Самоубийство среди детей. Родители бросили жизни своих детей на самотек
Психологи предупреждают родителей: мысли о самоубийстве свойственны не только подросткам, а и, к сожалению, детям, причем возраст их не имеет значения: дети и в 6-ть лет и в 14-ть прыгают с балконов, вешаются, пьют смертельные дозы лекарств… Но от чего?
«Ты лежишь в гробу, где темно, ты засыпан сырой землей, по тебе будут ползать черви. Ты никогда не увидишь своих родных, близких тебе людей, твои друзья играют, растут, а тебя с ними не будет. Ты останешься под землей один». Иногда, считают психологи, такие разговоры родителей со своими детьми, о том, что происходит с телом ребенка после его смерти, могут оттолкнуть последнего от мысли о суициде. Конечно, если родители вообще заметили в своем чаде склонность к таким крайним мерам, потому что чаще всего родители этого не замечают или не хотят замечать, – утверждают психологи.
Более того, учитывая что в современном мире дети растут более циничными, жесткими, чаще подвергаются насилию в семье и со стороны сверстников, им стоит напоминать, что жить нужно, а смерть – это нечто страшное и непоправимое. При этом психологи предупреждают родителей: мысли о самоубийстве свойственны не только подросткам, а и, к сожалению, детям, причем возраст их не имеет значения: дети и в 6-ть лет и в 14-ть прыгают с балконов, вешаются, пьют смертельные дозы лекарств…
Василий Лефтеров – президент Ассоциации психологов Донбасса, директор научно-исследовательсвого центра психотренинговых технологй ДЮИ, доктор психологических наук, говорит, что портрет человека, потенциально предрасположенного к суицидам, достаточно условен. Во многих характеристиках специалисты отталкиваются от темперамента. Но есть масса примеров, когда по всем параметрам более склонные к самоубийству меланхолики или меланохолико-холерики проживали отмеренный им путь, а люди с более «благополучными» темпераментами сводили счёты с жизнью.
Он отмечает, что в группу риска входят и дети 9-12 лет, личность которых в этом возрасте ещё не до конца сформирована., нет понимания психологической да и физиологической целостности. При этом инстинкт самосохранения у них ничтожен. В то же время никто так не поддаётся влиянию, воздействию со стороны, как ребёнок в этом возрасте. Очень часто дети решаются на самоубийство, рассчитывая на загробную жизнь или «за компанию».
Начальник криминальной милиции по делам несовершеннолетних детей ГУМВД Донецкой области полковник милиции Игорь Емельянович Сусидко сообщает, что в 2009 году в области зафиксировано 27 суицидных случаев среди несовершеннолетних (15 девочек, 12 мальчиков), из которых 13 смертельно, 14 – попытки. Согласно милицейским протоколам есть случаи, когда дети выбрасывались с окна, другие совершали самоубийство через повешение. И.Сусидко признает, что в 90 годы такого числа суицидов среди детей не было.
Говоря о причинах детского суицида, Игорь Емельянович перечисляет: «из-за ссоры с родителями, ребенок не хотел мыть посуду, не дали посмотреть телевизор, безответная любовь». Эта информация был получена благодаря показаниям выживших детей и свидетелей – родственников, друзей.
Психолог ГУ МВД в Донецкой области Алексей Таций указывает на то, что так называемая «неблагополучная семья» не единственная среда риска детского суицида. Счеты с жизнь сводят и дети из благополучных, богатых семей. Родители считают, что если они обеспечили ребенка материальными благами, то причин желать себе смерти у него нет, но, практика показывает, что это не так…
В современном мире существует масса способов суицида, и о многих из них, к сожалению, говорит психолог МВД, знают дети. «Посмотрите на фильмы, которые смотрят дети, в них насилие, подробно показывается, как герои режут вены, вешаются, спрыгивают с крыш многоэтажных домов. Насилие показано и в западных мультфильмах. Агрессия у подростков и от компьютерных игр, в которых дети просто зависают», – указывает специалист.
Проблема усугубилась и тем, что «у детей сейчас наступает ранний период созревания». «Дети рано взрослеют. Посмотрите, девочки в девять-десять лет истерично выясняют какие-то любовные отношения со своими сверстниками, которые сами еще дети. В полном психическом расстройстве они готовы резать себе вены, совершать дикие поступки и о последствиях они даже не задумываются», – делится своими наблюдениями учительница одной из донецких общеобразовательных школ с 20 летним стажем работы.
«Подростки не понимают, что по сути, крайними мерами они ничего и никому не докажут и об их поступке будут вспоминать крайне редко. Боль от потери ребенка останется только у родителей. Из сверстников же ребенка, покончившего жизнь самоубийством, может быть кто-то и вспомнит, но убиваться за ним никто из его друзей не будет. Может, если бы понимали, что своей смертью они никому, ничего не докажут, то не прыгали бы из окон», – отмечает учительница школы.
Известный в Донецке практикующий психолог Андрей Кузьменко видит причину детских самоубийств в дефиците понимания и доверительного общения с родителями. «По сути, ребенок живет в своем мире, а родители – своей жизнью, проблемами. И когда горе приходит в семью, мамаши хватаются за голову и в истерике кричат, почему это случилось с моим ребенком, я же так прекрасно варила ему борщи. А может, вашему ребенку не нужны были ваши борщи, ему нужно было просто посидеть с вами на кухне и пообщаться о чем-нибудь», – отмечает он.
Психолог поясняет, что единого мотива у детей, совершающих самоубийство или попытки – нет. У детей до 12 лет преобладает спонтанный суицид, когда ребенок не руководствуется логическими цепочками. В случае неудавшейся попытки уйти из жизни ребенок может потом о своих деяниях пожалеть. Но это потом. Дети, выбирая крайние меры, таким образом, либо хотят обратить на себя внимание, либо они увидели что-то подобное в кино, мультфильмах и решили продублировать.
Если говорить о молодых людях 12-16 лет, то, как правило, они совершают самоубийство из-за активного переживания любовных отношений (об этом говорила и педагог).
Еще одной причиной совершения самоубийства, – говорит психолог, – является «попытка привлечь к себе внимание со стороны окружающих, родителей, близких, друзей». «В этом случае, поясняет он, ребенок рисует себе определенную картину: вот сейчас я умру и всем станет от этого плохо, а я буду лежать в гробу и наблюдать как родные, близкие страдают, сожалеют о том, что меня не стало. А потом я встану из гроба, и скажу, ага вот видите как я вам дорог! То есть ребенок, не реально оценивает свой уход и не осознает, что после смерти, он из гроба не поднимется точно».
Психолог отмечает, существует публичный и не публичный суицид. В первом случае дети четко хотят, чтобы на них обратили внимание. При этом они не собираются на самом деле умирать. Если говорить о суициде, совершаемом из-за внутренних проблем, то в этом случае, ребенок замыкается в себе.
«Схема следующая: сначала идет депрессия, затем наступает момент примирения, когда он пытается упорядочить свою жизнь, в этот период они прощаются с родными, становятся приветливыми. В этот период сложно увидеть, что у ребенка есть внутренние проблемы. И когда ребенок подводит итог своей жизни, он действует», – говорит он. Как правило, отмечает специалист, дети, таким образом, уходят от проблем и считают, что им уже никто не поможет. По такой схеме зачастую действуют и взрослые.
Кстати, педагог, комментирующий проблему суицида корреспонденту «ОстроВ» не случайно просила не указывать свое имя, поскольку в школах не принято открыто говорить на такие темы. Кузьменко поясняет: эта тема – табу. Если совершается попытка самоубийства школьниками, то желательно, чтобы об этом никто не узнал, это утаиваться. Почему? Потому что после этого может наступить волна подобных действий, причем массовых и публичных….
Тема суицида среди подростков «очень щепетильная». Лишний раз, когда говорят на эту тему, «есть боязнь, чтобы никто из детей не взял ее себе на ум». «Кстати, – рассказывает психолог Кузьменко, – в школах определенное время внедрялась программа профилактики суицидального поведения школьников. Целью этой программы было выявление детей с суицидальными наклонностями и дальнейшая работа с ними.
Такие дети были выявлены быстро – они массово начали кончать жизнь самоубийством. Программа на время была приостановлена. Причиной этому стало то, что после проведения тестирования в школе по поводу выявления суицидального поведения среди подростков, ребенок, заполнив тест, вышел из класса и покончил жизнь самоубийством в туалете».
«Понимаете, школьник, прочитав тесты, понял, что он хочет сделать это. Если до этого, у школьника что-то близкое к этому летало в голове, то тут в тесте у него появились четкие вопросы, на которые он дал четкие ответы и пришел к выводу, что пора действовать», – поясняет психолог.
К сведению взрослых, «если родители не отвечают на вопросы своего ребенка, то поверьте, ваше чадо найдет то место, где он получит ответ. Пусть ответ будет не правильный, абсурдный, но ответ будет». Если ребенок не видит понимания в кругу родных, он найдет его в другом месте. Как правило, дети уходят в различные субкультуры. «Сегодня множество субкультур, обществ, где обсуждают смерть, как покончить жизнь самоубийством или планируются групповые самоубийства. В позапрошлом году в Саратове ячейка готов поэтапно закончила жизнь самоубийством. Они планово каждый день вешались…
По утверждению психолога, если ребенок задумал уйти из жизни, в нем моментально происходят изменения: часто меняет друзей, либо наоборот ограничивает общение, замыкается, становится агрессивным, бунтует, не желает никого слушать, плачет без причины. Любая ответственная мать, которая не просто его кормит, обувает, а заботится и об эмоциональном, психическом, психологическом развитии, увидит эту перемену. Большинство детей, склонных к суициду, подают окружающим своеобразные предупреждающие знаки — фактически указывают на то, что они нуждаются в помощи.
Вот и обратите внимание на эти крики души. Не думайте, что все у ребенка пройдет само собой, а лучше закройтесь с ним в комнате и выспрашивайте, говорите с ним, узнавайте и слушайте его и вы увидите его проблемы. Не можете сами справиться, отведите к психологу, к церковному наставнику. Психолог призывает не укорять, не обижать ребенка и не отмахиваться рукой, из разряда «да разве это проблема!», «та у тебя еще тысячи таких Тань будет», «та не бери в голову». Ваша отмашка может быть роковой и последней каплей для решительного действия.
Переходя к теме суицида, совершенного детьми, из-за того, что над ними было совершено насилие со стороны взрослых, психолог, словно ножом отсекает: «если в семье отец, отчим или кто-то другой домогается дочери, мать в 99 процентов случаев знает об этом и закрывает на это глаза». «Нужно быть слепым, глухим и немым, чтобы не видеть происходящее с твоим ребенком. Мать до последнего будет прогонять от себя мысли того, что над ее ребенком совершается насилие, если насильник является значимым для нее человеком: муж, любовник и так далее. Только в исключительных случаях матери действительно могут не знать, что их дети подвергаются насилию», – говорит он.
Во многом с психологом согласилась другой практикующий специалист (пожелала не указывать ее фамилию). Но она не готова утверждать, что матери в 99% знают о насилии над детьми. Бывает, родители не подозревают, что дети становятся заложниками психически нездоровых людей. «История знает много случаев, когда девочек домогаются в школах трудовики, физруки, тренеры в спортивных секциях, сосед по дому, дядя со второго этажа.
О таких вопиющих фактах можно сегодня прочитать и на форумах в Интернете, женщины под анонимными именами обсуждают свои трагедии, кто-то описывает свой горький опыт, полученный в школьные годы, другие говорят о своих детях, ставшие жертвами в руках взрослых», – отмечает она.
Исходя из практики, специалист указывает, что «не всегда ребенок понимает, что надо рассказать семье, что взрослый удовлетворяя свою похоть, унижает его. Он проходит долгий психологический путь прежде, чем понимает, что необходимо рассказать папе, маме, о том, что с ним делает дядя. Пока же ему просто от этого не ловко, не удобно, не приятно, стыдно. И как раз стыд не дает ему мыслить здраво и понять, что насилие над ним может привести к трагедии: самоубийству, психологическому расстройству, замкнутости».
Психолог советует, в таких случаях дать понять ребенку, что «произошедшее с ним это действительно плохо, что это для него как человека, большая травма, но семья поможет ему это пережить и такое с ним не повторится. Задача родителей быть на чеку, и не дать замкнутся ребенку на травме».
Прибегать к сопереживанию призывает и пресс-секретарь Митрополита Донецкого и Мариупольского Украинской Православной Церкви Иллариона протоиерей Георгий Гуляев. Он говорит, что ребенок, в этом случае требует сопереживания. Ни месть, ни упрек из разряда «сам виноват» – не помогут. Здесь важно напоминать ребенку – то, что произошло с ним плохо, но хуже будет, если «зло умножится в злобе его, в его отчаянии».
Надо признать, – говорит психиатр Борис Корчнев, много лет, работающий с детьми, – что мы живем в обществе, где нормой стал разрыв между декларируемыми целями и тем, как они реализуются на деле. Иными словами, обыденностью стали ситуации, когда утверждается одна система ценностей, а в реальности все происходит с точностью до наоборот. Юность же бескомпромиссна, она не понимает наших взрослых «игр», ей не нравится, что «истина где-то там». Вот поэтому-то именно подросток так легко порой впадает в депрессию. Жизнь для него уже пуста и бесполезна, раз она столь несовершенна, раз вокруг столь много лжи, предательства, глупости и зла. …
Когда родители смогут стать другом своему чаду (не значит потакать во всем) или хотя бы претендовать на это, следить за его интересами и проводить с ним больше времени, тогда у них меньше шансов получить от своего ребенка горькую пилюлю.
Как бы не противились взрослые, но проблема взаимоотношения ребенка с семьей, с обществом, лежит в плоскости родителей, которые отдалились от детей, выставив перед собой другие приоритеты. Мамы и папы, как правило, находят массу причин только бы не заниматься воспитанием детей. Считается, что этим должна заниматься школа. Но кто такое сказал?
Как ребенок сможет довериться отцу, который возле телевизора ежедневно пьет алкоголь, оскорбляет жену, кричит матом за двойку в школе. А мать, уставшая от работы и домашних забот, спрашивает, сделал ли ребенок уроки и уходит отдыхать. Чему в семье будет учиться этот ребенок и от кого ему ждать поддержки?
Не нужно пенять на западные фильмы, которые развращают детскую психику, не нужно винить компьютерные игры, в которые от безделья, от одиночества бегут играть дети. Родитель – это дозатор, который определяет, сколько времени ребенок смотрит телевизор, гуляет на улице и делает уроки.
Отсутствие средств на спортивные секции, кружки не дает право взрослым пускать жизнь ребенка на самотек. Вы можете предложить детям сделать что-то вместе, главное знать, чем интересуется сын или дочь, а если ничем, то это ваша совместная задача определить интересы. Помните, что никто за вас не будет решать проблемы вашей дочери или сына.
И, наконец, куда делась любовь родителей к детям, внимание к проблемам своих чад? Взрослые себя как личность загубили, в эту бездну они тянут и своих детей. При этом они забыли, что есть прекрасные семейные традиции: собираться за одним столом на ужин, в выходные устраивать праздничный обед всей семьей, вместе гулять в парке (не значит, пить пиво в парке), играть в настольные игры всей семьей…
Если семья верующая, то будет правильно водить детей в храм. Никто еще не запрещал проводить литературные вечера, читать с детьми рассказы, обсуждать какие-то фильмы, книги. Это все способствует укреплению семьи, а значит хорошему взаимоотношению между родителями и детьми.
Виолетта Симонян, Остров
Tweet