Угрозы Луценко — пустой звук (разъяснение Минюста). И кое-что о генеральском самиздате

Призываем водителей не «вестись» на смехотворные некомпетентные заявления чинов из МВД (начиная от министра и заканчивая ГАИшниками), а активно противодействовать подобным действиям: обжаловать каждый штраф и каждую попытку ущемления прав и интересов водителей, действуя методами самого же… ГАИ! Инспекторы не склонны щадить водителей за нарушение ПДД (даже нелепых и бессмысленных) — не щадите и вы их: волоките вымогателей прямо в суд! 

Не так давно министр внутренних дел Юрий Луценко на пресс-конференции в Запорожье  заявил о внедрении еще одного карательно-воспитательного новшества. Согласно которому Департамент Госавтоинспекции МВД Украины совместно с исполнительной службой Министерства юстиции будет принудительно изымать автомобили нерадивых водителей, наиболее часто попадавших в поле зрения автоинспекции.

По мнению Юрия Витальевича, подобная карательная мера существенно снизит аварийность на дорогах, попутно существенно пополняя бюджет. После «отмашки», данной министром, руководство Департамента ГАИ начало активно «пиариться», пугая водителей неизбежными грядущими неприятностями, связанными с лишениями автотранспорта.

Однако, подобная затея (как, впрочем, и все подобные «креативные» затеи, авторство которых принадлежит ГАИ) оказалась очередным блефом. Наглядно демонстрирующим немощность, недалекость и бесполезность ГАИ, как системы в целом.

Увеличение в разы (а то и десятки раз) размера штрафов за минувший год не повлекло упорядочивания дорожного движения и существенного снижения аварийности. Водители продолжают нарушать правила дорожного движения, «зарабатывая» штрафы; некоторые ухитрились стать «нарушителями» по нескольку десятков раз.

Причиной тому отнюдь не безалаберность водителей, а несколько факторов сразу. Среди которых — несовместимость требований отдельных пунктов правил дорожного движения здравому смыслу и их искусственное усложнение. При таком раскладе передвигаться по дорогах не нарушая правил просто невозможно.

При существующем порядке практически буквально каждый водитель хоть раз в жизни окажется в положении «нарушителя». Подобная ситуация указывает не на то, что общество целиком состоит из нарушителей, а на то, что существующие нормы являются неосуществимыми и нереальными.

Их-то и следует совершенствовать, но не водителей (и тем более — «пугалками» подобного рода).

Из этой проблемы (несовершенство и «натянутость» законодательства, регулирующего взаимоотношения между инспекторами ГАИ и водителями внутри одной отрасли права) прямо возникает другая проблема – несостыковка уже глобальная, на уровне целых отраслей законодательства, в частности – между законодательством о наложении взысканий с законодательством об исполнении наложенных взысканий.

Сразу же традиционно предлагаем иллюстрацию – письмо Заместителя Министра юстиции – директора Департамента государственной исполнительной службы Украины Геннадия Стадника. Который решительно опровергает и отвергает «фантазии» министра внутренних дел и ГАИ в частности: никаких изъятий автомобилей быть не может:

 письмо Заместителя Министра юстиции

Причина такой позиции — именно несостыковки законодательных концепций и практических подходов к реализации «хотелок» ГАИ. И отсутствие правовой базы, дающей возможности беспрепятственно изымать и реализовывать автомобили незадачливых водителей.

Письмо особых комментариев не требует, говоря «само за себя» и полностью нейтрализуя «аппетиты» и стремления милиционеров (можно хотеть что угодно, но оказаться не в состоянии достичь желаемого результата по причинам, независящим от авторов очередных идей «пугания» водителей).

Это письмо имеет и сугубо практическое значение. Если все же по причине полукоррупционных договоренностей между местными не в меру ретивыми ГАИшниками и ГИСовцами (что часто встречается в провинции) у водителя попытаются забрать автомобиль, понуждая уплатить штрафы (в 90% случаев абсолютно незаконные и необоснованные) – данное письмо может с успехом использоваться водителями во время обжалования действий ГАИ и ГИС в судах и иных компетентных органах. Замминистра юстиции достаточно четко обозначил отсутствие правовой базы для подобных действий, признавая их априори незаконными.

Поэтому призываем водителей не «вестись» на смехотворные некомпетентные заявления чинов из МВД (начиная от министра и заканчивая ГАИшниками), а активно противодействовать подобным действиям: обжаловать каждый штраф и каждую попытку ущемления прав и интересов водителей, действуя методами самого же… ГАИ! Инспекторы не склонны щадить водителей за нарушение ПДД (даже нелепых и бессмысленных), но почему-то водители все спускают с рук: постановления о наложении штрафов не обжалуют, спокойно выслушивают «пугания» об изъятиях автомобилей и позволяют ГАИшникам «садится на голову». Порождая возрастающую наглость и цинизм со стороны последних.

Если бы каждый водитель активно противодействовал инспекторам ГАИ – смеем заметить, последние бы очень быстро «попустились» и прекратили всякие попытки демонстрировать свою кажущуюся всевластность (переходящую в наглость), «дергая» и «напрягая» водителей по поводу и без повода (за ремни, аптечки, техосмотры, полисы, чистоту машины, и прочую «лобуду» не имеющую никакого прямого отношения к

Смотришь – при таком подходе порядка на дороге стало бы больше (а именно к этому мы все и стремимся)…

Алексей СВЯТОГОР, адвокат, специально для «УК»

*****

Генеральский самиздат или Почём законы для подчиненных

Уж в чем начальнику Департамента ГАИ МВД Сергею Коломийцу действительно не откажешь, так это в желании, а главное — в умении! — делать деньги. Причем за долгие годы руководства самой «хлебной» службой милиции эти способности у генерала от ГАИ развились настолько, что, казалось бы, даже самого рядового ГАИшника уже ничем не удивишь. То фирмочку левую при ГАИ создадут, то фондик какой-то, членами которого обяжут стать каждого, то ассоциацию, то патрульные «ментомобили» рекламой «левых» услуг обклеят, то страховаться заставят всех и сразу в «ведомственной» компании…

О подобном «УК» писала не раз.

Но, что самое интересное, воплощению каждой их подобных «доильных» схем изначально придаются такие возвышенные обоснования как «интересы службы» и «личный вклад каждого в борьбу с аварийностью, за сохранение человеческих жизней», что оказаться от участия в их реализации равносильно нарушению милицейской присяги.

Волей случая корреспонденту «УК» пришлось побывать на приеме у начальника одного из отделений ГАИ, обслуживающих территорию вдали от столицы. Невзрачный кабинет в админздании на краю городка, продавленный линолеум на полу, видавший виды стол, заваленный незаполненными протоколами, расшатанные стулья (у одного вместо ножки ящик газоанализатора). Но на свежеизготовленной полке около стола — сияющий свежей голубизной трехтомник с громким названием «Збірник нормативно-правових актів. що регламентують діяльність Державтоінспекції МВС України під загальною редакцією С.Г. Коломійця, С.М.Протченка».

Наличие фолианта, явно не вписывающийся в убогий лад кабинета, заинтересовало особенно. Как оказалось, начальник ГАИ района привез его из управления ГАИ области, где приобрел согласно доведенной разнарядке, выложив при этом аж (!)… 1000 гривен! Тыща за три тома — это очень интересно!

Чиновник районного масштаба особо и не скрывал. Да, вызвали, указали прибыть для получения литературы с нужной суммой. Уплатил-получил… И напутствие получил: мол, книги всегда должны быть на видном месте. Приедем — проверим! А вдруг проверка из самого Департамента?.. Полочку для книг заказал специально.

А вот теперь перейдем к самому интересному во всей этой истории. Согласно выходным данным трехтомника, подготовленного в печати Департаментом ГАИ МВД Украины и Донецким юридическим институтом ЛГУВД и отпечатанном в одной из донецких типографий в 2009 году, его тираж составляет всего-навсего… 300 экземпляров.

Лукавите, однако, господа составители и издатели! По проверенной информации «УК», личное указание от начальников областных ГАИ на приобретение издания получили все без исключение подразделения ГАИ МВД Украины. Причем не только отделения ГАИ, но и все МРЕО и строевые подразделения. Что и выполнили, выложив по тыще с каждого. А ведь их количество, как минимум, в 2 раза больше обозначенного тиража.

Деньги свозились каждым начальником подразделения ГАИ в областной аппарат. Уже оттуда — ответственными за сбор средств (в большинстве случаев эта миссия возлагалась на начальников отделов кадров) — лично бывшему заместителю начальника Департамента ГАИ МВД, а ныне начальнику отдела кадрового обеспечения ДГАИ полковнику милиции Сергею Протченко (по совместительству — правой руке Коломийца в решении денежных вопросов).

Каким образом производилось распределение «прибыли» между соавторами, остается загадкой.

Перейдем к неминуемо возникшим вопросам, которые, увы, так и остались без ответов.

Кто оплатил издание трехтомника в малоизвестной донецкой типографии «Норд Компьютер» на цифровых лазерных издательских комплексах Renk Xerox (для обывателя — на обычной бумаге по типу газетной на ксероксе): Департамент ГАИ за счет спецфонда или бюджетных средств? Но кто тогда дал указание на продажу сборника в каждое подразделение ГАИ на территории Украины? И куда, а главное — кому, пошли собранные средства с шестью нолями? Неужели на счет типографии поступил платеж от какого-нибудь анонимного сержанта-ГАИшника? Тогда назовите имя этого мецената — страна должна знать своих героев!

И последнее. Опустим моральный аспект издания и реализации этого сборника, хотя так и хочется заметить, что в обязанности Департамента ГАИ напрямую входит обязательное доведение до нижестоящих подразделений нормативных документов, касающихся их служебной деятельности. Причем надлежит это делать вовремя и, главное — бесплатно. Чтобы подчиненные знали, где и как их применять.

«УК» предоставила сборник Департамента ГАИ в одно из очень уважаемых и известных полиграфических изданий с просьбой назвать реальную стоимость заказа. Экспертный ответ ошарашил. С учетом заявленного тиража, краски и используемой бумаги, а также личных интересов (!) производящих оплату заказа стоимость одного тома не должна превышать … 50-60 гривен! То есть, стоимость трехтомника – не больше 150-180 гривен! Откуда же тогда тысяча?

Вряд ли в Украине-«правовой» опубликованная информация заинтересует компетентные органы, но ясно одно: оплачивать очередную «идею» генерала Коломийца придется, как обычно, рядовым водителям.

Не перестаешь удивляться, насколько богата талантами страна наша, раз Коломиец и Ко решили увековечить себя в истории ГАИ и таким образом. Хотя, как правило, над подобными сборниками нормативно-правовых актов работают обычные составители. Но уж никак не высшие милицейские чины!

В конце-концов и получается, как в нашем генеральском самиздате – «збірник не може бути повністю або частково відтворений, тиражований та розповсюджений без дозволу Міністерства внутрішніх справ України». Оказывается, изданию присвоен (непонятно только — кем?) статус официального. А раз так, то размещенные в нем Законы Украины «Про друковані засоби масової інформації» або «Про статус народного депутата», впрочем, как и многие другие, никоим образом не касающиеся деятельности ГАИ, без разрешения МВД — не печатать!

Тимофей Невидимов, специально для «УК»

Читайте также: