002 года Мани приговорили к 4 годам и 4 месяцам тюрьмы, то есть к сроку, который он уже отбыл. Тогдашний помощник бруклинского федерального прокурора Томас Файрстоун, который представлял обвинение по делу «Бригады Гуфельда», после приговора Чулпаеву сказал репортерам, что Мани очень умен, а после того, как вступил в программу защиты свидетелей, увлекся философией и довел себя до такого совершенства, что мог говорить о Платоне «на хорошем ученом уровне». Файрстоун назвал Мани Чулпаева «одним из самых важных свидетелей в борьбе с русской организованной преступностью» и пояснил, что для добычи улик в этой борьбе Чулпаеву приходилось тайно носить диктофон и рисковать жизнью.

Вскоре после освобождения Чулпаев обосновался в Атланте, где стал торговать угнанными машинами. В 2005 году его снова арестовали, и он снова согласился сотрудничать с местной прокуратурой и местным отделением ФБР, где к нему отнеслись как к родному, а он ответил черной неблагодарностью.

В 2009 году британские тележурналисты сняли для нашего канала National Geographic документальную серию про бандитизм в Америке. Одна серия называлась «Русские бандиты Бруклина» («Brooklyn’s Russian Gangsters»), и с подкупающей зрителя улыбкой Мани Чулпаев высоко отозвался о своем уголовном прошлом, но подчеркнул, что всегда был честным, и стать тайным осведомителем ФБР ему подсказала тоже честность. Не удивительно, что «бывшего босса русской мафии» и профессионального осведомителя ФБР возмутила нечестность очередного куратора.

Автор:  АЛЕКСАНДР ГРАНТ, rusrek.com

You may also like...