Дискриминация крымчан-переселенцев

Согласно данным УВКБ ООН на 21 ноября 2014 г. в Украине насчитывается почти девятнадцать с половиной тысяч внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) из Крыма, или попросту говоря, вынужденных переселенцев. Несмотря на наличие законодательной базы, существует много проблем, которые приводят к дискриминации крымчан.

На сегодняшний день в Украине существуют два основных закона, которые регулируют права крымчан-переселенцев: Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины», который касается не только крымчан, оставшихся в Крыму, но и тех, кто вынужден был покинуть свои дома и перебраться на материковую часть Украины; «Свежеподписанный» президентом Украины Закон «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Закон призван защищать права и свободы не только переселенцев из Донецкой, Луганской областей и Крыма, но и переселенцев из других регионов Украины, у которых могут возникнуть причины для массового перемещения (чрезвычайные ситуации, массовое нарушение прав человека).

Несмотря на наличие законодательной базы, существует много проблем, которые приводят к дискриминации крымчан. Это, к примеру: получение справки о постановке на учет как ВПЛ; пересечение административной границы с материковой частью Украины; признание крымчан нерезидентами Украины, что ограничило получение ими банковских услуг; дискриминация в получение пенсий.

Так ли легко получить справку переселенца?

Переселенцы из Крыма должны в обязательном порядке получить справку о постановке на учет как ВПЛ, которая заменяет прописку. Формально этот документ выдается гражданам, зарегистрированным на территории Крыма, в день обращения. Получить ее можно на основании письменного заявления, паспорта или другого документа, удостоверяющего личность и гражданство, из которого берутся сведения о месте жительства. На самом же деле все не так просто: до сих пор мало кто знает, на каком основании выдавать справку, где хранить данные и т.д.

Несмотря на прописанные в соответствующем приказе четкие нормы и алгоритм получения справки, на практике мы сталкиваемся с тем, что получить ее крымчанам не так то просто. И конечно же, не стоит питать иллюзий по поводу того, что её наличие у внутренне перемещенного лица будет играть определяющую роль при обращении в соответствующую инстанцию. Многие воспринимают эту справку просто как фиксацию места временного пребывания для возможности получать лицом корреспонденцию.

Каково быть нерезидентом в своей стране?

Дискриминированы в правах крымчане и в связи с вступившим недавно в силу постановлением НБУ № 699 от 3 ноября. Согласно ему, жители и граждане Украины, зарегистрированные на территории Крыма, стали нерезидентами. Ниже приводим список проблем, с которыми столкнутся в ближайшее время новообьявленые нерезиденты.

Юрлицам, чье местонахождение в Крыму, закрыли их банковские счета. А по законодательству, местонахождение – это и есть адрес нахождения юрлица, который указан в их регистрационных документах. То есть, необходимость закрывать счета будет существовать не только для юрлиц, находящихся в Крыму, а и тех, кто переместился, но не успел перерегистрироваться на материковой части.

Банковские карточки, выданные в Крыму, не могут больше использоваться на материковой части Украины. Теперь крымчане-владельцы банковских карточек не смогут получать денежные переводы.

Счета крымчанам открывать по-прежнему можно, но фактически это будет процедура обслуживания нерезидентов (а это значит немного другие условия открытия счетов, запрет на использование текущих счетов физических лиц для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, особые условия зачисления средств на карту и т.д. – в соответствии с Инструкцией про порядок открытия,использования и закрытия счетов в национальной иностранной валюте, утвержденной Постановлением НБУ от 12.11.2003 № 492.

Крымчанам-предпринимателям ввиду данных изменений будет теперь очень сложно вести бизнес без смены регистрации места жительства.

Постановление НБУ № 699 на практике привело к дискриминации крымчан – их экономические права ограничиваются. Ведение бизнеса как для юридических лиц, так и для физических лиц-предпринимателей, оформление денежных переводов, получение кредита, пополнение депозитного счета, обмен валют и другие банковские услуги стали ограниченными или запрещенными для граждан Украины с «крымской пропиской». Правозащитные организации намерены работать сообща над решением острых проблем, среди которых и доступ крымчан к административным правам и свободам».

Трудности пересечения админграницы на Херсонщине

Пограничная служба Украины сообщает, что въезд и выезд на временно оккупированную территорию беспроблемно осуществляется на основании документа, удостоверяющего личность и подтверждающего гражданство (например, паспорт гражданина Украины, паспорт для выезда за границу). Но так ли все просто, как кажется на первый взгляд?

За последнее время участилась тенденция отказа украинской стороной в пропуске из Крыма на материк мужчин – граждан Украины от 18 до 40 лет, которые следуют в одиночку. Их тщательно допрашивают, требуют предоставить достаточные доказательства цели их поездки, аргументируя тем, что это необходимые меры безопасности. В итоге, практически всех отказываются пропускать на материк, просто снимают с поездов либо направляют на поезд обратно до Симферополя.

В последнее время, якобы в целях безопасности, граждан Украины, у которых есть крымская регистрация, беспроблемно пропускают на территорию Крыма, но при выезде проводят короткое “собеседование” о целях выезда. Если человек трудоустроен – он должен перед въездом в Крым взять справку с места работы и предоставить её на обратном пути как подтверждение цели выезда на материк. Если человек безработный – он должен предоставить другой документ, подтверждающий цель его выезда (к примеру, копии паспортов родителей/мужа с пропиской на материковой части либо письмо – приглашение от родственников, которое может быть написано от руки и подпись на нем не нуждается в нотариальном заверении).

Вывод можно сделать следующий: подобные «цели безопасности» Пограничной службы Украины имеют явный дискриминационный характер по отношению к крымчанам. Описаные действия существенно ограничивают их в конституционном праве на свободу передвижения, а также фактически расцениваются как признание Украиной аннексии полуострова.

Кроме неприятностей с украинскими пограничниками, ситуацию ощутимо усложняют ещё и российские службы на административной границе, которые также отказываются впускать многих граждан Украины на территорию Крыма и выпускать из нее на материковую часть Украины.

Кроме того, российские пограничники отказываются пропускать детей возрастом от 14, которые являются гражданами Украины (даже вместе с родителями). Они объясняют это тем, что дети в таком возрасте должны предоставлять паспорт РФ, потому что по их законодательству лицо в 14 лет уже обязано его иметь.

Каково пенсионерам?

Ряд проблем в работе с переселенцами есть и у Пенсионного фонда, который заявил, что электронный запрос на перевод дела для крымчан уже не работает. Согласно новой процедуре, крымчане должны подать в Пенсионный фонд необходимые документы, получить на руки запрос на пенсионное дело и отправить его особым образом в Крым. В итоге, переселенец сможет получать пенсию только тогда, когда через Москву вернется его дело в бумажном виде. Сколько это займет времени – неизвестно, как и неизвестно то, сколько времени будут оставаться переселенцы без денег.

Кто же будет решать описанные проблемы и какими путями? Этот вопрос волнует сегодня не только крымчан. Разработка нормативно-правовых актов, призванных защищать права и свободы переселенцев, ведется и экспертами в рамках проекта «Обеспечение прав внутренне перемещенных лиц» при поддержке Международного фонда «Відродження».

Активную позицию заняли и общественные организации, которые практически сразу после обнародования постановления НБУ № 699 организовали круглый стол на тему «Как противодействовать дискриминации крымчан?», где обсудили вопросы, требующие немедленного решения, и разработали план работы над ними. Организатором выступил ЦГП «Альменда», инициативу активно поддержали Украинский Хельсинский союз по правам человека, Региональный центр прав человека, «Майдан закордонних справ», Центр гражданских свобод, «Право на захист», «Координаційна рада організацій вимушених переселенців з Криму» и другие неравнодушные организации.

Ольга Скрипник, адвокационный эксперт проекта «Обеспечение прав внутренне перемещенных лиц» при поддержке Международного фонда «Відродження»

Виктория Савчук, юрист Общественной инициативы «Крым SOS»

ИсточникКрым.Реалии

 

You may also like...