Авто сгорело на заправке? «Спасибо» персоналу!
В Украине ежегодно фиксируется до 150 эпизодов возгорания автомобилей во время заправки на АЗС. Информация о подобных ЧП редко когда попадает в СМИ или в официальную отчетность. Поскольку в большинстве случаев машину удается потушить или оттолкать подальше от АЗС, где она и догорает. Поди потом докажи вину персонала заправки! Хотя, как правило, эти ЧП происходят преимущественнго по вине персонала АЗС. Примеры? Сегодня практически на всех автозаправочных станциях Украины персонал нарушает те или иные требования правил эксплуатации АЗС. Что нередко приводит к административной ответственности их руководителей – в рамках нарушения процедуры государственного надзора по охране труда. Формально выявленные нарушения могут привести к прекращению работы АЗС. Но на практике виновные банально откупаются от проверяющих.
Потом читаем: «Пожар на одной из автозаправочных станций, расположенных на территории Запорожья, был ликвидирован пожарной охраной города. По не выясненной причине загорелся бензовоз и заправочная емкость с горючим. Вначале вспыхнул бак бензовоза, в котором оставалось около тонны горячего, после чего пламя перебросилось на емкость автозаправки с четырьмя кубометрами бензина А-76. В результате этого инцидента пострадал 65-летний водитель бензовоза. По данным медиков, у него обгорело около 80% тела, и, в критическом состоянии, он был госпитализирован».
Или: «В Луганске на одной из заправочных станций произошел пожар, в результате которого практически полностью сгорел частный микроавтобус Volkswagen Transporter. Как сообщает Magnolia-tv.com, водитель рассказал, что как только он закончил процедуру заправки бензином и повернул ключ в замке зажигания, в салоне появился сизый дым. Огонь с внезапной скоростью из моторного отсека начал распространяться по кузову автомобиля. Попытка погасить пламя огнетушителем не принесла результата. Три пассажира на момент загорания находились в магазине заправочной станции. Стоявший поблизости водитель такси первым заметил неладное и бросился на помощь к водителю. Он организовал перемещение микроавтобуса в безопасное место от заправки. Прибывшие по вызову вскоре пожарные-спасатели, подав пену, в считанные минуты ликвидировали загорание. Причиной случившегося стало короткое замыкание электропроводки в моторном отсеке». Отметим: в сообщении нет ни слова об оперативной и профессиональной деятельности в этом ЧП персонала заправки. Как нет ни слова и о наличии на заправке собственных средств пожаротушения – ждали пожарных…
На Западе к безопасности клиентов АЗС подходят куда как строже. Например, не так давно известная компания Shell Oil обнародовала инструкции, написанные специально для клиентов бензозаправок. Это произошло после того, как на АЗС компании было зафиксировано три пожара, возникших из-за мобильных телефонов.
Во всех трёх случаях телефон зазвонил в то время, когда рядом находились легковоспламеняющиеся жидкости. Это и побудило руководство Shell написать и опубликовать соответствующие инструкции по использованию мобильных устройств на бензозаправках. В момент входящего вызова, когда телефон звонит, и в момент его включения, по мнению представителей компании, появляется искра, от которой топливо может загореться. Поэтому Shell настоятельно рекомендует водителям транспортных средств в целях безопасности отключать их мобильные перед въездом на территорию АЗС. Но это – у «них».
А у нас преступная безалаберщина приводит к многочисленным фактам возникновения так называемых внештатных ситуаций в процессе заправки автомобилей на АЗС.
Казалось бы, простая вещь – соблюдение противопожарной безопасности и правил охраны труда. Ну что тут сложного, спросите вы? А известно ли читателю, сколько зарабатывает оператор АЗС, в простонародье «пистолетчик»? От 400 до 600 гривен в месяц. И как вы думаете, какими умственными способностями и производственными навыками должен обладать претендент на такую зарплату? Зачастую на эти должности берут людей из близлежащих деревень или «гастарбайтеров».
По закону каждый такой человек, прежде чем быть допущенным к работе на объекте с повышенными пожароопасностью и травмоопасностью, должен пройти курс обучения в специальной школе, имеющей официальную лицензию Министерства образования. По окончании которой ему выдается сертификат государственного образца. Казалось бы, эта процедура стоит всего 141 гривну, но для наших владельцев АЗС и эта цена кажется заоблачной. Вот они и экономят на нас с вами, а точнее – на наших с вами автомобилях.
Задумайтесь: в Украине ежегодно фиксируется до 150 эпизодов возгорания автомобилей во время заправки на АЗС. Информация о подобных ЧП редко когда попадает в СМИ или в официальную отчетность. Поскольку в большинстве случаев машину удается потушить или оттолкать подальше от АЗС, где она и догорает. Поди потом докажи вину персонала заправки! Хотя, как правило, эти ЧП происходят преимущественнго по вине персонала АЗС. Чтобы не быть голословным, приведу всего несколько красноречивых примеров.
На одной АЗС работал работник из соседней республики Молдовы. Во время заправки автомобиля престижной марки он предложил хозяину машины, не выходя из машины, рассчитаться за топливо. Заправщик вставил пистолет в бак машины, взял деньги, отнес в кассу, потом вернулся к машине и отдал сдачу. Получив «чаевые», сказал «Спасибо, до свидания!» и на радостях отправился в будку. Машина тронулась с места, при этом пистолет был вставлен в бак и еще наполнял его бензином. Итог печален: заправочный шланг был вырван «с корнем», бензин разлился по всей АЗС, а корпус автомобиля был поцарапан. Чудом не произошло возгорание – ведь двигатель работал! Виною всему оказались плохое знание работником украинского языка и правил работы с клиентом на АЗС. Работник не имел права отдавать сдачу и отходить от автомобиля, пока не закончит заправку машины топливом и не закроет крышку бензобака. Более того, владельцы АЗС подали иск в суд на водителя машины и пытались взыскать с него ущерб (!), очевидно, руководствуясь мыслью: «Ну что с бедного молдаванина возьмешь!»
На другой АЗС работник начал заправку автомобиля, при этом двигатель машины работал. Пары бензина воспламенились и машина загорелась. Как видите, здесь имело место грубое нарушение. Но есть и «подводные камни», которые должны быть известны если не автовладельцам, то уж точно – персоналу АЗС. Например, фиксируется много случаев возгорания машин из-за того, что операторы АЗС «забывали», что даже при выключенном двигателе глушитель машины остается раскаленным, а крышки баков в некоторых моделях автомашин находятся непосредственно над глушителем. В результате чего при неосторожном движении при вытаскивании шланга остатки топлива попадают на горячий глушитель – пожар обеспечен…
Более того, простой шерстяной свитер является объектом повышенной пожароопасности на АЗС. Ведь достаточно одной искры от статического электричества при заправке автомобиля – и бак загорается. Ведь когда вы заправляете машину, из горловины бака идут пары топлива – именно они пожаро- и взрывоопасны. Взявшись за пистолет, будучи одетым в свитер, можно поджечь машину.
Но случаются происшествия и вовсе идиотические. Например, когда один оператор АЗС в морозную погоду на спор (!) тушил в ведре бензина марки А-76 горящую сигарету! По словам очевидцев, а также из протокола допроса самого пострадавшего, получившего ожоги лица и рук в результате этих «опытов», «фокус» удался первые два раза. Но тут, как видим, горе произошло, поистине, от ума, ибо пострадавший из курса химии знал, что воспламеняются и горят только пары топлива, а при низкой температуре их над поверхностью топлива практически нет. Теория дала сбой…
Между тем, приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19 октября 2004 года № 126 утверждены Правила пожарной безопасности в Украине. Исполнение которых является обязательным для предприятий всех форм собственности (независимо от видов их деятельности), должностных лиц и граждан. В частности, «Ответственными за обеспечение пожарной безопасности являются собственники АЗС. Допуск к работе на АЗС имеют только лица, прошедшие обучение по программе пожарно-технического минимума и имеющие соответствующее удостоверение».
Хозяева отечественных АЗС упрямо экономят на обучении операторов. В результате чего мы с вами оказываемся в зоне постоянного риска, которой являются украинские АЗС. При этом эксперты, как правило, делают один вывод: машина загорелась в результате «непреодолимых обстоятельств». Вы спросите: а куда смотрят органы охраны труда? Наверное, на взятки, получаемые ими в ходе проверок автозаправок на предмет наличия дипломов государственного образца об обучении операторов АЗС.
Но отмечу, что подавляющее большинство всех внештатных ситуаций на АЗС было спровоцированы людьми, не прошедшими обязательный курс обучения. Вот и делайте вывод, где и как заправлять свой автомобиль. Чтобы не пополнить печальную статистику «самовозгоревшихся» авто и не пострадать самому…
Алексей Лупоносов, специально для «УК»