“Сказал: никто на тебе не женится после этого. и изнасиловал”. Почему в Грузии продолжают похищать девушек
Published
В Грузии похищение женщин с целью женитьбы – уголовное преступление, за которое грозит от двух до четырех лет лишения свободы. Но ежегодно здесь десятки девушек, большинство из которых школьницы, становятся жертвами похищений. Самая сложная ситуация – в Квемо Картли, где проживает большая азербайджанская диаспора.
“Все произошло очень быстро: подъехала машина, несколько парней вышли из нее и затащили меня внутрь. Я кричала, сопротивлялась, но никого не было рядом, чтобы мне помочь”, – вспоминает Лейла. Во время похищения ей было 16 лет, она жила в грузинском регионе Квемо-Картли.
Лейлу отвезли в дом одного из друзей похитителя: “Я говорила, что не выйду замуж. На что он сказал, что никто не женится на мне после этого. И изнасиловал”.
Утром, пока насильник спал, она сбежала: “Я думала, что родители меня поймут и ни за что на свете не заставят выйти замуж за этого ужасного человека, ведь он сотворил такое с их дочерью”. Три дня Лейла просила родителей не возвращать ее похитителю, но они посчитали, что будет лучше, если “опозоренная дочь” выйдет замуж.
Лейле пришлось бросить школу. Муж часто избивал ее, и через полгода после свадьбы она все-таки решилась уйти: “Я опять убежала домой и пригрозила родителям, что если они меня еще раз заставят вернуться к нему, то я покончу с собой”.
СТАРЕЙШИНЫ ПРОТИВ ЗАКОНА
В Грузии похищение женщин с целью женитьбы – уголовное преступление. Но только в том случае, если сама похищенная девушка или ее родные обратятся в полицию. Как правило, стороны решают вопрос самостоятельно: девушка либо вынуждена выйти замуж, либо ее возвращают домой.
Ежегодно в Грузии десятки девушек, большинство из которых школьницы, становятся жертвами похищений, отмечают правозащитники. Самая сложная ситуация – в Квемо Картли, где проживает большая азербайджанская диаспора. Старейшины, которые имеют большое влияние на местную общину, часто становятся на сторону похитителя и убеждают родителей девочки не обращаться в полицию. Впоследствии эти девушки часто становятся жертвами домашнего насилия.
“Два года назад 12-летняя девочка была похищена со школьного двора. Ее учитель попросил меня о помощи, – рассказывает правозащитница Нона Самхарадзе, которая с 2007 года работает в Квемо Картли. – Я привлекла к делу многие организации и аппарат народного защитника. Мы общались с членами семьи девочки, они говорили, что их дочь не знала похитителя и не хотела замуж.
Родители категорически были против замужества. Но все изменилось, когда старейшины общины начали уговаривать их не сажать парня в тюрьму. Когда полиция на третий день нашла девочку, старейшины уже успели договориться с ней и ее родителями. Впоследствии девочка сказала, что ее никто не похищал, а они специально разыграли сцену, чтобы им разрешили пожениться. Конечно, это было неправдой. Полиция специально тянула время, потому что имела связи с семьей похитителя, а старейшины помогли им решить все”.
“ДАВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВА ОКАЗАЛОСЬ СИЛЬНЕЕ”
Севиль работает учительницей в одном из сел Гардабанской области (регион Квемо-Картли). Она всегда переживает, когда кто-то из ее учениц бросает школу из-за вынужденного брака, поскольку сама чуть не лишилась возможности учиться, когда в 11-м классе ее похитили.
“Мой нынешний муж увидел меня в магазине и через некоторое время похитил. Родители сразу же вернули меня обратно и написали заявление в полицию, но давление общества оказалось сильнее. Мне пришлось выйти за него замуж и забрать заявление обратно”, – рассказывает Севиль. Она согласилась на брак, поскольку “родителям было очень сложно выслушивать, что их дочь – позор семьи”. Также она поставила условие, что ей позволят поступить в университет и работать.
Сначала похитителя Севиль арестовали, но после того как родители забрали заявление – отпустили. Но несмотря на это, свекровь постоянно упрекает Севиль в том, что она “посадила ее сына, а ведь могла сразу согласиться на брак”: “Мне приходится слушать эти упреки, как будто я не имела права сделать то, что полагается по закону”.
“ПРИШЕЛ ПОСМОТРЕТЬ НА СТАРШЕКЛАССНИЦ”
“Если бы родители меня не забрали, я бы точно покончила жизнь самоубийством”, – говорит Зарина, которую в 17 лет похитил незнакомый ей мужчина.
“Мой похититель пришел во двор школы посмотреть на старшеклассниц, чтобы выбрать себе невесту. Его не было в нашей деревне несколько лет, поэтому он никого не знал из девочек-подростков”, – вспоминает Зарина.
“Он похитил меня через несколько дней после того, как пришел во двор школы. Но ответа, которого ожидал, не получил. Думая, что я соглашусь, он меня неоднократно насиловал”, – рассказывает Зарина.
Родители не соглашались на брак и подали заявление в полицию, однако найти дочь не удавалось. В доме похитителя Зарину удерживали три месяца: “Мне было невыносимо даже видеть его. Я знала, что лучше умру, чем буду жить с ним”.
Когда семья похитителя поняла, что девушка не согласится на брак, то решила устроить встречу с родителями похищенной. И лишь после того, как Зарина снова подтвердила, что не выйдет замуж, родители смогли забрать ее домой.
Похитителя арестовали, а соседи стали осуждать родителей Зарины, что те не забрали заявление из полиции.
“ПОЛИЦЕЙСКИЕ ЧАСТО В СГОВОРЕ”
Правозищитница Нона Самхарадзе считает, что похищения продолжаются, потому что многие продолжают считать это традицией, а не преступлением.
“Чтобы устранить эту проблему, нужные жесткие меры. Полицейские часто в сговоре с похитителями, которым впоследствии удается избежать наказания. А старейшины и лидеры общины являются авторитетами как для правохранительных органов, так и для власти, которые не борются с этим преступлением. А люди продолжают считать девушку, которую похитили, “опороченной” из-за того, что она провела ночь с мужчиной, который не является ей мужем”, – говорит Самхарадзе.
Каждая седьмая женщина в Грузии испытывала на себе семейное насилие, показывают результаты исследования, проведенного организацией “ООН-женщины” совместно с Национальной службой статистики Грузии и ЕС. При этом почти четверть женщин (22%) и треть мужчин (31%) в некоторых случаях готовы найти оправдание для мужа, избившего жену. 23% женщин и 42% мужчин считают, что жена должна подчиняться мужу даже тогда, когда она с ним не согласна.
Похищение невесты – практика насильственной женитьбы, которая существовала, в частности, на Кавказе, в Кыргызстане и на юге Казахстана. Раньше это считалось традицией, но теперь – уголовное преступление. Во времена СССР похищение невесты было внесено в статью УК “Преступления, составляющие пережитки местных обычаев”, что предусматривало до двух лет лишения свободы. Сейчас в Грузии похищение женщины с целью женитьбы – уголовное преступление, за которое грозит от двух до четырех лет лишения свободы, а в случае похищения несовершеннолетней – от восьми до двенадцати лет.