Крымский культ войны

9 сентября в Крыму отмечается день памяти воинов, погибших в Крымской войне. В связи с этим, в Симферополе уже состоялось «торжественное возложение венков и цветов к Долгоруковскому обелиску» (так в сообщении – авт.), а также на мемориальном кладбище прошли молебен и церемония чествования погибших. Для участия в нем привлечены школьники.

С 12 по 19 сентября в Крыму второй раз состоится Крымский военно-исторический фестиваль. Ожидается, что в Севастополе соберутся 1,5 тысячи (ранее сообщалось о 800) реконструкторов, будут организованы 60 площадок с мастер-классами, экскурсиями и игровыми местами для детей.

Военно-патриотические реконструкции в Крыму

Напомним, Крымская (Восточная) война 1853-1856 гг. – война между Российской империей и коалицией в составе Англии, Франции, Сардинского королевства и Османской империи. Российская армия на полуострове была фактически разбита десантом союзников, Севастополь и другие города Крыма были взяты противником. После завершения войны в ходе мирных переговоров Россия вернула Османской империи город Карс, получив взамен захваченный Севастополь и другие города. Севастополь, согласно договору, после 349-дневого пребывания в руках коалиции, был передан России 9 сентября 1855 года, то есть ровно 160 лет назад. 

Нет ничего дороже войны

Пророссийские политические организации Крыма отмечают в сентябре «дни Крымской войны» давно. Особенно любит эти мероприятия тогдашний лидер одной из пророссийских организаций, нынешний сенатор Сергей Цеков.

Это была чуть ли не единственная возможность ему проявить себя, выступить перед собравшимися, блеснуть патриотизмом, показать свою «русскость».  В этих, по сути, праздниках отмечалась одна особенность: говорили все больше о героизме воинов, забывали сказать, что большинство личного состава, в том числе матрос Кошка и другие герои, были украинцами, и избегали сообщать, что вся война в целом была позорно проиграна Россией из-за бездарно организованных кампаний, отставания российской военной науки, никудышного обеспечения и снабжения.

Организаторы и участники «праздников» практически скрывали тот факт, что воины российской армии несли тяжелые потери, множество зданий во всем Крыму были превращены в госпиталя, где солдаты и офицеры не столько получали лечение, сколько умирали в тяжелых муках, а путь от Севастополя до Симферополя, превращенного в сплошной лазарет, был фактически усеян трупами умерших от ран. К сожалению, многочисленные ранее кладбища и могильники, где были захоронены герои, забыты. В надлежащем состоянии как символ памяти поддерживается всего несколько кладбищ той поры.

Неизвестно по какой причине проигранная война стала для крымских русских основой патриотического воспитания. Они ежегодно проводили реконструкции отдельных боев, демонстрировали романтику сражений и красоту мундиров, избегали выводов и обобщений. Теперь вот уже официальная российская власть перешла от отдельных мероприятий к системным, вывела их за пределы Крыма – второй год проводится специальный фестиваль, при этом большинство его участников – привлеченные школьники и студенты.

Заместитель губернатора Севастополя Игорь Шаповалов заявил: «Это мероприятие федерального масштаба, которое курирует и заказывает министерство культуры России. Здесь мы надеемся увидеть руководителей минкультуры, уведомили об этом руководство Республики Крым. Правительство Севастополя вместе с Минобрнауки, занимаясь президентской программой военно-патриотического туризма для старшеклассников, договорились, что Севастополь возьмет шефство над «Артеком». Он считает, что «детям будет интересно погрузиться в интерактивную историю».

Поскольку курортный сезон нынешнего года фактически провален, то и на этот военный фестиваль руководство города надеется как на фактор привлечения туристов, хотя, честно говоря, его участники из-за пределов Крыма в большинстве своем – организованные посетители, прибывающие в командировки за государственный счет.  При этом сам бюджет потратит на проведение фестиваля более 17 миллионов рублей.

Один из организаторов фестиваля и управляющий партнер агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко рассказал, что проект ставит перед собой цель выйти далеко за рамки Крыма. «Рекламируя фестиваль в Москве, Ярославле, мы пришли к выводу, что люди из этих регионов готовы в сентябре выезжать вместе с детьми в Крым, – самонадеянно (ведь сентябрь, идет учебный год! – авт.) говорит он. – Со временем мы выстроим цепочку мероприятий. Благо, климат позволяет».

Организаторы фестиваля рассчитывают, что за 10 дней его посетят до 100 тысяч человек. Для этого на Федюхины высоты, где проводится фестиваль, организованы специальные рейсы автобусов и другого транспорта.

Будет работа и тренировки для секьюрити. Организаторы сообщают, что на фестивале организована тройная (!) система безопасности.  Силами МЧС на территории проведено разминирование, найдена одна крупная авиабомба времен Великой Отечественной войны и множество других мелких предметов. Тройная система безопасности включает: первый уровень – это сотрудники полиции для обеспечения общественной безопасности, второй уровень – это частное охранное предприятие, которое будет курировать более сложные вопросы, третий уровень – собственная служба безопасности, это участники в костюмах, из которых сформированы «комендантские роты, которые будут следить за поведением участников, многие из них – действующие сотрудники ФСБ и МВД.

На самом деле – это пропаганда войны

Как рассказывает представитель агентства исторических проектов «Ратоборцы» Алексей Овчаренко, «на Крымском военно-историческом фестивале зрители увидят историю полуострова со времен Древней Греции до наших дней. На фестивале будет 8 площадок, на которых будет демонстрироваться история Крыма, начиная с Древней Греции и Древнего Рима и заканчивая «холодной войной», Афганистаном».

Он сообщил, что каждый день фестиваля будет посвящен отдельной эпохе. 12 сентября состоится парад эпох, в котором примут участие все реконструкторы. 13 сентября – день Античности. 14 сентября – Древняя Русь. 15 сентября – Средневековье. 16 сентября – Крымская война. 17 сентября – Гражданская война. 18 и 19 сентября – оборона и освобождение Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

В Феодосии 9 сентября состоялось «торжественное открытие» (так в сообщении – авт.) отреставрированной старинной часовни, в стенах которой будет действовать музей Крымской войны 1853-1856 гг.  В часовне-музее представлены три экспозиционных блока, один из которых посвящен феодосийцам, принимавшим участие в Крымской войне и обороне Севастополя; второй – непосредственно обороне Севастополя; третий – информации о странах-участницах войны: Англии, Франции, Турции, Сардинии. Экспозиция доступна всем прихожанам храма Всех Святых, на территории которого расположена часовня.

То есть даже религиозные организации и учреждения «подтянуты» в Крыму под пропаганду войны. Не зря же храмы Московского патриархата используются военными для укрытий и для подготовки других военных операций.   

На самом деле все это так называемое «патриотическое» воспитание, к настоящему патриотизму не имеет никакого отношения. И в самом деле – какой патриот будет желать, чтобы его страна участвовала в войне, чтобы гибли его сограждане, чтобы страдала экономика, а большая часть бюджета шла на военные действия и создание оружия?

Тем более, что издавна в Крыму в каждое из этих мероприятий вкладывается негласный месседж о том, что это не война, от которой прошло 160 лет, а как будто бы она была вчера, прославляется героизм воинов с той подспудной мыслью, что если сегодня-завтра начнется новая война, то новые солдаты будут также стойко гибнуть за Россию. Всех участников этих мероприятий негласно приучают к мнению, что война – это норма нынешней жизни, что они тоже патриоты, а значит солдаты, а значит должны быть готовы погибнуть за отечество. Это ни что иное – как пропаганда войны, что запрещено законом.

В Крыму в последнее время во много раз возросло количество всевозможных мероприятий, связанных с разными войнами

И вообще обращает на себя внимание тот факт, что в Крыму в последнее время во много раз возросло количество всевозможных мероприятий, связанных с разными войнами. Это не только «реконструкции» (хотя вспомним – Гиркин тоже начинал в Крыму как «реконструктор» – авт.), это и регулярные выставки военной техники, ракетных установок, артиллерии, танков и другого оружия, соревнования по сборке автомата, которые, естественно пользуются у детей большим интересом, и которые в буквальном смысле приучают крымчан к тому, что смертоносное оружие всегда рядом с ними.

Это фотовыставки, выставки живописи, семинары и конференции на разные военные темы. В этом не было бы ничего и удивительного, если бы не российский стиль их проведения, когда по их содержанию пропагандируется не мир, не сотрудничество народов, а война и вражда, соперничество за ресурсы, за территории, прославляется аннексия Крыма, фальшивые лже-патриотические идеи мессианской роли России и ее президента.

Как видно, уже никто в мире с таким размахом и с такой помпой не «празднует» годовщины Крымской войны, как это делает проигравшая эту войну Россия. Алексей Овчаренко рассказывает: «Площадка Крымской войны является ноу-хау Крымского военно-исторического фестиваля. Потому что мероприятия (исторических реконструкторов) на тематику Крымской войны нигде в России не проводятся и, в общем-то, за рубежом тоже». То есть мир забыл о Крымской войне, а Россия ее все еще рекламирует.

Автор: Дмитрий Колос, политический обозреватель, Крым.Реалии

 

You may also like...