Украина: дураки на дурацких дорогах

Каждые сутки в Украине происходит в среднем около 477 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 10 человек. Ежегодно в авариях гибнет около 5 тысяч человек — население целого поселка. Причем гибнут преимущественно мужчины до 50 лет, то есть самая трудоспособная часть населения, кормильцы семьи. В который раз — о причинах и рецептах «спасения».

 По официальным данным, за 7 месяцев с начала года на автодорогах Харьковщины произошло 6403 дорожно-транспортных происшествия, из них 1227 с пострадавшими. 131 человек погиб, 1584 получили травмы.

Распространенными видами аварий в нашем регионе остаются столкновения — 3876 (60,5%), наезд на транспортное средство — 1149 (17,9%), что в целом составляет 79% от всех ДТП.

Каждые сутки в Украине происходит в среднем около 477 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает около 10 человек. Ежегодно в авариях гибнет около 5 тысяч человек — население целого поселка. Причем гибнут преимущественно мужчины до 50 лет, то есть самая трудоспособная часть населения, кормильцы семьи.

Больше всего аварий происходит в Киеве, а наибольшее количество ДТП с пострадавшими — в Донецкой области.

Главные причины ДТП в Украине — превышение скорости, нарушение правил дорожного движения и вождение в нетрезвом состоянии.

Большинство водителей попадает в ДТП один раз, но есть и такие неудачники либо плохие водители, которые умудрились стать героями происшествий три и более раз (4%). Об этом говорят данные опроса водителей об уровне безопасности и причинах аварийности на автомобильных дорогах Украины, проведенного Киевским международным институтом социологии (КМИС).

В опросе участвовал 1221 респондент старше 18 лет из всех областей страны. Результаты опроса никого не удивляют: 27% респондентов уверены, что за последний год с безопасностью на дорогах стало хуже, 20% видят улучшение уровня безопасности, больше половины (53%) опрошенных не ощущают каких-либо изменений.

По оценкам водителей, больше всего на безопасность движения влияет состояние дорожного покрытия, культура поведения водителей и пешеходов, работа дорожных служб, разметка дороги и регулирование дорожного движения.

Цена жизни и здоровья

…Юрий Кочубеев и сейчас с ужасом вспоминает тот день, когда почти три года назад на трассе его сбил многотонный ЗИЛ. Юрий ехал на велосипеде тренироваться перед соревнованиями.

Врачи буквально собрали его по кусочкам. Но после ДТП он стал инвалидом. Юрий — ювелир по профессии и после множественных травм не может больше заниматься делом, благодаря которому он содержал семью. Вот и решил Юрий подать иск к руководству предприятия, которое разрешило сесть за руль неопытному водителю с четырехмесячным стажем. Вместе с адвокатом они посчитали приблизительные расходы на содержание семьи, квартиры, автомобиля, банковские кредиты, плату за обучение детей.

Суды первой инстанции и апелляционный стали на сторону по­страдавшего — Юрий должен получить 1 млн. 250 тыс. грн. Против выступает только предприятие-ответчик, которое в таком случае станет банкротом.

По данным Всемирного банка, экономические потери от ДТП составляют в Украине 5 млрд. долларов в год. Эти средства теряют государство, экономика и семьи, утра­тившие кормильца. Особенно тяжелая ситуация с семьями погибших, которые после потери кормильца опускаются на низшую социальную ступень — за черту бедности. Колоссальные затраты идут на восстановление и лечение пострадавших в ДТП.

— Сегодняшняя ситуация c дорожной безопасностью сходна с той, которую переживали страны Европы в 80-е годы. Например, в Германии в 70-х годах уровень смертности от ДТП был такой ж, как сегодня в Украине. На 100 тысяч населения в Германии в ДТП погибали 15—18 человек. Сегодня в Голландии, Великобритании, Германии, Франции при уровне автомобилизации 700—800 авто на 1000 человек погибает всего 4—5 человек на 100 тыс. населения. Поэтому нам не нужно что-то придумывать свое, стоит лишь использовать европейский опыт, — считает президент Ассоциации безопасности дорожного движения Михаил Берлин.

ВОЗ провела исследования и определила пять факторов риска для безопасности на дороге: скорость, алкоголь, отсутствие ремней безопасности, шлемов и детских кресел.

Так вот, скорость и алкоголь — влияют на количество ДТП, а то, что мы не пристегиваемся ремнями безопасности и не возим детей в специальных креслах, — это фактор тяжести ДТП.

Опыт Франции показал, что снижение скорости движения на 20% позволяет сократить смертность на дорогах на 30%. Вот почему во Франции установлено огромное количество видеокамер на трассах. Причем штрафы выписываются в автоматическом режиме, то есть коррупционная составляющая отсутствует.

В России пошли тем же путем, была реализована целевая федеральная программа, система фотофиксации отлажена и начинает тиражироваться. На это выделяются значительные средства. По мнению экспертов, мировой опыт следует осуществлять и в Украине.

— Мы живем старыми представлениями: в ДТП всегда виновен водитель, — рассуждает Михаил Берлин. — А в Европе иное отношение, если в ДТП виновным в 80% случаев оказывается водитель, то его должны оберегать и дорога, и машина. Так называемый треугольник безопасности: и строители дорог, и конструкторы автомобилей, и ответственный водитель — все в ответе за ситуацию на дорогах.

Мы провели исследование трассы Киев—Чоп и оказалось, что оживленная трасса пересекает сельские населенные пункты, в ночное время она не освещается и не содержит освещенных предупреждающих знаков. На этой трассе погибает огромное количество людей, которые ходят вечером друг к другу в гости. То есть еще на этапе проектирования были допущены серьезные ошибки, о безопасности сельских жителей никто не подумал.

Кроме того, в местах скопления пешеходов (в населенных пунктах) скорость должна быть снижена до 30 км\час. При скорости 30 км\час и ниже при столкновении автомобиля с человеком есть большая вероятность, что человек останется жив.

А бюджет пополнят новые штрафы

Суммы официальных штрафов, наложенных за нарушения правил дорожного движения только в одной Харьковской области, впечатляют и исчисляются миллионами гривен. В судебном порядке с начала года в нашем регионе наложено штрафных взысканий на общую сумму почти в 10 миллионов. Сумма штрафов, наложенных на правонарушителей работниками ГАИ Харьковской области, превысила 6,8 млн. грн.

Но и это не предел. Нынешним летом Кабинет министров Украины поддержал законопроект, в котором предлагает ужесточить штрафные санкции для водителей за нарушение безопасности дорожного движения. В частности, за управление транспортным средством, имеющим неисправности в тормозной системе, в рулевом управлении, а также за переоборудование авто с нарушением норм, в том числе за тонировку стекол с нарушением стандартов.

При этом за нарушение правил использования ремней безопасности или шлемов предлагается штрафовать на сумму от 170 до 340 грн. (вместо 51—85 грн.).

Возрастут штрафы за нарушение правил проезда перекрестков, проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, за использование наружных осветительных приборов, установленных с нарушением стандартов, за разговоры по мобильному телефону без использования устройств, позволяющих вести разговор без помощи рук, до 510—595 грн.

Еще один интересный момент, за повреждение автомобильных дорог, улиц, дорожных сооружений, создание препятствий для движения, в том числе установку на проезжей части предметов, препятствующих проезду авто или их остановке, штрафные санкции составят от 340 до 510 грн. (или нарушителя отправят на общественные работы на срок от 30 до 40 часов).

Впрочем, по мнению экспертов, очевидно, что существующие меры административного воздействия на нарушителей мало влияют. После повышения штрафов статистика улучшается, затем водители привыкают к новым суммам и ситуация на дорогах снова начинает ухудшаться.

— Мы увидели, что проблема является комплексной, и нельзя концентрироваться только на отдельных вещах, — продолжает президент Ассоциации безопасности дорожного движения Михаил Берлин. — Нужен системный подход, который бы включал в себя работу по трем ключевым направлениям: дорога, машина, человек. Также мы видим, что некоторые проблемы являются надуманными — например, влияние рекламы или тотальная коррумпированность ГАИ. Водителям мешают другие вещи, которые находятся вне плоскости их внимания и требуют серьезных изменений.

Как минимум пять министерств должны участвовать в решении проблем безопасности на дорогах: внутренних дел, инфраструктуры, образования, охраны здоровья и МЧС. А также бизнес в лице страховых компаний и общественные организации. Объединение таких усилий позволит противостоять смертности на дорогах. А штрафы — это небольшая часть в решении проблемы.

Кстати

С 1 октября водители должны включать фары за городом

Даже в дневное время суток.

Об этом водителям напоминает Государственная автоинспекция, передает пресс-служба МВД.

Так, согласно постановлению Кабмина «О внесении изменений в Правила дорожного движения» от 11 февраля 2013 г., с 1 октября по 1 мая на всех механических транспортных средствах вне населенных пунктов должны быть включены дневные ходовые огни, а в случае их отсутствия — ближний свет фар.

В сообщении отмечается, что основной целью этого требования является уменьшение риска возникновения дорожно-транспортных происшествий на загородных дорогах путем дополнительного обозначения движущегося транспорта.

Автор: Елена Зеленина, ВРЕМЯ

Читайте также: