В Киев — за смертью!

Каждый день в поисках лучшей жизни и стабильного заработка в Киев приезжают сотни работяг со всей страны. Заработать в маленьких городах или селах уже давно практически нереально. Вот народ и тянется: кто в ближнее зарубежье, кто в дальнее. Многие выбирают Киев. Большинство трудится на стройках, вредных производствах, заводах. За мизерную, по столичным меркам, зарплату люди гробят свое здоровье, а то и вовсе лишаются жизни. На сообщения о смерти рабочих уже даже не обращают внимания. То и дело мы информируем: на стройке упал и разбился рабочий, или рабочего привалило бетоном, переехало бульдозером или асфальтным катком… Но еще чаще такие факты хозяева строек и других объектов попросту замалчивают. Кому нужны лишние проблемы?

ЧП, которое случилось в минувшую пятницу, скрыть не удалось — это, пожалуй, самый трагический за последние годы случай массовой гибели рабочих. С самого утра Левый берег столицы взбудоражил страшный взрыв. Это произошло в 10:30 на столичном заводе по переработке вторчермета. Во время газосварочных работ по ремонту пресса рванул 40-литровый кислородный баллон. Взрыв был настолько сильный, что остальные восемь баллонов разбросало в радиусе 40 метров. Но самое страшное, что в очаге взрыва находилось 6 человек. Двое из них погибли на месте, один скончался по дороге в больницу и еще один — в больнице. В живых осталось лишь два человека, одному из них оторвало обе ноги, если он выживет, работать уже не сможет.

Как выяснилось позже, все пострадавшие — из Винницы. Молодые парни 1982, 1986 года рождения… Самому старшему из них — 31 год. Дома остались жены с детьми, родители, которые утратили не только близких, но и кормильцев.

Как пояснили в пресс-службе Госгорпромнадзора, сейчас ведется следствие, устанавливаются причины случившегося. А также степень вины руководства предприятия и самих рабочих. Семьям погибших остается лишь надеяться на компенсации.

Бесправные рабы

По телевизору часто показывают, как наши сограждане, ищущие лучшей жизни за границей, попадают там чуть ли не в рабство, лишаются документов, денег, а порой и жизни. В Москве, к примеру, гроза заробитчан — местная милиция. Им лучше на глаза не попадаться, иначе сдерут кругленькую сумму за отсутствие регистрации и даже некуда будет пожаловаться. Что уж кивать на зарубежье, если даже в нашей стране заробитчанин лишен всех прав…

Каждые 3 дня гибнет человек

Каждый год в Киеве гибнет на работе порядка 100 человек. А это значит, что в среднем каждые три дня одна семья остается без кормильца, сына, отца, матери. С января в столице погибли уже 45 человек! Большинство смертей на стройке — 23, в социально культурной сфере — 10, на транспорте — 6, почте, связи — 2, геологии — 2, машиностроении — 1, электростроении — 1.

Работать в столицу едут обычно группками из одного села или городка. Собирается бригада из 5-10 человек и отправляется в город. Порой они даже не знают, куда едут. Автовокзалы давно превратились в своеобразную биржу труда. Ушлые «кадровики» сразу видят своих клиентов. Немного присмотревшись, начинают обрабатывать. Обещают жилье, регулярную зарплату и выходные. Народ ведется, хотя иногда пытается поторговаться по поводу зарплаты, но привередничают не сильно, иначе рискуют остаться без работы — желающих хватает. Как только договоренность достигнута, работяг грузят в «газель» и сразу везут на работу.

Как рассказали нам ребята, трудовые книжки работодатели брать отказываются, составляют лишь договора, но нестандартные, от руки, согласно которым хозяин обязуется платить определенную зарплату. Все! Больше никаких документов, а значит, и гарантий.

— Набрать бригаду строителей сейчас не проблема, едешь на вокзал, а там охотников заработать полно. С такими трудягами составляют допотопные договора, в штате эти люди не числятся, — пояснил «Новой» Виктор Журавский, начальник отдела по охране труда КГГА. — Если с рабочим что-то случилось (получил травму или погиб), бумажку рвут, и все, нет человека. А милиции, заявившейся на стройку, рассказывают, что пострадавший — бомж какой-то, дескать, бродил по объекту… Товарищам несчастного запрещают даже рот открыть, угрожая выгнать с работы. Вот они и молчат. Работодатели тем временем пытаются скрыть случаи травматизма или смерти, хотя это и сложно. «Скорую» вызовут в любом случае, они сообщают нам, когда человек поступает в больницу, его спрашивают, где получил травму. А потом уведомляют страховой фонд. Хотя у нас всегда можно договориться и скрыть. Но мы постоянно выявляем случаи травматизма. Подсчитываем, сколько заявлений было, а потом проверяем записи из травмпунктов. Оказывается, что порядка 1 тыс случаев умалчивается.

В таких условиях живут практически все приезжие рабочие

В том, что сказанное соответствует действительности, я убедился лично, когда пару лет назад с верхних этажей одной из столичных строек упал и разбился рабочий. Когда расспрашивал его коллегу, кто упал, почему, когда, тот, потупив взгляд, еле сдерживал слезы (погибший был его другом, с которым вместе приехали счастья искать. — Авт.), но отнекивался, мол, ничего не видел и не знаю. Чиновники говорят, что знают о таких нарушениях прав людей, но сделать ничего не могут — не хватает полномочий.

Бомжи в робе

Отсутствие трудового договора — не единственная беда тех, кто приехал заработать в столицу. Еще одна проблема — жилье. Не у каждого гостя столицы хватит денег на аренду квартиры или комнаты. Если приехали компанией, пытаются вместе и снимать жилье. Живут по 10 человек в одной комнате, стараются работать в разные смены. Тогда половина жильцов отдыхает, когда вторая часть работает. Некоторые работодатели, правда, сдерживают обещания, дают комнаты в общежитиях, но такую заботу проявляют только в больших строительных компаниях или фирмах. Мелкие предприниматели заботиться о своих сотрудниках не хотят.

На столичных стройках мало кто слышал о технике безопасности. Только в прошлом году за подобные нарушения закрыли 42 стройплощадки! Впрочем, большинство из них спустя время открыли путем договоренностей и взяток. Новых работяг набрали и запустили стройку…

Два года назад начали взрываться баллоны с газом в бытовках строителей, прямо на стройках. Пожарные пришли с проверками. Оказалось, что практически везде рабочие живут в вагончиках в спартанских условиях — 5-6 кроватей, стол, газовая горелка, баллон. В каждом жилище были обнаружены горы бутылок от водки. Но винить в этом жильцов вряд ли можно, от таких условий жизни не только запьешь! Причем ни на одной из проверенных строек у местных прорабов не хватило совести сказать: «Да, рабочие живут, как скот!». Все нагло врали, что это — комнаты для переодевания.

— У нас большая проблема в стране — менталитет. Никогда западный работяга не приступит к работе, если считает, что это может привести к травме, — говорит Виктор Михайлович. — А у нас как? Выдали рабочему монтажный пояс и отправляют на высоту. А за что ему уцепиться этим поясом?! Все ведь строится монолитным способом. Вот почему большинство смертей — падение с высоты. А рабочие лезут на высоту, у них выхода нет.

Упал с высоты

– Столица — это огромная стройплощадка, поэтому строитель — одна из самых популярных профессий, даже если не умеешь, все равно возьмут, действуют по принципу — лишние руки не помешают.

– Два года назад в Княжьем затоне погибли два строителя. Оба — молодые парни, приехали заработать, один — на свадьбу, другой хотел жену прокормить с ребенком. Сорвались вместе с металлической площадкой с 26-го этажа. Пока долетели вниз, постоянно бились о площадку.

– Специалисты говорят, что смертность в основном наблюдается в мелких строительных компаниях, где главное — заработать побольше денег. Но ЧП бывают и в больших компаниях. Так, на Подольско-Воскресенском мостовом переходе многотонная плита раздавила двух рабочих, которые не первый год занимались строительными работами. Кто-то не доглядел за техникой безопасности. Погибшие — из Винницкой и Хмельницкой области.

– Немногим больше года назад на скандально известной стройке по ул. Грушевского, 9-А погиб рабочий. Во время залива фундамента под паркинг произошел оползень, и он заживо похорон под землей.

СОВЕТЫ

Желающих приехать в Киев на работу меньше все равно не станет, ведь в городе строятся тысячи объектов, где нужны рабочие руки. Поэтому каждому наемному работнику, который едет за счастьем в столицу, следует помнить: оформляясь на работу, требуйте страховку, и главное, чтобы вас оформили как штатную единицу, строго по трудовому законодательству. Так вы убережете себя и свои семьи. Если строитель погиб, все выплаты идут иждивенцам — детям до совершеннолетия, а если они учатся, то до конца обучения. В этом случае выплачивается жалованье в размере дохода за 5 лет и ежемесячная зарплата.

Если человек получил травму и частично утратил трудоспособность, он может рассчитывать на ежемесячные выплаты. Полная утрата трудоспособности влечет за собой выплаты в размере полного ежемесячного жалованья, если же трудоспособность утрачена на 50% , значит, и доплачивать будут лишь ползарплаты. Все выплаты проводит Фонд социального страхования, а не работодатель.

Опять же, вольнонаемные рабочие никаких прав не имеют. Им самим или родственникам придется судиться с работодателем за компенсацию. Выиграть такие дела практически невозможно.

В лучшем случае контора по доброй воле уплатит небольшую компенсацию, чтобы не поднимали шумиху.

Арифметика простая — наемные строители получают в месяц в среднем по 2500 грн. В случае смерти их семьям положено 150 тыс грн плюс ежемесячные выплаты. Но если рабочий не оформлен, то максимум, что могут предложить, это 50 тыс грн. Вот она, цена человеческой жизни!

Владимир Каминский, газета «Новая»

You may also like...