Безголовый труп Розы Люксембург обнаружен в Берлине?
В морге германской клиники Charite обнаружен труп, как утверждает патологоанатом, Розы Люксембург. Чьей же могиле 90 лет поклонялись последователи пламенной революционерки?
…Второе воскресенье января – поминальная дата. Левый политический фронт Германии: партия Гизи-Лафонтена, коммунисты и автономы – высылают верных своих сынов и дочерей к мемориалу на берлинском кладбище Friedrichsfelde, чтобы отдать дань уважения социал-демократам Розе Люксембург и Карлу Либкнехту.
По пути шествия траурного марша по Frankfurter Allee к официальным плакальщикам присоединяются активисты троцкистских группировок из разных стран, наивные маоисты, полузапрещенные курды, защитники прав сексуальных меньшинств и вездесущие «зеленые», почти без смущения маскирующиеся под красным флагом.
Проходит все, как правило, без эксцессов. Видимо, из-за холодного времени года. Снимки, изображающие горы красных гвоздик и одухотворенные лица лидеров Левой партии, тиражируются новостными агентствами. Прогрессивная общественность помнит: 15 января 1919 года в Берлине зверски были убиты основатели Коммунистической партии Германии. Никто не забыт, ничто не забыто.
«Руководство Левой партии при поддержке всех разумных слоев германского общества требует немедленно проверить достоверность информации об обнаружении трупа Розы Люксембург в патологоанатомических запасниках клиники Charit. В случае подтверждения данных – возложить ответственность за преступную халатность врачей на Бундестаг и федеральное правительство и обеспечить достойное захоронение останков видного деятеля немецкой и мировой социал-демократии».
Так телеграфно и по-партийному строго звучит заявление, подписанное Лотаром Биски, Грегором Гизи и Оскаром Лафонтеном (Lothar Bisky, Gregor Gysi, Oskar Lafontaine) – тремя «столпами», на которых держится современная коммунистическая идея в Германии.
Роза Люксембург, немецкая революционерка польско-еврейского происхождения, была убита солдатами фрайкора (от Freikorps – полувоенное патриотическое формирование в Германии и Австрии XVIII-XX вв., после Первой мировой войны в большинстве примкнули к нацистскому движению. – Л. М.) в ходе подавления восстания коммунистов и крайне левых социал-демократов, намеревавшихся провозгласить советскую власть. Через четыре месяца труп Розы Люксембург был выловлен из канала Landwehrkanal и 13 июня 1919 года вместе с телом ее соратника Карла Либкнехта захоронен на берлинском кладбище Friedrichsfelde, а в 1935-м – эксгумирован и уничтожен нацистами.
Или не уничтожен? То есть, уничтожен, но не он?
«Потрясающе похожим» на Розу Люксембург считает безымянный труп, хранимый в морге Charite, заведующий отделением патологии Михаель Тсокос (Michael Tsokos).
Во-первых, тело (согласно результатам компьютерной томографии) принадлежит женщине в возрасте от 40 до 50 лет, а Люксембург погибла в 47.
Во-вторых, у законсервированного образца анатомического театра имеет место врожденный вывих бедра – значит, ноги при жизни были разной длины. Да, еще и артроз. Все как у соосновательницы компартии. Факт отсутствия у трупа конечностей не смущает г-на Тсокоса: перед тем, как тело сбросили в канал, к рукам и ногам, предположительно, привязали груз, и когда вода замерзла, они оторвались.
Руки, ноги… а что голова? Головы у новоявленной находки тоже нет. Была бы – смогла бы объяснить, почему в отчетах патологоанатомов 1919 года не зафиксировано ни гематом, ни пулевого ранения (а Роза Люксембург, согласно историческим данным, сначала подвергалась избиениям, а потом была застрелена).
Все эти факты дают Михаелю Тсокосу право говорить о «почти стопроцентной вероятности», что на кладбище Friedrichsfelde захоронили другую женщину. Кого? Безымянную утопленницу – врачи, проводившие вскрытие, выдали ее за Розу Люксембург под давлением военных, которые спешили закрыть дело по указанию рейхсминистра обороны Густава Носке (Gustav Noske). «Просто удивительно, что на все эти нелепицы и несоответствия до сих пор никто не обращал внимания», – недоумевает берлинский историк Йорн Шютрумпф (Jrn Schtrumpf).
Михаель Тсокос заинтересовался судьбой обезглавленного трупа более двух лет назад – на момент вступления его в должность завотделением это был единственный «экспонат» в запаснике морга, на который отсутствовала информационная справка. Почему ученый решил лишь сейчас обнародовать результаты своих изысканий?
«Для окончательного подтверждения моей теории необходим анализ ДНК», – объясняет г-н Тсокос. Патологоанатом обращается за поддержкой к архивам, музеям, частным коллекционерам в Европе, но более всего надеется, что помощь придет из-за океана: в США проживают потомки адвоката Розы Люксембург Пауля Леви (Paul Levi), с которым ее связывали нежные отношения. И может быть, пачка любовных писем из семейного архива или локон, подаренный возлюбленному, прольют свет на историю о подложном трупе.
Лена Мютцер, Русская Германия
Tweet