США: суд отказался выпустить контрабандиста Фишенко под залог: а вдруг он еще и шпион?

Как много шума вокруг идеалиста-правдолюбца Сноудена! Или вокруг милашки Анны Чапман ‑ шпионаж пошел ей на пользу и она получает одно выгодное предложение за другим – от мужских журналов, банков и телевидения. Она и сама сделала предложение Сноудену! А вот контрабандисту Александру Фишенко повезло меньше, хотя пользы стране он приносил куда больше.

 На родине о нем стараются молчать, а на днях Бруклинский федеральный суд отказался выпустить его под залог.

Прошлой осенью известный нью-йоркский теле- и радиоведущий Виктор Топаллер пригласил меня на радиопередачу, где пришлось дискутировать с самим Ясеном Засурским, патриархом советской и российской журналистики. Мэтр настаивал, что монополярный мир ушел в прошлое – вместе с холодной войной. Боюсь, однако, что прошлое возвращается.

В конце 70-х, когда я работал в режимном институте, была у нас спецлаборатория, где «изучали» американские микросхемы. То есть, стачивали слоями по 100 микрон, выявляя топографию. Если разобраться не удавалось, стачивали по 50 микрон – столь основательна тогда была микросхемотехника. Затем копировали, пускали в серию и, хотя процент выхода годных изделий на наших заводах был ужасающе низок, кое-как удавалось обеспечивать космос, оборонку и науку «отечественными» микросхемами. Сейчас не удается и этого и без импортных комплектующих не полетят русские ракеты и спутники, не смогут обнаруживать цели и стрелять самолеты и танки. Недавняя катастрофа «Протона» наглядное тому подтверждение, там накрылась именно система управления.

Один из самых одиозных российских предпринимателей, выдачи которого требуют спецслужбы по меньшей мере десяти государств, Виктор Бут выступил с неожиданным заявлением. Находясь в камере предварительного заключения в Таиланде по обвинению в незаконной торговле оружием, он, в очередной раз настаивая на своей невиновности, сообщил, что против него готовится «международный заговор» и с его возможной гибелью мир «не узнает многих сенсационных деталей о налаженной схеме поставке вооружения террористам».

Бутовская рулетка

Фишенко обвинен в незаконном экспорте в Россию электроники потенциально военного назначения на десятки миллионов долларов, а также в том, что он являлся незарегистрированным агентом иностранного правительства и препятствовал отправлению правосудия, то есть пытался замести следы. Контрабандисту грозит от 12 до 14 лет. Он и семь других выходцев из бывшего СССР были арестованы в начале октября прошлого года. Трое других обвиняемых – Дмитрий Шегуров, Сергей Клинов и Юрий Славин находятся за пределами США и объявлены в розыск. По делу также проходят компания из Хьюстона Arc Electronics, президентом которой и был Фишенко, и связанная с нею московская фирма Apex Systems. Фишенко был ее совладельцем.

Фишенко обвиняется, например, в том, что в 2010 году он лично продал 9 партий товара якобы без надлежащей лицензии. Эти партии состояли из 546 отдельных изделий. Немного. В общем же в тот год его компания продала 17.531.047 изделий. Немало…

Двое арестованных уже признали себя виновными. В предварительном заключении остались лишь Фишенко и Александр Пособилов, остальные давно выпущены под залог. 20 мая адвокат Ричард Левитт представил бруклинскому судье-магистрату Луису Блуму ходатайство об освобождении Фишенко под залог в полмиллиона долларов. Поручиться за него готова группа родных и друзей. Адвокат согласился на то, чтобы Фишенко и его близкие сдали свои загранпаспорта, и чтобы он носил датчик, который сигнализирует властям о его местонахождении.

Левитт собирается доказать, что все изделия, якобы вывезенные незаконно, «являют собой заурядную электронику, легко доступную из многочисленных источников по всему миру, в том числе и из российских. Лицензия на экспорт этих изделий якобы требуется лишь потому, что это так называемые товары «двойного назначения», изготовленные с такими жесткими допусками, что они могут иметь как военные, так и невоенные (гражданские) применения».

Адвокат уверяет, что в случае освобождения под залог Фишенко не убежит в Россию, как предсказывает прокуратура, ибо его родные живут в Казахстане. Его былые поездки в Россию были связаны с делами Arc Electronics, которая прекратила существовать в связи с его арестом. Доводы прокуратуры о том, что он может скрыться в России, замечает Левитт, «основаны на предрассудках и спекуляциях, связанных с местом рождения Фишенко и местонахождением его рынка сбыта». На самом деле, замечает адвокат, «холодная война закончилась».

28 мая прокуратура ответила на ходатайство защиты 10-страничным письмом, в котором доказывала, что «риск бегства» в случае Фишенко весьма велик, и что нет такого залога, который бы мог удержать его от того, чтобы уйти в бега. Расследование, начатое в июле 2010 года, выявило, что он «действовал в качестве агента российского правительства и незаконно снабжал сложной микроэлектроникой государственные ведомства России, в том числе военных и разведслужбы».

Виновник утечки, бывший технический специалист ЦРУ, Эдвард Сноуден, который затем работал консультантом в частной компании, являющейся прикрытием агентсва национальной безопасности США. То есть по сути являлся техническим специалистом в разведке. Еще две недели назад, когда стало известно, что Сноуден проявил себя в Гонконге, я обсуждал эту ситуацию с друзьями и мы пришли к мнению, что это очень топорная работа службы внешней разведки России, которые вывезли раскрытого агента из США и решили устроить пропагандисткую работу против США, а заодно ближайшего союзника — Великобритании.

Почему Москва открыла пропагандисткую войну против Вашингтона?

Прокуратура подчеркивает, что многие изделия, поставленные обвиняемыми, «невозможно купить в России». По словам обвинения, Фишенко и его сотрудники переправили в Россию «сотни партий груза, которые содержали тысячи изделий, подлежащих экспортному контролю», но ни разу не заручились надлежащей лицензией ни в министерстве торговли США, ни в госдепартаменте. Arc Electronics предоставляла американским поставщикам товара фальшивые сертификаты конечного пользователя и для отвода глаз отправляла электронику не прямо в Россию, а через третьи страны, такие как Финляндия, Канада и Германия. Точно так же россияне часто переводили плату за товар через подставные компании на британских Виргинских островах, в Панаме или Белизе.

Призывая судью не выпускать Фишенко под залог, прокуроры отмечают, что они с женой имеют гражданство России, что побывал в России и в Европе в общей сложности 26 раз, что у него имеются банковские счета в Сингапуре и есть финансовые возможности для бегства от правосудия.

Судья внял доводам обвинения. Ибо холодная война все же не закончилась. Характерно и то, что в отличие от торговца оружием Бута, судьба которого Россию беспокоит, за Фишенко она вступаться не хочет. Как будто он российские микросхемы вывозил на запад…

Автор: Юрий Кирпичев, Нью-Йорк, Частный корреспондент

You may also like...