Листья коки: битва за урожай

Выращивание коки в труднодоступных тропических долинах Перу вновь на подъеме. Страна на глазах превращается в конкурента Колумбии, крупнейшего в мире экспортера кокаина. Мексиканские и колумбийские наркокартели расширяют свое присутствие в Перу, а две конкурирующие фракции повстанческой армии «Сендеро Луминосо» («Сияющий путь») уже борются между собой за контроль над торговлей кокаином.

Наркоторговцы успешно противостоят усилиям властей, стремящихся предотвратить возрождение производства наркотиков, и разжигают еще большее насилие в этой и без того измученной не прекращающейся войной стране.

«Борьба с кокой напоминает попытки поймать ветер», — говорит генерал Хуан Зарате, руководящий национальной кампанией по истреблению коки.

Отряды полиции по борьбе с наркоторговлей охраняют периметр засеянного кокой поля в труднодоступном районе долины Альто-Уальяга

Увеличивающееся предложение перуанского кокаина проливает свет на один из самых досадных аспектов финансируемой США войны с наркотиками в Латинской Америке, всерьез начатой четыре десятилетия назад. Когда борьба с наркотиками увенчивается относительным успехом в одном месте — как в последнее время в Колумбии, получившей за последние 10 лет более $5 млрд помощи от США, — центр выращивания коки перемещается в другой район Анд.

Так случилось в 90-е годы, когда успех программ уничтожения посевов коки в Перу и Боливии привел к тому, что центр выращивания культуры переместился в Колумбию. В недавнем прошлом опыление посевов коки в Колумбии пестицидами привело к тому, что ее начали выращивать во множестве новых районов. Историки войны с наркотиками в Андах говорят об «эффекте воздушного шарика»: если шарик сдавить в одном месте, он вздуется в другом.

«Политика Вашингтона, направленная на снижение предложения на рынке наркотиков, неизбежно приводит к повышению эффективности работы и росту предпринимательских навыков наркоторговцев», — говорит автор книги «Андский кокаин» Пол Гутенберг.

В колыбели кокаиновой индустрии, джунглях центральной части Перу, эффект воздушного шарика совершил полный круг.

В конце апреля одна из фракций повстанческой армии «Сендеро Луминосо», ведущей войну против правительства Перу и ответственной за смерть десятков тысяч людей в период с 1980 по 2000 год, убила в центральном Перу двух сотрудников программы уничтожения посевов коки и одного полицейского.

В XIX веке именно этот район стал местом первого кокаинового бума, последовавшего после того, как немецкие химики разработали процесс получения кокаина из листьев коки. Кокаин начал легально поступать на рынки США и Европы.

В 70-е годы XX века, когда кокаин был уже запрещен, а правительство Перу почти полностью контролировало новые посевы коки, колумбийские наркобароны организовали поставки листьев коки из Перу в лаборатории на территории соседней страны. Впоследствии отряды «Сендеро Луминосо» взяли на себя охрану посевов и крестьян, занятых выращиванием коки, превратив Перу в мирового лидера ее производства.

В 90-е годы президент Альберто Фухимори начал военное наступление на «Сендеро Луминосо», что привело к снижению производства сырья для наркотиков. Сейчас же многие крестьяне вновь взялись за выращивание коки. «Кока помогает нам кормить наших детей», — говорит 45-летний Хасинто Рохас, живущий поблизости от Тинго-Мариа. Он объяснил, что кока дает до пяти урожаев в год. Какао приносит только два.

Рост производства коки в центральных районах Перу выглядит контрастом по сравнению с ситуацией, складывающейся в соседней Колумбии, где в 2008 году это производство, по данным ООН, снизилось на 18%. В Перу в том же году производство коки выросло на 4,5%, а всего за десять лет, начиная с 1998 года, площадь посевов коки увеличилась на 45%. Производство коки растет также в Боливии, но эта страна по-прежнему остается на третьем месте.

В столице Перу, Лиме, специалисты по борьбе с наркотиками считают, что по экспорту кокаина их страна уже обошла Колумбию. Анализ данных о перехваченных в Перу и Колумбии партий наркотиков, проведенный Хайме Антезаной, специалистом по безопасности из католического университета в Перу, показал, что колумбийские власти в 2008 году задержали около 180 тонн кокаина, в то время как в Перу было захвачено всего 18 тонн наркотика. Это означает, что перуанские наркоторговцы смогли отправить на экспорт не менее 256 тонн кокаина, то есть на 45 тонн больше, чем предположительно могут экспортировать их колумбийские коллеги.

«Если нынешняя тенденция сохранится, то к 2011—2012 годам мы также обойдем Колумбию по урожаю листьев коки и выйдем на первое место в мире. То есть вернемся туда, где мы были в 80-е годы», — говорит Хайме Антезана.

В этом году Америка направит на помощь Перу в борьбе с наркотиками $71,7 млн, на один миллион больше, чем в предыдущем. Американские специалисты обосновались на недавно расширенной базе перуанской полиции в Тинго-Мариа, откуда направляют действия перуанских отрядов, прочесывающих близлежащие долины и вручную уничтожающих кусты коки.

«Мы рассматриваем наркоторговлю в Перу как часть регионального и глобального явления», — говорит Абелардо Ариас, директор отдела по борьбе с наркотиками посольства США в Лиме.

Часть американской помощи, направляемой в Лиму, идет на закупку шлемов и бронежилетов для защиты от мин, которые закладывают боевики «Сендеро Луминосо». Кроме того, американская помощь идет на оплату услуг таких американских частных фирм, как DynCorp, специалисты которой поддерживают в рабочем состоянии вертолеты, базирующиеся в Тинго-Мариа.

Глядя с борта одного из вертолетов на засеянные кокой поля в окрестностях Тинго-Мариа, руководитель перуанской наркополиции, генерал Хорасио Хуивин, говорит: «Мы попали в порочный круг».

Саймон Ромеро,  The New York Times  |  «Новая» 

В подготовке материала в Лиме, Перу принял участие Андреа Зарате

You may also like...