Пиратство – «вторая древнейшая морская профессия»
Пиратство возникло в глубокой древности. За тысячи лет своего существования «вторая древнейшая морская профессия» пережила как времена расцвета, так и времена если не заката, то сумерок. Есть все основания полагать, что в тот день, когда первый торговец нагрузив свою выдолбленную из ствола дерева лодку, отправился в путь, его уже поджидал и первый пират. Чаще всего морской разбой был побочным занятием прибрежных племен, а позже, возникших вместо них государств.Обычно, пиратство и торговля шли вместе и использовались, в зависимости от соотношения возможностей и целей. К примеру, финикийцы заслужили среди народов Средиземного моря славу не только торговцев, но и работорговцев и морских разбойников. И наоборот, викинги не всегда пробивали себе путь огнем и мечом. Если соотношение сил было не в их пользу, они вкладывали мечи в ножны и доставали товары для торговли. Позже, в средние века с именами пиратов связаны множество географических открытий, ибо профессия превращала их в лучших моряков своего времени. Хотя, конечно основной целью этих открытий был конечно же грабеж а не освоение открытых территорий. Да и само слово пират происходит от греческого «peirates» – разбойник…
В своей классической, наиболее известной всем форме пиратство расцвело в XVII веке в Карибском море. Открытие Колумбом Нового света привело к завоеванию испанцами огромных владений в Центральной и Южной Америке и захвату ими несметных богатств на покоренных территориях. Это создало новые богатейшие торговые пути, которые вскоре привлекли к себе алчные взгляды не только пиратов, но и менее удачливых конкурентов Испании. При молчаливой поддержке Англии, Франции, Голландии флибустьеры обосновываются на островах Вест – Индии и начинают охоту на корабли Золотого и Серебрянного флотов. В конечном итоге, они сыграли свою роль в закате могущества Испанской империи.
Одновременно, и несколько позже приходится и пик морского разбоя в Индийском океане, где основной базой пиратов стал остров Мадагаскар. Однако здесь пиратство более носило вид колониальных разбоев и войны «всех против всех». На смену португальцам в XVI веке, и голландцам в XVII веке,с XVIII -го приходят французы и англичане.В Средиземном же море этот период – время полного господства берберийских пиратов, базирующих на территории Алжира и других государств Магриба. В пик своего могущества, при легендарном Хайраддине Барбаросса они были не только полными хозяевами Средиземноморья, но и совершали дерзкие походы к северу, вплоть до Исландии.Только к концу XVIII века европейским государствам удалось в основном покончить с пиратством в этом регионе.
Казалость бы, с наступлением XX века, пиратство должно было стать достоянием истории. Однако наше время вызвало к жизни новую разновидность пиратства, явление сугубо нашего времени – рейдерство . Страной, пославшей в Первой и Второй мировых войнах рейдеры для войны на торговых коммуникациях была Германия. Неблагоприятное для этого государства соотношение сил военно – морских флотов стало причиной широкого использования пусть государственного, но пиратства на просторах Мирового океана. И хотя это не спасло Германию от поражения, ущерб для ее противников намного превысил расходы на его организацию.
И в наше время пиратство не стало достоянием истории. То и дело в сводках новостей мелькают рассказы о нападениях на сухогрузы и танкеры где – то в Маллакском проливе, или в прибрежных водах Персидского залива. Хотя конечно, это уже не имеет такого масштаба, как двести – триста лет назад, само явление существует, и похоже, уходить в прошлое не собирается. Поэтому не будем ставить точку, а лучше поставим многоточие…
ПИРАТСКАЯ ЖИЗНЬ
Повседневная жизнь на пиратском корабле была далека от красочных событий, описанных в «Острове сокровищ» или «Пиратах Карибского моря». Первое, на что обращаешь внимание на пиратском корабле – это запах, состоящий из смеси запаха гниющего мяса, немытого человеческого тела и морской соли. Но если на палубе запах хоть немного выветривался, то в трюме от него не было никакого спасения.
Каждый уголок трюма и всего корабля был приспособлен для морского похода. Необходимый запас пеньковых канатов, парусины и продовольствия, а также груз в трюме был надежно закреплен, так как смещение груза во время плавания могло сместить центр тяжести и судно могло перевернуться в открытом море.
В пространство между трюмом и днищем судна обычно насыпался балласт – крупный щебень или камни. Это делало корабль более устойчивым. Просачивающаяся в трюм вода издавала ужасное зловоние, так как она быстро загнивала и в ней быстро размножались различные микроорганизмы. Чтобы откачать воду из трюма, на кораблях устанавливались специальные насосы. Во время шторма эти насосы работали постоянно, так как иначе бы волны быстро бы заполнили трюм водой. Работа на трюмном насосе была не самым приятным занятием на корабле. Чаще всего откачивать воду отправляли за различные мелкие нарушения, а моряков, обслуживающих трюмный насос, называли трюмными крысами. Если добавить к ужасному зловонию бесчисленных крыс, блох и даже скорпионов, во множестве населяющих трюмы кораблей – картина получится весьма далекой от романтических произведений.
На борту корабля обязательно хранился запас продовольствия и пресной воды. Зерно и мука чаще всего хранились в трюме и крысы были серьезной проблемой, уничтожая корабельные запасы. Кроме того быстро размножающиеся крысы грызли деревянные борта, паруса и канаты, поэтому борьба с грызунами была одной из главных задач во время плаваний. На одном из испанских галеонов во время плавания из Нового Света в Европу было уничтожено более 4000 крыс – таковы были масштабы этого сражения людей и животных. На борту также находились запасы свежих овощей, вместе с которыми на борт попадали пауки и скорпионы. Овощи во время плавания постепенно загнивали, что придавало запахам на корабле еще более тяжелый оттенок. Чтобы иметь минимальный запас свежего мяса на корабле, моряки нередко содержали в трюме домашний скот и птицу. Как правило, свежее мясо поставлялось к столу офицеров, но на пиратских кораблях разделения на команду и офицеров не было. Обычно основными продуктами во время плавания были галеты из муки с салом и соленое мясо. Дневная порция состояла из 25 унций (700 грамм) галет и 9 унций (250 грамм) мяса. И при этом на протяжении 16 часов морякам приходилось выполнять самую тяжелую физическую работу. Вода выдавалась также ограниченно, приблизительно из расчета 1 литр в день на человека. Вода быстро портилась, поэтому ее запасы пополнялись при каждом удобном случае. А вот пиво, ром и мед потреблялись в огромных количествах. Воду даже приходилось разбавлять ромом, чтобы перебить ее зловоние.
Меню пиратов нельзя было назвать изысканным. Вода на кораблях чаще всего была грязной и затухшей, мясо и рыба под беспощадным южным солнцем мгновенно портились, а мука и галеты кишели насекомыми. Во время плаваний пираты жили впроголодь и нередко после успешного захвата торгового корабля первым делом люди бросались к продовольственным трюмам, в надежде разжиться свежими продуктами и ромом.
Вот перечень наиболее распространенных запасов, которые находились на борту пиратского корабля:
• Солонина.
• Соленая рыба.
• Сыр.
• Бочки с пресной водой.
• Засоренные насекомыми мука и рис.
• Плоды хлебного дерева.
• Дикие яблоки помогали пиратам избавиться от анемии.
• Манго.
• Бананы.
• Копченое мясо.
Скоропортящие продукты – мясо, рыба – крепко просаливались и затем хранились в пивном рассоле, который хоть немного, но предохранял продукты от гниения.
• Вино.
• Бренди.
• Ром. Ром пили не только в чистом виде, но и делали из него известный коктейль «Удар дьявола». Ром смешивался с бренди, чаем, соком лайма или лимона и сдабривался различными специями – корицей, гвоздикой, сушеными травами. Этот напиток не только валил с ног самых крепких пиратов, но и был своеобразным обезболивающим средством, применяемым судовыми врачами.
• Лайм и лимон помогали морякам избежать цинги и рахита.
На корабле отдельные каюты принадлежали лишь капитану и самым высшим офицерам. Остальная команда отдыхала в любом подходящем для сна месте – от палубы до трюма. На кораблях также не было туалетов. Моряки справляли нужду на специальной доске с отверстием, сброшенной с кормы корабля, которая называлась «гальден», откуда пошло название «гальюн». Так как пища была очень низкого качества, а вода – прелой, то кишечные заболевания на кораблях были очень распространены, поэтому «гальюн» приходилось делать с несколькими, чаще всего двумя, отверстиями, поэтому традицией стало обозначать отхожие места на кораблях двумя нолями.
Жизнь на корабле тыла тяжела и однообразна. Поэтому моряки часто пели песни, ритм которых соответствовал ритму выполняемой работы. Многие из этих песен сохранились до сих пор.
Если жизнь на кораблях была столь тяжела, возникает вопрос – почему люди шли в море? Ответ достаточно прост – моряками часто становились по принуждению, нередко людей похищали, подпоив снотворным, и человек приходил в себя только в открытом море. Другие бежали на корабли сами, в надежде избежать наказания за совершенные ими преступления. А кому-то морская жизнь позволяла избежать мрачной повседневной рутины. Хотя нередко, когда чаша терпения людей переполнялась, на кораблях поднимались бунты и моряки становились пиратами.
Легендарный рецепт пиратского праздничного блюда «Салмангунди».
1 часть соленой свинины или говядины.
1 часть свежего мяса дикой свиньи или козла. За неимением благородного мяса в ход шло мясо собак, кошек или крыс.
По одной части овощей, яиц, анчоуса.
1 часть винограда, 1 банан, 1 часть диких яблок, плод хлебного дерева.
Чеснок, сахар, мед, соль, уксус, масло, вино, корица, – по вкусу. Как правило – чем больше, тем лучше.
Все это загружалось в котел и варилось до готовности мяса. Подавалось к столу с заплесневелыми гренками или галетами. Если в хлебе попадались термиты или другие насекомые, считалось, что они только увеличивают калорийность и ценность пищи.
НАКАЗАНИЯ И ПЫТКИ
Кто сказал, что у пиратов нет законов? Есть и законы и следственно меры наказания за их нарушения. Но если законы предусматривали больше прав и свобод, чем в тогдашних странах, то наказания часто отличались чрезмерной суровостью и строгостью.
Хождение по доске
Самая известная пытка, которую знают, должно быть, все и везде. Считалось, что это была самая изощрённая пытка в те времена. Пленнику завязывали глаза и тугой верёвкой связывали руки. Затем его ставили на доску, перекинутую с борта в море. Так он и ходил туда-сюда, пока рано или поздно не падал в воду. Впоследствии его могли или вытащить, или оставить тонуть. Зачастую же вытаскивали только для того, чтобы начать пытку заново. Вот такие были развлечения у пиратов. Но всё-таки чаще всего жертву просто бросали в море со связанными руками и привязанным к ногам тяжеленным ядром.
Девятихвостка.
Одно из самых страшных наказаний, известное также под названием «капитанская дочка».
Девять тонких кожаных плетей, на концах которых закреплены металлические лезвия или шары, сплетённые в один жгут. Обычно такое решение о таком жестоком наказании принималось всей командой, за исключением тех случаев, когда оно было предусмотрено в качестве наказания пиратским кодексом. Хуже всего было после исполнения приговора. Тело наказуемого обильно натирали солью, но отнюдь не для того, чтобы ещё больше увеличить страдания, а для уничтожения инфекции, ведь сама плеть просто кишела бактериями и паразитами.
«Закон Моисея»
Или же просто наказание плетью, которое обычно заканчивалось смертью наказуемого. Назначалось 39 или 40 ударов. При чём 39 ударом всегда считалось проявлением гуманности, а наказывать 40 ударами, как Понтий Пилат, считалось верхом жестокости. Правда, и 39 ударов вполне хватало для того, чтобы преступник умер. Считалось, что если после 40 ударов преступник оставался живым, то он невиновен и мог убить палача. Так что обычно 40 ударов становились смертельными…
Маронинг
В народе известен как «высадка на необитаемый остров». Правда, ничего общего с островом он не имеет. Человека высаживали в той одеже, в которой он был, с бутылкой воды или рома, на какой-нибудь одинокий риф или скалу. Ему давали пистолет и немного пороха. Обычно, чтобы избежать долгой и мучительной смерти, моряки пускали себе пулю в лоб. Это наказание использовали только пираты, Поэтому, если кого-то и подбирали добрые капитаны, то их всё равно на берегу уже ждала виселица.
Повешение
Самое распространённое наказание за пиратство во все времена. Каждое повешение сопровождалось парадом и представлялось пышной церемонией по поводу какого-то праздника. Пиратов вешали публично на площади. Перед повешением к пирату приходил священник, но ни сколько для того, чтобы отпустить грехи, а чтобы в очередной раз показать милость церкви, и дать возможность кому-нибудь внести за приговоренного выкуп, что случалось крайне редко. Преступника проводили в кандалах по всем большим улицам города. По прибытии на место казни, священник читал проповедь о зле пиратства. Проповедь была очень-очень долгой. Потом зачитывалось обвинение, после которого пират мог сказать своё последнее слово. Надо ли говорить, что зачастую, кроме брани они ничего не говорили?
Затем не голову ему накидывали мешок или капюшон, одевали петлю и выбивали опру из-под его ног. Несколько минут продолжались предсмертные конвульсии казнённого, которые потом назвали «пляской дьявола». Тело потом ещё долго висело на виселице в назидание всем пиратам и простым морякам.
Повешение на цепях
Для пирата всегда хорошо сознавать, что он уже мёртв. Мало кто доживал до старости.
Но не погребённое тело обрекало душу на мучительные вечные скитания по просторам океана, а поскольку пираты были очень суеверными, это внушало им просто священный ужас. Тело помещалось в цепи, и оно сгнивало под палящим солнцем. Перед этим пират умирал мучительной смертью от голода и жажды. Такое наказание проводилось крайне редко, но всегда считалось самым страшным из всех.
Рисунки художника Дона Мейтца
По материалам интернет-изданий
Tweet