Индустрия смерти

Недавно в поле зрения швейцарской прокуратуры снова попала одна из самых известных в мире швейцарских «фабрик смерти» – Союз помощи в суициде Dignitas. Организация была основана в 1998 году адвокатом и журналистом Людвигом Минелли (Ludwig Minelli). И всегда пользовалась дурной славой как у правоохранительных органов, так и у местного населения. В начале этого года Dignitas расширила ассортимент предлагаемых ею «орудий смерти». Если раньше «ангелы смерти», как в народе называют сотрудников Dignitas, выписывали своим клиентам смертельную дозу специального препарата, то теперь у самоубийц появилась возможность уйти из жизни другим способом: надев на голову пластиковый мешок, в который постепенно подается гелий. Гелий вытесняет жизненно необходимый воздух, и человек задыхается.

Зрелище не для слабонервных. Одними из первых, кому не посчастливилось увидеть пленку с записью смертельной экзекуции, стали сотрудники швейцарской прокуратуры. Видеозапись была сделана самой Dignitas, которая таким образом документирует все самоубийства своих клиентов. В Швейцарии действует закон, в соответствии с которым каждый имеет право на врачебную помощь в суициде, при условии, что этот акт совершается не из корыстных побуждений. Однако после просмотра видеозаписи швейцарская прокуратура решительно настаивает на необходимости более жесткой регламентации деятельности организаций, подобных Dignitas. По мнению главного прокурора Цюриха Андреаса Бруннера (Andreas Brunner), в случае с применением пластикового пакета Dignitas пытается уйти от врачебного контроля. Ведь, в отличие от смертельной инъекции, на пластиковый мешок не нужно выписывать рецепт. Но пока правительство Швейцарии высказывается против государственного контроля за эвтаназией.

«Достойно жить, достойно умереть!» – таков девиз союза Dignitas (в переводе – «достоинство»), который можно прочесть на его официальном интернет-сайте. По своей структуре Dignitas скорее напоминает клуб самоубийц, нежели некоммерческую организацию. Помощь в суициде может, в соответствии с уставом союза, получить только его действительный член. При этом существуют определенные критерии отбора. В свои ряды Dignitas принимает исключительно людей, которые страдают неизлечимой болезнью, претерпевают нестерпимые боли или имеют серьезные физические недостатки, что должно быть подтверждено медицинской справкой. Членство в «клубе» обходится в среднем примерно в 3 тыс. евро. Это с учетом вступительного и дальнейших ежегодных взносов, расходов на обязательное медицинское освидетельствование, подготовку и проведение эвтаназии, а также последующее захоронение или кремацию умершего. Но деньги – не главное, ведь Dignitas не преследует никаких коммерческих целей, утверждают ее представители.

Однако для противников эвтаназии аргументы Dignitas звучат мало убедительно. К союзу, который насчитывает несколько тысяч членов в более чем 50 странах мира, многие местные жители относятся как к чуме, называя его не иначе как сектой и обвиняя его сотрудников в жажде наживы. Общественное негодование то и дело подогревается откровениями очевидцев, родственников самоубийц и бывших сотрудников Dignitas, рассказывающих о продолжительных предсмертных агониях клиентов союза, свидетелями которых они стали.

Тем не менее, Dignitas по-прежнему остается последней инстанцией для многих смертельно больных людей, как из Швейцарии, так и из других стран мира, в том числе и Германии. По данным союза, из почти 200 человек, которые в 2006 году с его помощью свели счеты с жизнью, более 120 человек – немцы.

В самой Германии против эвтаназии единым фронтом выступают политики и Католическая церковь. Но и здесь последователи Минелли не отчаиваются когда-нибудь создать свой аналог швейцарского «клуба самоубийц». Одним из ярых поборников идей эвтаназии в Германии является 62-летний Уве-Кристиан Арнольд (Uwe-Christian Arnold). Уролог по профессии, сейчас Арнольд практикует лишь изредка. В качестве председателя немецкого союза помощи в эвтаназии Dignitate (что-то вроде филиала швейцарской Dignitas) Арнольд ездит по стране в поисках подходящих кандидатов на роль больного, который жаждет смерти, и врача, который бы согласился ассистировать самоубийце. Таким образом доктор Арнольд хочет создать прецедент в немецкой врачебной практике. Сам Арнольд роль палача брать на себя не хочет – боится потерять лицензию или, того хуже, угодить за решетку. Несмотря на то, что как таковое понятие «пособничество в суициде» в немецком Уголовном кодексе не существует, а сам по себе суицид не преследуется по закону, опасность лишиться лицензии или попасть в тюрьму для врачей-пособников самоубийц все же существует. Если врач выписывает по просьбе больного смертельный рецепт, но сам не присутствует при суициде, то тогда его вряд ли можно будет обвинить в преднамеренном убийстве или неоказании врачебной помощи. Однако ему может быть предъявлено обвинение в нарушении закона о лекарственных препаратах. •

Елена Громова , РГ

Наша справка

По всей видимости, Арнольд пытается повторить путь гуру эвтаназии Джека Кеворкяна (Jack Kevorkian) по прозвищу «Доктор Смерть», с той только разницей, что всю грязную работу он планирует выполнить чужими руками. Джек Кеворкян – американский медик и патологоанатом из семьи армянских эмигрантов – прославился тем, что в 1989 году разработал специальный прибор, подающий в кровь безнадежно больного смертельную дозу токсичных препаратов. Когда Кеворкяна лишили лицензии и он больше не смог выписывать рецепты на необходимые субстанции, в ход пошли противогаз и канистра со смертельной смесью из кислорода и углерода. За 8 лет его услугами воспользовались 130 человек, в основном страдающих неизлечимыми заболеваниями.

You may also like...