Золото партий: как политики покупают, продают и «кидают» друг друга. Таксы

 У спонсоров политсил полная предвыборная мобилизация. Одни сами пишут избирательные списки партий, другие выстраиваются в очередь за мандатами. Тренд сезона – помощь не деньгами, а натурой, то есть голосами избирателей

Если воспринимать буквально любимую фразу предпринимателей о том, что бизнес любит стабильность, то перевыборы крупным бизнесменам понравиться никак не могут. Тем не менее во вновь объявленной политической войне у крупного капитала по-прежнему есть свои интересы.

Фильтр для денег

Начав избирательную артподговтовку, политсилы бьют друг друга по самым больным местам – по спонсорам, утверждая, что денежные мешки у конкурентов ненадёжные.

– Нам известны не единичные случаи, когда спонсоры БЮТ заявляли своему лидеру, что они оплатили мандат не на один год, а на четыре, и поэтому отказываются принимать участие в финансировании новой кампании, – убеждает в финансовой несостоятельности Блока Тимошенко депутат-нашеукраинец Ярослав Джорджик.

Не деньгами едиными

Проспонсировать партию можно не только мешком долларов, но и другими интересными способами

Крышей – спонсорская бизнес-структура может предложить политсиле свое помещение, технику и прочую инфраструктуру

Голосами – спонсор гарантирует партии определенное число «правильных» галочек в бюллетенях. Сделать это могут сотрудники его предприятий или организаций (особо ценятся многотысячные коллективы).

Пресса – владельцы СМИ способны организовать политикам площадки для пиара.

Посредничеством – не предоставляя своих денег, такой спонсор обеспечивает «финансовый менеджмент», помогая эффективно расходовать черную кассу

Политолог Игорь Жданов поправляет: раз уж на то пошло, выборы не по душе большинству финансистов политических сил, ведь политики ещё за предыдущие не рассчитались: «Люди покупали «Мерседесы» на 5 лет, а им дали «Москвичи» и «Жигули» на год». Получается, что спонсоры оплатили выборы 2006-го и 2007 года, каждый раз надеясь, что на 5 лет, а в итоге каждый год им приходится делать всё новые и новые денежные вливания.

Политическое спонсорство – действительно крайне рисковое дело. По словам политолога Александра Медведева, тут невозможно составить бизнес-план и определить приблизительный уровень рентабельности.

– Здесь можно вспомнить провал в 2006 году Блока «Мы», сожравший миллионы Игоря Еремеева (бизнесмен, экс-нардеп), крах в 2007-м СПУ, когда на ветер были выброшены миллионы Владимира Бойко (председатель правления Мариупольского металлургического комбината имени Ильича. – Фокус), неудачу «Нашей Украины» на выборах в Киевсовет в 2008-м – тогда плакали миллионы Николая Толмачёва (генерального директора компании «ТММ».).

Но никто другой, кроме спонсоров, тут и не виноват: они неизменно отводят глаза, когда речь заходит об их финансовых вливаниях в политику, и предпочитают делать вид, что партии существуют без их участия. Да и политики не протестуют – в случае чего взятки с них гладки.

Но при всех рисках и общем мнении о «неуместности» перевыборов, по информации Фокуса, дефицита в финансовых донорах у партий и блоков не наблюдаются. Более того, между желающими приобщиться к политике посредством кошелька существует конкуренция.

Для новичков имеется два способа принести партии деньги: через «верх» (лидеров), и через местные организации.

– Первый вариант, как более короткий, значительно дешевле, – говорит Александр Медведев. Однако эксперты сходятся во мнении, что спонсорство нужно заслужить.

– Если кто-то думает, что за деньги можно купить всё, то он ошибается, – подтверждает экс-нашеукраинец, народный депутат 3-5 созывов Борис Беспалый. – Войти в пул спонсоров трудно – мест мало, желающих много. Проведите эксперимент: найдите деньги и пойдите в список. Не возьмут. Там всегда есть люди, не причастные к бизнесу. Список из одних бизнесменов просто рухнул бы. Кроме того, бизнесмен может быть несовместим с партией, в которую стремится, вреден её рейтингу.

Как уточняет г-н Медведев, лидеры партий порой ставят жёсткий фильтр на вхождение в их силу новых спонсоров, чтобы на местах не перессорились. К тому же не стоит забывать, что руководители партийных организаций и сами стремятся попасть в проходную часть списка, и лишняя конкуренция со стороны денежных мешков им не нужна.

Политика зачисток

Можно рассматривать несколько способов получения партиями спонсорской помощи.

Первый способ – финансовые вливания через подконтрольные фонды. Гарантия – устные договорённости. Такой способ приемлем для больших бизнес-структур.

За отсутствием документов подобные сделки так и остаются на уровне слухов – доказать всё равно ничего не возможно. Если что-то и всплывает, то только на волне скандала.

Так, Давид Жвания, поссорившись этим летом с президентом, поведал журналистам, что на перевыборах-2007 «расчётный счёт штаба НУНС был замкнут наВикторе Балоге».

– Поэтому мы точно не знали, откуда приходили средства со стороны «Нашей Украины», но догадывались, что эти деньги принадлежали фонду Рината Ахметова(считающегося главным спонсором регионалов. – Фокус)

Однако Борис Беспалый борется за чистоту терминологии: говорит, что нельзя путать спонсирование и самофинансирование партийных структур. Взносы в избирательный фонд, по его уверению, не являются спонсорством.

– Спонсорство – это когда ты даёшь другим, при этом сам никуда не идёшь и являешься посторонним в процессе.

По словам Беспалого, Ахметова можно было бы назвать спонсором лет 10 назад, когда он участвовал в избирательной кампании Януковича в облсовет. Однако когда человек сам пошёл в политику и участвует в финансировании избирательной кампании, он, по мнению Беспалого, перестаёт быть спонсором как таковым.

Как спонсоров ни назови, суть одна: кто платит, тот и заказывает музыку. В таком духе высказывается регионал Василий Грицак. Он уверяет Фокус, что упомянутое Беспалым самофинансирование его партию до добра не довело: теперь спонсоры полностью контролируют ПР и как раз заняты зачисткой избирательного списка:
– К общеизвестным спонсорам Партии регионов добавилась ещё и структура «РосУкрЭнерго» (отождествляемая с миллиардером Дмитрием Фирташем. –Фокус). Спонсоры и диктуют свои условия депутатам: когда им входить и выходить из зала и за что голосовать. Сейчас из списка вычеркнуты 37 человек. В их число вхожу я и ряд нардепов, которые ещё даже не знают, за что их исключили.

Источник, приближённый к ПР, подтвердил Фокусу, что чёрный список, составленный спонсорами, в ПР действительно существует.

Команда «голос»

В Блоке Тимошенко другая ситуация. Фокусу рассказали, что руководство БЮТ якобы решило минимизировать финансовые потери спонсоров от перевыборов, пообещав вложившим в кампанию-2007 сохранение мест в новом парламенте.

– Правда, ситуация осложняется тем, что в проходную часть списка БЮТ, очевидно, понадобится внести не менее 20 человек из числа бывших нунсовцев и других политиков, проявивших лояльность к Тимошенко. Они потеснят старых бютовцев, – говорит Фокусу политолог Владимир Фесенко.

2–5  млн. долларов – такую ценовую вилку за место в новой Раде называют сейчас в кулуарах. Но это цены для своих. Посторонним – новым финансовым донорам мандаты традиционно обходятся почти вдвое дороже.

Однако при короткой двухмесячной кампании особую ценность для политсил приобретут не деньги, а нечто более ценное – непосредственно голоса избирателей. Те, кто сможет их обеспечить партиям, и будут лучшими спонсорами. Фокусу рассказали, что в крупнейших политсилах руководителям областных организаций прямо ставят задачу сдать в копилку партии необходимое количество голосов.

Вознаграждение – место в проходной части списка.

Бывают старательные спонсоры, но не бывает вечных. По словам Бориса Беспалого, состав спонсоров у любой политсилы постепенно меняется.

– Когда «Наша Украина» была в оппозиции и шла к власти, вокруг её лидера Виктора Ющенко группировался молодой бизнес, видя в этом политическую перспективу, – Давид Жвания, Пётр Порошенко, Николай Мартыненко. Когда Ющенко стал президентом, подключилась другая, прагматичная часть бизнеса, которая всегда стремится дружить с властью. Такие спонсоры любят президента за должность. Сначала помогали Кравчуку, потом Кучме, теперь Ющенко.

Вскоре спонсировать Ющенко стали люди из Донбасса. Многие олигархи, ранее поддерживавшие «Нашу Украину» из прагматических соображений, со временем отошли или перешли к другим политическим силам. Как, например, секретарь СНБО Виталий Гайдук из ИСД или позже Давид Жвания, которые примкнули к Тимошенко.

Глядя на это, эксперты говорят, что будущее – за народным спонсорством, то есть за классическими партийными взносами, посильными для каждого члена партии.

– Возьмём США: там львиная доля избирательных фондов состоит из «народного спонсорства». И если проанализировать, сейчас кризис наблюдается как раз у тех политических сил, которые существуют исключительно на средства крупных олигархов, – говорит Беспалый. – Поэтому те акулы (я имею в виду большую политическую тройку – ПР, БЮТ и НУ), которые не будут опираться на мелкую рыбку, постепенно всплывут на поверхность политического океана брюхом вверх.

Многообразие видов

Спонсоры бывают разные – и помогают по разным причинам



вынужденные
раскошеливаются под давлением админресурса 
> долгожданный покой после выборов
 






 


связисты
помогают наладить связи в верхах
> полезные знакомства с будущей властью
 
вынужденные
раскошеливаются под давлением админресурса 
> долгожданный покой после выборов
политиканы 
платят за собственные политические амбиции
> места в избирательном списке для себя и своих людей, должности во власти всех уровней

( > – что получают за помощь) 

Наталья Бублий, ФОКУС 

 

You may also like...