Шпион-страдалец: его сгубила жадность

Имя агента американской разведки Владимира Поташова, доктора наук, старшего научного сотрудника отдела военно-политических проблем Института США и Канады Академии наук СССР, наверняка останется в анналах отечественных и зарубежных спецслужб. И на то есть веские основания. Ведь он предложил себя в качестве шпиона не кому-нибудь, а… самому министру обороны Соединенных Штатов Гарольду Брауну! «КРАТКИЙ КУРС» ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО АГЕНТА

В 1976 году Браун, тогда еще в качестве главы Министерства ВВС США, прибыл с визитом в Москву, и Поташов работал у него переводчиком. Он настолько понравился высокому гостю, что тот через некоторое время прислал толмачу-ученому приглашение посетить Соединенные Штаты.

Правда, тот смог приехать в заокеанскую державу лишь в 1981 году, когда институт направил Поташова в долгосрочную командировку в Вашингтон на переговоры по ограничению стратегических вооружений. Браун – он к тому времени уже стал шефом Пентагона – встретил старого знакомого радушно, но, сославшись на занятость, поручил своему адъютанту заняться русским. Каково же было удивление руководителя американского военного ведомства, когда Поташов, нарушив все нормы протокола, взял Брауна за локоть и прошептал ему на ухо: «Господин министр, я прошу вас устроить мне частную встречу с офицером ЦРУ!»

Оторопевший от такой беспардонной просьбы Браун, несмотря на кажущуюся провокационность предложения, согласился…

…С уверенностью можно сказать, что это был первый случай в истории агентурной деятельности спецслужб, когда министр обороны великой державы протежировал вербовку секретного источника из противоборствующего лагеря…

…Оперативники Центрального разведывательного управления в спешном порядке стали проводить с Поташовым конспиративные встречи – ведь до его отъезда из Вашингтона оставалось совсем немного времени, к тому же необходимо было выяснить психологию «новобранца», шкалу его ценностей. Оказалось, что основной характерной чертой добровольно пошедшего на сотрудничество с ЦРУ доктора наук является жадность к деньгам: перебивая собеседников, Поташов потребовал немедленно открыть ему счет в каком-нибудь американском банке.

Что ж, это очень мощный рычаг, умело пользуясь которым можно максимально использовать ресурс шпиона-«инициативника».

В своей подобострастной искренности Поташов не знал предела. Он даже признался сотрудникам Лэнгли, что поддерживает негласную связь с Комитетом госбезопасности СССР, назвал свой оперативный псевдоним. Это поначалу вызвало оторопь и настороженность у американских разведчиков, но затем они пришли к выводу, что Поташову тем проще будет решать интересующие их вопросы: ведь он пользуется доверием офицеров КГБ, курирующих Институт США и Канады.

За короткий срок инструкторы ЦРУ обучили Поташова, как выполнять задания, не привлекая к себе внимания окружающих, как поддерживать связь с резидентурой Лэнгли, действующей под прикрытием посольства Соединенных Штатов в Москве.

Напряженные занятия предусматривали усвоение «Медиумом» (такой оперативный псевдоним цэрэушники присвоили Поташову) способов шифрования и дешифровки сообщений, нанесения тайнописи, использования международной почтовой переписки, приема и расшифровки кодированных радиопередач. Впрочем, ничего нового в программе подготовки нежданно-негаданно обретенного агента не было. «Краткий курс шпионажа», проштудированный Владимиром Поташовым в Вашингтоне, ничем не отличался от того объема знаний и навыков, которым обязаны были овладеть все иностранные агенты, завербованные американскими «рыцарями плаща и кинжала» на территории США и предназначенные для передачи на связь московской резидентуре ЦРУ.

ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕНЫ, ЦЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНЫ – ЗА РАБОТУ!

Как и было заранее оговорено, Поташов выждал полгода, а затем поставил метку, означавшую его готовность приступить к выполнению заданий. Условный знак появился на маршруте движения американских дипломатов. Через пять дней на квартире агента раздался телефонный звонок. В кодированной беседе «Медиуму» было сообщено, где для него заложен тайник. В нем инструкции, средства конспиративной связи и, разумеется, деньги.

…Владимир Поташов передал своим операторам информацию об Институте США и Канады, ввел в курс проблем и научных разработок, которые были актуальны на тот период.

Предатель подготовил для американцев аналитическую справку о перспективах переговоров между США и СССР по ядерным вооружениям средней дальности, прогноз о противоречиях среди высшей советской партноменклатуры, возникших вслед за выдвинутой Рейганом идеей по так называемому «нулевому варианту».

В 1983 году «Медиум» консультировал ЦРУ по позиции Юрия Андропова («лидер-загадка» для Запада!) на очередном раунде переговоров по ядерным вооружениям. Когда же в 1984 году по инициативе советской стороны были прерваны переговоры с США по ограничению и сокращению стратегических вооружений и ограничению ядерных вооружений в Европе, агент составил долгосрочный прогноз перспектив развития политических и военных отношений между двумя сверхдержавами.

«Медиум» своевременно известил своих заокеанских работодателей о создании в структуре Министерства обороны СССР нового подразделения – Космического командования. Сообщил о причинах отсрочки запуска советского космического корабля многоразового использования.

Донесения сверхинформированного агента не только очень помогли Вашингтону строить свои отношения с СССР в 1980 годы, но и в дальнейшем в известной мере способствовали принятию решений о расширении НАТО на Восток и выходе из Договора по противоракетной обороне.

«МЕДИУМ» ЗАРВАЛСЯ

Поташов трудился на шпионской ниве, как говорится, не щадя живота своего. Желание заработать как можно больше денег было доминирующим. А тут он еще по пьянке несколько раз разбивал свой «жигуленок», завел сразу пять молодых любовниц, требовавших дорогих шуб, золотых украшений, развлечений в злачных местах Первопрестольной…

Жадность в конце концов и сгубила «Медиума». Из кабинета директора института агент ЦРУ похитил справочник правительственной связи, наивно полагая, что сорвет за него баснословный куш. Но исчезновение документа, имевшего гриф «Для служебного пользования», привело к началу тщательного расследования. В результате его советские контрразведчики и вышли на Поташова. За ним установили круглосуточное наблюдение, в ходе которого получили неопровержимые доказательства преступной связи доктора наук с резидентурой Лэнгли, развернувшей свою деятельность в Москве под дипломатическим прикрытием.

Когда в 1986 году Поташова разоблачили как американского шпиона и арестовали, он буквально огорошил следователей историей, наверняка почерпнутой им из какого-то голливудского боевика, рассказав, как его, честного советского ученого, заокеанские разведчики заманили в ловушку в результате многоходовой операции и четверо гориллоподобных молодчиков, накачав наркотиками, угрозами и пытками принудили работать на ЦРУ.

Поняв несостоятельность своих вымыслов, Поташов обратился к христианской мифологии. Перестроившись на ходу, он попытался свою измену преподнести как феномен, естественно присущий человеческой природе. Этот демагог за основу взял два библейских события.

Следуя абстрактной логике, Поташов в весьма оригинальной трактовке подал противостояние Иисуса Христа и Иуды Искариота. Согласно сделанному им, без преувеличения сенсационному открытию, выходило, что Иисус, чтобы сбылось предсказание пророков, сам побудил Иуду совершить «священное предательство». Поэтому-де Иуда – делал заключение экс-ученый – и не пытался его скрыть, что обычно делают предатели. В том же духе Поташов интерпретировал и поступок Каина: убив брата, он не предал его, а лишь принес кровавую жертву Богу.

Следователи уличили изменника в плагиате: до него то же самое утверждал некто Херман Левин-Гольдшмидт. Этот теолог, состоящий на иждивении у западных спецслужб, в своих трудах, датированных началом 1980-х годов, выворачивал наизнанку Библию, пытаясь облагородить один из смертных грехов – измену. Он оправдывал ее, используя исторические аналогии, представлял предательство как вселенски обусловленное явление. Смотрите, мол, делали же это праотцы рода человеческого, почему же нам запрещено?

На этом же настаивал и «Медиум», но помощь пришла оттуда, откуда ему и в самых радужных снах не могло пригрезиться…

…Несмотря на то что Поташов нанес СССР урон, исчисляемый десятками миллиардов долларов, по высочайшему повелению Михаила Горбачева он не был расстрелян, а приговорен лишь к 13 годам лишения свободы.

Спустя шесть лет, в 1992 году, бывшего старшего научного сотрудника выпустили по амнистии. Он тут же получил в ОВИР МВД загранпаспорт, американскую визу и отбыл за океан.

В настоящее время Владимир Поташов живет в США на пособие от американского правительства как «лицо, пострадавшее в результате сотрудничества с ЦРУ».

Игорь Атаманенко, Россия, НВО

You may also like...