Тайна синей шкатулки никогда не будет разгадана?

С этой историй связана одна из самых невероятных и интригующих тайн конца XVIII века. Дело об исчезновении бриллиантового ожерелья, предназначавшегося французской королеве Марии-Антуанетте, даже легло в основу захватывающего романа Александра Дюма «Ожерелье королевы». Конечно, реальные события в нем переплетаются с вымышленными, но и само по себе это загадочное дело, несмотря на скандальную известность, окутано ореолом мистики. Украшение как будто испарилось, а главное, по сей день никто точно не знает, где закончила свою жизнь «самая ловкая мошенница галантного века», умудрившаяся с помощью хитроумной интриги похитить ожерелье, оцененное по тем временам в астрономическую сумму – 1 миллион 600 тысяч ливров! Звали ее Жанна де ла Мотт-Валуа.

Перелистывая страницы старого, зачитанного томика Дюма, я невольно вспомнила удивительные события, позволившие мне приблизиться к разгадке этой тайны. Даже если это слишком громкие слова, все равно я хочу поделиться с вами неожиданным открытием, с которым мне довелось столкнуться, путешествуя по Крыму.

Когда человек едет отдыхать, ему меньше всего хочется забивать себе голову посторонними проблемами. Шумная суета курортной жизни и рассчитанный до минуты график короткого отпуска не позволяют отвлекаться от главной цели – запастись здоровьем на год грядущий. Другими словами, в мои планы входили только море, воздух и экскурсии по полуострову. По старой доброй традиции, я сняла комнату в частном секторе, то есть в симпатичном домике у подножья Судакской крепости. Волею судьбы хозяйкой этого жилища оказалась милая, интеллигентная старушка, которая, сама не ведая того, направила мой отдых совершенно в иное русло. Выяснив мой интерес к журналистике, она рассказала мне распространенную в Крыму легенду, но с такими деталями, которые не могли не распалить моего профессионального любопытства.

Свой рассказ она начала с вопроса: «А знаете ли вы, кто такая графиня Гаше? – и не дожидаясь ответа, продолжила: – Да-да, я имею в виду родственницу французского королевского рода Валуа, графиню де ла Мотт, ту самую, которая имеет непосредственное отношение к краже бриллиантового ожерелья. Представьте себе, она не погибла, мадам де Гаше прожила еще достаточно долго в Старом Крыму и покоится здесь неподалеку на заброшенном церковном кладбище!» Хотя мне где-то уже попадалась на глаза такая версия, тем не менее ее рассказ поначалу показался старческим бредом. Хозяйка лишь хитро улыбнулась и произнесла: «Не сомневайтесь, завтра утром я вас отведу на ее могилу…» До рассвета я перебирала в памяти все, что мне было известно об этой трагической главе в истории Франции.

Летом 1786 года в Париже состоялось сенсационное судебное разбирательство, в котором оказались замешаны не только королева Франции Мария-Антуанетта, но и страсбургский кардинал Луи де Роган, а также знаменитый маг Калиостро (под именем которого скрывался итальянский авантюрист Джузеппе Бальзамо) и группа мошенников во главе с графиней Жанной де ла Мотт. Обвинение, предъявленное лицам, оказавшимся на скамье подсудимых, сводилось к следующему. Случилось так, что накануне преступления французские ювелиры Бемер и Бассани безуспешно пытались убедить Марию-Антуанетту купить ожерелье, изготовленное ими для мадам Дюбари – фаворитки Людовика XV (свекра королевы), скоропостижно скончавшегося до того, как фантастическое украшение было готово. Ювелиры ломали голову, кому же теперь сбыть дорогое бриллиантовое ожерелье, и здесь на авансцену выходит дальняя родственница королевской династии. Жанна де ла Мотт, выступая посредницей между королевой и продавцами, крадет драгоценную вещь. Во всяком случае, с того момента, как ожерелье перекочевало в руки авантюристки, его больше никто никогда не видел…

И на этом можно было бы поставить точку, «афера века» благополучно завершилась. Однако Жанна не рассчитала одного – она слишком понадеялась, что королевский двор решится раздуть скандал, в котором замешана сама королева. Увы, но она недооценила и ярости короля. По его личному распоряжению все участники преступления были схвачены, но при всем том, что была доказана виновность каждого, осудили только Жанну де ла Мотт. В 1786 году на помосте в центре Парижа ей раскаленным железом выжгли на плече позорное клеймо – лилию, и пожизненно заточили в Бастилию. Спустя год графиня непостижимым образом бежала из неприступной тюрьмы и через некоторое время объявилась в Англии, где в припадке умопомешательства в 1791 году якобы покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна гостиничного номера. Так, по крайней мере, звучит основная версия ее смерти. Но действительно ли Жанна погибла, или это был очередной ее трюк, до сих пор доподлинно неизвестно (как неизвестно, была ли причастна к этому преступлению королева). По сути дела, скандальный процесс с ожерельем привел к краху королевской монархии и завершился Великой Французской революцией. В 1793 году Людовик XVI и Мария-Антуанетта были казнены.

Эта история, безусловно, достойна пера великого романиста и никоим образом не должна была привязываться к моему крымскому отдыху. У меня в голове не укладывалось, какое отношение имеет похитительница бриллиантов к России, а уж тем более к Крыму? Итак, с первыми лучами солнца мы с хозяйкой отправились в путь. То, что осталось от старого кладбища, выглядело очень печально, и лишь покосившиеся массивные надгробия напоминали о былом величии. Из земли, сплошь заросшей крапивой и бурьяном, кое-где выглядывали плиты с истертыми следами надписей. Время и морские ветры сделали их практически неразличимыми, но у некоторых могил под слоем мха угадывались имена и даты смерти. «Вот здесь покоится графиня де Гаше!» – указала мне на одну из плит моя проводница. Я с трудом смогла прочитать цифры – 1826 год, все остальное, при всем уважении к старушке, можно было только нафантазировать. Тем не менее, прикоснувшись к вековой поверхности камня, я реально представила себе заклейменную авантюристку, которая вынуждена была скитаться по этим местам, таким далеким от Франции! Потом мы долго сидели на склоне оврага, над которым грозно возвышались почерневшие кресты, и моя хозяйка продолжила свой рассказ.

«… Легенда о Жанне была своего рода нашим семейным архивом и передавалась из уст в уста на протяжении почти двух веков. В 1810 – 1820 году (точной даты старушка не помнила) в окрестностях Ялты объявилась таинственная незнакомка. Вот как описывала ее внешность прабабушка хозяйки: «Это была француженка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном рединготе. Седые волосы ее были покрыты черным беретом с перьями. Лицо приятное, с живыми глазами…». Многие перешептывались о ее странностях, намекали, что в ее судьбе есть что-то таинственное. Она это знала и молчала, не отрицая и не подтверждая догадок. Незнакомка назвалась графиней Гаше, но все были абсолютно уверены, что эмигрантка скрывает свою истинную фамилию. Иногда она рассказывала о дворе Людовика XVI в таких деталях, о которых мог говорить только очевидец. Также поговаривали, что таинственной графине Гаше оказал внимание сам император Александр I (1777 – 1825).

Любопытство к этой женщине усиливали слухи о том, что она никогда не раздевалась в присутствии служанки и по ночам, закрывшись в комнате на ключ, рылась в какой-то шкатулке. Жила графиня Гаше тихо, в скромном домике, стараясь не привлекать к себе внимания, и так же тихо скончалась в 1826 году в возрасте 69 лет. Накануне смерти графиня якобы разобрала свои бумаги, часть из которых, по свидетельству той же служанки, бросила в огонь. Слух о том, что перед кончиной она будто бы бредила бриллиантами и рассматривала драгоценности, также исходил от ее служанки, как и рассказ о том, что графиня распорядилась не обмывать ее и похоронить, не раздевая, в чем была. Однако предсмертную просьбу графини не выполнили и при обмывании обнаружили след клейма… По решению местных властей, в связи с отсутствием католического священника, она была похоронена русским православным и армянским грегорианским священниками на церковном кладбище.

Как только в Санкт-Петербурге стало известно о смерти графини, в Старом Крыму поднялся невероятный шум. Почти сразу в Крым примчался нарочный с предписанием от начальника штаба Его Величества барона И. И. Дибича, по высочайшему повелению которого надлежало изъять из вещей покойной графини темно-синюю шкатулку. В те дни и раскрылась тайна загадочной француженки. Губернатор Тавриды, присутствовавший при обыске, признался, что ему было поручено наблюдать за этой женщиной и что она действительно была графиней Жанной де ла Мотт-Валуа, приплывшей в Россию на корабле с потоком эмигрантов. Что касается фамилии де Гаше, то она взяла ее, выйдя замуж вторично где-то в Англии или в Италии. Поиски велись долго. Шкатулку нашли, но она была пуста. Так закончилась одиссея графини де ла Мотт…» – завершила свое повествование старушка.

Больше моя спутница не проронила ни единого слова, и мы в полном молчании вернулись домой. Все оставшиеся от отпуска дни я бродила по берегу моря и размышляла над тем, что же могло храниться в этой шкатулке. Быть может, в ней находились бумаги, проливающие свет на дворцовую интригу, в которой были замешаны первые лица Франции? А может быть, в шкатулке все-таки лежало похищенное бриллиантовое ожерелье?

Света Блаус, Русская Германия

You may also like...