Охота на украинских «мажоров»

«Мажоры» – детки состоятельных или влиятельных людей – были всегда и везде. Своя «золотая молодежь» имелась и в Донецке. В 60-е годы таких не без оттенка презрения называли «папина «Победа». Времена изменились, презрение сменила зависть к тем, кому посчастливилось родиться под богатой звездой. Чувствуя нюансы эпохи, детки своих сильных пап творят, что хотят. В том числе – на дорогах родного города. Опасность для окружающих

У донецких «мажоров» образовалось нечто вроде «закрытого клуба» – тусовка возле театра оперы и балета. Там регулярно можно увидеть скопище дорогих авто без номеров – знак особого шика и полной безнаказанности. Периодически кто-то из них вступает в конфликт с ГАИ – сотрудники автоинспекции исправно составляют протоколы, направляют их куда положено и… Ничего не меняется. «Золотые» мальчики продолжают лихачить, зачастую вообще не имея водительских прав.

«Эти молодые люди представляют опасность, как для самих себя, так и для окружающих. Их дорогие машины могут развивать бешеную скорость, и не каждый может справиться с управлением, а последствием таких забав, как правило, становятся ДТП», – говорят в ГАИ Донецка. Протоколов много: только с 1 января этого года всего их направлено в суды 26 тысяч, в том числе и на «мажоров». Однако, по мнению сотрудников ГАИ, «золотых» мальчиков мизерные штрафы совершенно не пугают, поэтому они продолжают развлекаться на Первой линии. Именно туда и отправилась «Газета…» вместе с сотрудниками ГАИ, чтобы поучаствовать в охоте на «мажоров».

«Ездить без номеров – это прикол»

Для дислокации мы выбрали пересечение улицы Артема и проспекта Гурова. Место оживленное как днем, так и вечером. Особенно долго ждать первого нарушителя не пришлось. Через каких-то 15 минут на горизонте возникает черный BMW 5 без номерных знаков. Сотрудник ГАИ жестом просит водителя остановиться, тот беспрекословно тормозит, но покидать авто не спешит. Что ж, мы не гордые, подходим сами. За рулем – щупленький 18-летний парень, рядом с ним – девица весьма гламурного вида. Сотрудник ГАИ просит парня все-таки выйти из машины. Краем глаза замечаем, что прежде чем открыть дверь, очень молодой человек берет свой паспорт и вкладывает в него деньги. После этого, ухмыляясь, выходит и сует правоохранителю свой изрядно потолстевший документ.

Однако, увидев, что его фотографируют, понимает, что не все так просто и начинает возмущаться, требуя, чтобы перестали снимать. При этом на вопросы продолжает отвечать так, будто издевается.

– Где ваши номерные знаки? – интересуется инспектор.

– В багажнике лежат, – ухмыляется нарушитель.

– А почему они в багажнике, а не там, где им положено быть?

– Да они у меня некрасивые. Это прикол – ездить без номеров, – поясняет «золотой» мальчик.

Позже оказывается, что мажор катается по ночному городу не только без номеров, но еще и без водительского удостоверения. На просьбу инспектора пройти с ним, чтобы составить протокол, парень отвечает удивленным взглядом и снова пытается впихнуть в руки правоохранителю свой паспорт с деньгами. Поняв, в конце концов, что взятку никто брать не собирается, начинает нервничать и злиться, но все же идет выписывать протокол.

В это время девушка, оставшаяся в авто, видя, как поворачивается ситуация, пытается отвлечь корреспондентов «Газеты…», всячески концентрируя внимание на себе. Видя, что это не сработало, она выходит из авто и просит визитку, якобы для того чтобы потом можно было обратиться к «Газете…» за помощью. Однако что-то подсказывает – наш телефонный номер нужен ей исключительно для того, чтобы попросить не писать об этом инциденте. Подписав два протокола, нарушитель уезжает, так и не посчитав нужным прикрепить к авто номерные знаки.

«Суд есть суд…»

Через несколько минут видим еще одного персонажа, который тоже едет без номеров. На широкий приглашающий жест сотрудника ГАИ он останавливается, между водителем и инспектором начинается разговор. Спешим подойти к месту событий, однако, пока мы пытались перейти оживленную проезжую часть, Skoda Fabia покидает место событий. На вопрос, почему не был выписан протокол, инспектор отвечает, что водитель только поставил машину на учет и еще не успел получить номера.

– А какая разница? Разве это дает ему право ездить без опознавательных знаков? – интересуемся мы с самым наивным видом.

– Нет. Но он показал удостоверение, что он сотрудник суда, – отвечает инспектор.

– Ну и что? Разве это отличает его как-то от других участников дорожного движения? – искренне удивляемся происшедшему.

– Суд есть суд, – обреченно разводит руками сотрудник ГАИ.

«Сыновья» Бога

Постепенно поток «мажоров» как-то иссяк. Зато были другие нарушители, которые то на красный свет ехали, то поворачивали в неположенных местах. Именно так поступил водитель Mercedes S класса с «хитрым» номером. Сотрудники ГАИ останавливать Mercedes то ли не стали, то ли не успели. Когда мы попытались сфотографировать нарушителя, откуда-то вынырнуло служебное авто и, как по заказу, заслонило собой Mercedes.

«Если машину с такими номерами останавливать, то он, конечно, остановится, но что толку? Штрафовать мы водителя все равно не сможем. Обычные «Жигули» такие номера не получат, потому что по новым правилам они стоят 20 тысяч гривень», – разъясняет тем временем ситуацию инспектор ГАИ. Правда, мы успели заметить, что за рулем сидел совсем молодой парень. Наверное, таких «мажоров» действительно нет смысла останавливать. Ну что сделаешь с «сыном» Бога?

Иногда «мажоры» помогают ГАИ

После этого, было еще несколько иномарок без номеров, которых сотрудники ГАИ останавливали и, как положено, составляли протоколы. При этом практически каждый водитель предлагал инспектору «порешать» все без официоза. Сотрудники ГАИ держались неприступно: на каждого нарушителя был выписан заслуженный протокол. Правда, несколько машин без номеров таки промчались мимо нас: они ехали по другой стороне дороги, и остановить их не представлялось возможным. Сначала – ярко разрисованный Ford Мustang. Чуть позже – черный Subaru.

Увидев эту машину, наш спутник, инспектор ГАИ Донецка Павел Олейников оживился, вспомнив забавный случай из своей практики. «Я когда патрулировал, нарушитель на Hondа не остановился на мою просьбу, а тут как раз это Subaru, правда, тогда с номерами. Водитель остановился, развернулся и помог мне догнать нарушителя», – с удовольствием рассказывал Павел. Редко, но бывает и такое…

А может, их пороть?

Три часа охоты пролетели незаметно. За это время мы поняли главное: проблема «мажоров» существует, адекватного ее решения нет.

ГАИ считает, что проблема лишь в том, что закон пока не предусматривает серьезные наказания за серьезные нарушения на дорогах. Поэтому, сколько протоколов не выписывай – штрафами таких мальчиков не запугаешь. Так что, наверное, ими стоит заниматься даже не сотрудникам ГАИ.

Может, для них организовать специальную трассу и позволить убиваться на здоровье? А может, все проще? Может, как говорил Райкин, их просто пороть?

Нина ГАСПАРЯН, «Газета по-донецки»

«МАЖОРНАЯ» БЕДА УКРАИНЫ

А в это время в Киеве очередной «мажорный» разбил и перевернул джипом «Жигули» с милиционерами! Теперь «новый Калиновский» вживается в роль.

Как и его предшественник – Сергей Калиновский – сын депутата Киевсовета, спровоцировавший масштабную аварию, отлеживается в больнице и избегает общения со следователями.

Недавно «Газета…» писала о громком ДТП, случившемся в минувшее воскресенье на Столичном шоссе. Тогда в милицейские «Жигули» с работниками ГУ МВД Киева врезался джип «Тойота».

Последствия тарана были плачевными – «ВАЗ», как пушинка, вылетел на обочину и перевернулся на крышу. От удара огромной силы у машины с милиционерами отлетел задний мост с колесами. Оба сотрудника милицейского главка – майор и прапорщик – чудом остались живы в такой кошмарной «мясорубке». Их госпитализировали. Человек, управлявший внедорожником, с места ДТП скрылся. Это официально подтвердили «Газете…» в Голосеевском РУВД, куда районные гаишники передали материалы дела. Уже в понедельник лихач был найден – им оказался сын депутата Киевсовета – Сергея Зимина – Владимир. Нашли его в больнице, куда он слег после аварии.

– В день, когда произошло ДТП, сразу было возбуждено уголовное дело по ст. 286 ч. 1 «Нарушение правил безопасности дорожного движения, причинившее потерпевшему телесные повреждения средней тяжести», – говорит Владимир Дмитренко, заместитель начальника ЦОС ГУ МВД Киева. – Причем дело завели не по факту аварии, а именно против конкретного человека – водителя джипа. Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа до ста необлагаемых налогом минимумов либо исправительные работы – до 2 лет. Либо арест до 6 месяцев или ограничение свободы до 3 лет с лишением права управлять транспортными средствами или без него. Однако проблема в том, что врачи сейчас не разрешают следователю общаться с потенциальным виновником аварии, ссылаясь на его шоковое состояние. Также медики отмечают, что даже после выписки его необходимо будет подвергнуть комплексной медицинской экспертизе, дабы дать заключение, отвечал ли он в момент аварии за свои поступки, или нет. Его автомобиль пошлют на автотехническую экспертизу.

Слушая комментарии милиции по этому громкому делу, уж очень тревожное ощущение дежа вю складывается. Медицинские, автотехнические и прочие экпертизы – да все это мы уже проходили. Вспомните – 30 мая 2007 года – авария на бульваре Шевченко. Параллели довольно очевидны. В обоих случаях за рулем были сынки богатых родителей, а пострадавшими – сотрудники МВД. Только в случае с Калиновским, кроме прапорщика внутренних войск, погибла еще и его знакомая – Анастасия Бронникова. Здесь же милиционеры выжили. И тогда, и сейчас виновники прятались за белые халаты докторов. А Калиновский затем вообще сбежал. Как не хочется, чтобы история правового беспредела пополнились еще одной страницей о вопиющей безнаказанности «золотой молодежи».

Виктор ЛИТВИНОВ, «Газета по-киевски»

Читайте также: