История обычного российского убийства и обычного российского правосудия

Маше было 17. Это был ее последний, одиннадцатый класс. Единственная у мамы и бабушки. Очень домашняя, застенчивая, воспитанная: классическая литература, фотография, рисование, мечта стать дизайнером — дома кроила, в последние свои летние каникулы устроилась в ателье помощницей. Заработанные деньги отложила на швейную машинку. Еще они с мамой успели съездить в их любимую Феодосию. На этом все. Потому что Машина короткая светлая жизнь оборвется 13 ноября 2012 года.

В три часа дня она будет возвращаться из школы, наткнется на двух отморозков, те собьют с нее очки и утащат в лес…


Фото из семейного архива

Остальное — пунктиром. Заваленный ветками труп найдут через три дня в небольшом болоте: удушение, гематомы… У Маши будет обезображено лицо — один из насильников решит, что так не опознают.

Но мама — Света — опознает сразу. Уже на третьи сутки безрезультатных поисков она, конечно, своим материнским чутьем понимала: Маши нет. Первый раз екнуло сердце — еще днем 13 ноября, когда Маша не позвонила ей на работу. У них было так заведено — держать друг друга в курсе. «Никакого особого контроля с моей стороны не было. Просто так было спокойнее, когда я знала, где она и что с ней. Тем более она не тусовочная была, на улице никогда не пропадала…» Маша не позвонит ни в 15, ни в 17 часов. Ее телефон не отвечал. Подруги-одноклассницы скажут, что видели Машу последний раз только в школе. Света отправится в полицию, начнутся поиски, друзья и знакомые, «Лиза Алерт» расклеят объявления по всей Фирсановке.

На третьи сутки к Свете прибежит соседка — Машу нашли, но та только переспросит: «Машу или… тело?» — «Тело». 

Как ни странно, что было дальше, Света помнит отчетливо: как она вместе с 79-летней мамой побежали к болоту, как опознала дочь и как потом Машу засунули в черный мешок.

На том Светина, и без того не очень счастливая жизнь, главным смыслом которой была Машка, как-то заснет. И священник, отпевавший Машу, не сможет найти нужных слов: «Вы задаете вопросы, на которые нет ответа…»

Прошло почти три года. Она встречает меня на платформе в Фирсановке. Прохладно. Под ее курткой подаренная когда-то Машей теплая жилетка. По пути к их хрущевке она покажет мне последний путь Маши — от остановки и чуть-чуть не доходя до дома, и лесной массив — тоже. Маше всего-то оставалось пройти лесную тропинку и выйти на дорогу — 300 метров.

— Болото в 50 метрах, — замечает Света. Туда решаем не идти.

Держит Свету сегодня в этой жизни одна элементарная цель — добиться наказания тех, кто убил ее дочь. А с этим пока проблемы.

 Подозреваемые

…Через 12 дней после убийства Маши задержат 16-летнего В., жителя Сходни, учащегося химкинского колледжа и проживающего в Фирсановке у своей несовершеннолетней подруги А. Вышли на него просто: поселок небольшой, каждый житель мог что-то заметить или услышать. Выяснилось, что незадолго до убийства Машу видели стоящей возле станции вместе с А., с которой она была знакома шапочно (учились одно время в одной школе) и ее парнем,  тем самым В.

Следователи пошли в дом к А., и ее парень В. вызвал подозрение сразу: отказался беседовать с полицейскими: ничего не знаю и ничего не слышал. Пробили его мобильник. Оказалось, что в 2 часа ночи с 13 на 14 ноября он находился в районе платформы Фирсановская и ул. Речная — там как раз неподалеку та самая лесополоса и болото. В остальное время, с 15 часов 13 ноября и до ночи, телефон был отключен.

В. задержат, он сознается в изнасиловании и убийстве. В ходе следственного эксперимента с выездом на место (есть видео) спокойно и уверенно покажет и расскажет, где встретил Машу, где мучил, где спрятал тело, привалив его к дереву, и как потом вернулся, чтобы уволочь останки в болото. Мотив: якобы Маша начала угрожать, что сообщит в полицию. Что важно: признательные показания он даст дважды — в присутствии родителей и адвоката. Единственное, что смущало: В., комментируя свои действия, иногда говорил «мы» вместо «я». Плюс к тому экспертиза обнаружит не его, а чей-то другой биологический материал. В. предохранялся.

Когда начали искать сообщников, В. «сдал» малолетних братьев своей девушки. Школьников задерживали, но отпустили за непричастностью. И только летом 2013 года следствие выйдет на 28-летнего уроженца Курской области Александра Серых, уже неоднократно сидевшего за изнасилования (общий срок — 15 лет). Задержат его, правда, за другое изнасилование, совершенное после Маши. Как окажется, с ноября 2012 года данный гражданин успеет изнасиловать еще троих. Экспертиза покажет — он имеет отношение к тому, что произошло с Машей. 

По версии следствия, В. и Серых ранее знакомы не были, встретились днем 13 ноября случайно — около магазина «Красная шапочка» на улице Речная, что как раз около дорожки через лес. В. появится в Фирсановке раньше обычного — то ли ушел с пар, то ли еще что. А так как электрички до станции в тот день не ходили, доберется на попутке и выйдет как раз у магазина. Там Серых и поинтересуется: где тут можно снять проститутку. Активно обсуждая возникшую проблему, пойдут через лесной массив, по пути встретят Машу, и В. решит воспользоваться ситуацией. В деле есть фраза Серых, которому В. якобы скажет: «Маша живет с мамой и бабушкой, заступиться некому». 

— После издевательств она была жива. Они дали ей одеться, — говорит Света. — Со слов насильников, она якобы стала говорить, что пойдет в полицию. Не знаю, было ли так. Я только знаю, что Маша очень стеснительная, вряд ли бы она сразу побежала писать заявление…

По показаниям Серых, после того как все произошло, В. сказал: «Решу проблему». И Серых ушел домой, а В., как следует из его первоначальных признательных показаний, толкнул Машу и стал ее душить, а когда жертва перестала подавать признаки жизни, спрятал тело в лесу и потом еще два раза возвращался на место преступления. В 16.30 — посмотреть, не ищут ли Машу и не видно чего с тропинки, и в 2 часа ночи, чтобы  перепрятать тело. Включил мобильник, чтобы посветить себе в темноте, развел костер, бросил Машу туда лицом, чтобы не опознали. Еще сжег все школьные тетради, социальную карту и проездной билет — все, что указывало на принадлежность жертве. Взял тело под мышки и поволок к болоту. 

…В. предъявят обвинение в изнасиловании и убийстве, Серых — в изнасиловании. Но когда появится сообщник, В. решит отказаться от своих показаний: не насиловал, не убивал, просто в 2 часа ночи с 13 на 14 ноября мать его девушки А. (замечу: на тот момент онкологическая больная) отправила его за сигаретами. Было, нет — теперь не узнаешь: мать А. умерла до суда. И якобы на обратном пути на него напал незнакомый гражданин (Серых), который угрозами принудил бедного мальчика помочь спрятать тело Маши. То есть, получается,  В. теперь причастен только к сокрытию следов преступления. В этом Свету пытался убедить и первый следователь (из следственного управления СК по Московской области).

Но Свету смущает вот что. Во-первых, Машу не несли, а волокли к болоту (значит, нес один человек), что показала экспертиза. Во-вторых, стиль насильника Серых — ни до случая с Машей, ни после он, действуя всегда в одиночку, не расправлялся с теми, на кого нападал. Грабил — да, но не убивал.

В-третьих, Серых освободился за месяц до трагедии с Машей, приехал к сестре, ничего и никого в Фирсановке толком не знал: так что угроза убийством матери В., под страхом чего подросток якобы и решился помочь в преступлении, — фейк. Да и с географией местной было туговато — вряд ли знал о болоте. Мало того, на суде сестра Серых показала: в ночь с 13 на 14 ноября Серых спал дома, а одежду и обувь его она спрятала, чтобы опять чего не натворил. И, наконец, зачем насильнику со стажем искать себе сообщника и лишнего свидетеля: он работал грузчиком и 48-килограммовую Машу мог бы спрятать и один.

И еще. Как расскажет в своих показаниях девушка В., та самая А., они вместе смотрели программу «Чрезвычайное происшествие», и В. спросил девушку: «А вот если бы это я Машу задушил, ты бы как ко мне отнеслась?» Она: «Зачем тебе это надо?» — «Ну как? Чтобы спрятать следы, что я тебе изменил». И маме Маши — Светлане — кажется странным, что в сюжете про удушение не было сказано ни слова, еще даже экспертиза не была готова, а В. об этом сказал.

Еще до суда Света добьется замены следователя. Новый найдет подтверждение виновности В. (кстати, экспертиза обнаружит на его одежде нитки от кофты Маши).

— Я спросила его на суде, как он может это объяснить, — вспоминает Света. — В. сказал: видимо, нитка осталась, когда они с Серых прятали тело. Не клеится. На Маше было застегнутое пальто, а кофточка была под ним. Еще в ходе признательных показаний он точно назвал цвет ее нижнего белья и сказал, что она была невинна. То есть он знал такие детали, о которых мог знать только насильник. Когда он пошел в отказ, сказал, что это якобы ему подсказали опера. Ложь. На суде выступали двое понятых — мужчины-работяги с улицы, которые присутствовали при том, как В. вывозили на место преступления. Они говорят: он объяснял все по шагам, без запинки, уверенно — где насиловал, где прятал, куда потом поволок…  

Суд

После двухлетнего предварительного расследования в декабре 2014 года дело уйдет в Химкинский городской суд. Серых начнет косить под психа, потом — активно менять показания: то вообще ни в чем не участвовал, то брал на себя даже убийство.

Итог — в мае 2015 года судья Химкинского городского суда Беспалов А.Ю. возвратит дело в прокуратуру для устранения нарушений, т.е. чтобы обвинение в убийстве перепредъявили Серых, а с В. его сняли. Серых ожидаемо «пришел в себя»: никого не убивал. Но было уже поздно.

Прокурор и мама Маши обжаловали решение: показания Серых настолько противоречивы, что полагаться только на них смешно. Московский областной суд решение отменил как незаконное, дело снова вернули в Химкинский суд. Однако новый судья, Федорченко Л.В., сразу же, на предварительном слушании, вновь вернула дело в прокуратуру, с тем же требованием — снять убийство с В., не рассматривая никаких доказательств. Постановление Федорченко, как под копирку (с ошибками), повторяет предыдущее решение ее коллеги.

А Серых, при не выясненных пока обстоятельствах, в августе 2015 года повесился в камере (это была не первая попытка самоубийства, еще за год до этого он оставлял предсмертную записку, в которой просил прощения у Маши и приписал: «А В. ответит за все»).

Дальше логика прокуратуры и суда понятны? Есть труп, на который повесить убийство проще простого, чтобы закрыть дело и, не заморачиваясь лишней работой, уйти пить чай.

Проверка по факту гибели Серых пока не закончена, а В… Если с него снимут обвинение в убийстве, получит лет пять. Ведь на момент совершения преступления был несовершеннолетний, ну а там — УДО. А может, выйдет даже и раньше. Потому что судья Федорченко «забыла» продлить срок содержания под стражей, который истекает 2 октября.


Фото из семейного архива

Позиция адвокатов В. объяснима профессиональным статусом: Машу уже не вернуть, а парню калечат жизнь; убивал не он, а Серых; Машину же маму просто накрутили опера. «Ее чувства и эмоции, конечно, понять можно, — говорит мне адвокат Надежда Воронина. — Но о невиновности мальчика свидетельствуют очевидные вещи». Среди которых: биологического материала В. не обнаружено, презерватив, который он использовал, не нашли.

В остальном, по словам Надежды Ворониной, В. — очень добрый юноша, не по годам ответственный («такой мужичок»), много читает, ладит с людьми, любит детей, обожает свою девушку, привязан к матери, которая сильно переживает и не верит, что ее сын способен на такое. Что о нем очень хорошо отзываются преподаватели (хотя из личностной характеристики Воробьева следует: «Обладает ярко выраженным эгоцентризмом, холоден, расчетлив». — В. Ч.). Что на В. просто страшно давили: сначала Серых, потом опера и следователи. В итоге он «замкнулся, ушел в себя и все признавал, чтобы только отстали». «Его только в марте 2013 года удалось разговарить, и он начал мне рассказывать, как все было», — уверяет адвокат.

В это можно верить, а можно не верить. Я не верю. 

Света и Тоша

— Я не хочу сажать невиновного, — говорит Света. — Я просто уверена, В. играл во всем этом ключевую роль. Если его не осудят, это будет бесчестно — не только по отношению к Маше, но и к другим, тем, кто так же погиб. Да, в чем-то я его маму понимаю. Только я мама убитого ребенка, а она — живого.

На созданную Светой страницу памяти Маши «ВКонтакте» знакомые В. первое время писали нецензурные оскорбления и угрозы. Света показывает мне распечатки, потом аккаунты удалили — завели новые. Удалена и прежняя страница В., где в статусе значилось: «Весь мир крутится вокруг моего члена» (впрочем, адвокат уверяет, что это фейк)

— В., его окружение и моя Маша — два абсолютно разных мира, хотя ровесники, жили рядом, учились по одним учебникам… — рассуждает Света. — То, что эти два мира столкнулись, — трагическое стечение обстоятельств.

Как Света жила эти три года? Работала, изучала законы, падала в обморок от фотографий из дела, установила белый памятник Маше в виде печального ангела. В этом году впервые за три года выбралась на море. Только не в их любимый с Машей Крым —  там ведь все исхожено вместе с ней.

Я хочу, чтобы вы прочитали эти ее слова. Они не дают повода дышать:

— …Первый год. Я не помню, как прошел. Я отключила телефоны. Не хотела иметь ничего общего с этим миром. Мне не нужен был никто. Не включала телевизор. Ничего не читала. Был вакуум. У меня была страшная бессонница — ничего не брало. Теряется смысл жизни, понимаете? Полностью. То есть ты засыпаешь в слезах, ты просыпаешься в слезах и думаешь: а зачем я живу? Дочь была для меня всем. Вместе с ней я похоронила себя.

Сейчас во мне только жива физическая оболочка. А душа — нет. Но уйти в анабиоз или в монастырь я не могу, у меня мама, мне надо ухаживать за Машиной могилой. Я полтора года не могла выбрать памятник: было дико, что я своему ребенку не туфли, не колечко должна купить, а памятник на могилу… Черный я не хотела, а на белый мрамор не было средств. Но в итоге я нашла скромный белый из искусственного мрамора. У нас дачи нет. А туда мы с мамой выбираемся как на дачу — ухаживаем, поливаем, вырываем сорняки и т.д. Первый год я ездила каждую субботу. Мне ее настолько не хватало… Мама, как и я, сдала от этой образовавшейся пустоты… Ей 81 год.


Светлана и ее мама. Фото из семейного архива

В их маленькой двушке уютно и чисто. Везде — Машины фотографии, за стеклом в шкафах куклы, которых она коллекционировала, на стенах – ее картины. Квартира светлая, но пустота затягивает. Обожаемый Машей кот Тоша целыми днями лежит на диване и часто стонет — взгляд понимающий, ничего не требующий, с состраданием смотрящий на Свету.

— Когда все случилось, он полгода от меня не отходил. Вообще. Куда я, туда и он. Очень преданный. Всю боль брал на себя. Первые месяцы ложился рядом. Я плачу, слезы текут, а он лапой начинает проводить по моей щеке, вытирает…

Поставьте, если будет возможность, за Машу свечку.

Автор: Вера Челищева, судебный репортер, Фирсановка — Москва, «Новая газета»

P.S. Света, ее адвокат и прокурор снова обжаловали решение Химкинского суда. Апелляция — 22 сентября. Они надеются, что здравый смысл возобладает. 

 

You may also like...