Матрица в кармане: как госчиновники «отмывают» деньги на информатизации

За последние пять лет Украина потратила на IT-нужды госструктур 2 млрд грн. Судя по итогам, львиная доля этих денег осела в карманах чиновников и «дружественных» лиц благодаря использованию в схемах информатизации непрозрачных процедур и участию «карманных» компаний.

«Заявку на поступление в польский университет я отсылала через интернет, и такая схема абсолютно несопоставима с очередями и неудобными правилами работы украинских вузов», — говорит Екатерина Прищепа, студентка Варшавского университета. В Великобритании и ряде других развитых держав налоговая отчетность сдается по сети интернет. Процедура занимает пару секунд, а информация о том, что налогоплательщик выполнил свой долг перед государством, размещается на сайте. Упрощение и ускорение диалога между гражданином и госуправленцами происходит благодаря повсеместному внедрению информационных технологий в госструктурах. Везде, но только не в Украине.

Хаос точной науки

Украинские власти с 2004 г. на разработку IT-систем и ПО для госорганов уже потратили свыше 2 млрд грн. (см. «Бюджетные средства…»). Сколько же было потрачено на аналогичные цели до 2004-го — сказать сложно, т. к. до того момента отдельной строкой соответствующие расходы в госбюджете не выделялись. Чиновники Госкомитета по информатизации не смогли ответить журналистам «ВД», сколько средств тратится на IT для власти.

На первый взгляд, вливания из бюджета приносят свои плоды. «Некоторые госорганы достаточно активно развивают собственные информационные структуры. Хоть эти проекты и нельзя считать эталонными, часть IT-сервисов уже работает: системы приема налоговой отчетности в электронном формате», — отмечает Геннадий Карпов, директор по технологиям IT-компании De Novo.

На самом же деле польза от таких новаций иногда весьма условна. К примеру, внедрение электронной отчетности по уплате НДС в Украине упростила жизнь фискалам, но отнюдь не налогоплательщикам. «Налогоплательщик обязан вместе с электронной формой подавать и бумажную! В местных органах ГНАУ украинцы сталкиваются с несусветными очередями и вопиющим человеческим фактором. Инспектор во время приема отчетности может проверять вводные требования, о которых сам налогоплательщик ничего не знает. Тебя начинают буквально пытать», — возмущается Леонид Рубаненко, глава Союза налоговых консультантов.

В итоге коррупции меньше не стало. А ведь система как раз и была задумана для того, чтобы свести влияние человеческого фактора к минимуму. Именно так поступили в России. «На входе в налоговую плательщик использует терминал, выдающий ему чек с указанием номера. На табло появляется номер инспектора, соответствующий номеру чека. При этом не надо налаживать коррупционные связи со своим инспектором — неизвестно, к кому вы попадете в следующий раз», — поясняет Ярослав Ломакин, управляющий партнер компании DLL Top Consulting.

В России информационные технологии для государственных структур создаются как международными компаниями уровня Microsoft, IBM, Oracle, Adobe и т. д., так и российскими специалистами, но на платформах иностранных разработчиков. В Украине же пытаются изобрести велосипед: каждое ведомство руководствуется своими целями, в результате чего координация информационных систем различных госструктур усложнена.

Большую часть ПО для наших фискалов разрабатывали силами собственного Департамента информационно-аналитического обеспечения ГНАУ. Среди разработчиков ПО для налоговиков также фигурируют такие компании, как Softline, «Бест-Звіт», «Атлас», «Интеллект-Сервис». В 2007-2008 гг. были разработаны такие программы, как система «Конвертационные центры», «Мониторинг реестра плательщиков НДС», «Реестр учета открытых и закрытых банковских счетов налогоплательщиков» и т. д.

В МЧС «ВД» пожаловались на нехватку денег и не смогли указать названия компаний-разработчиков. С 2004 г. для ведомства были разработаны подсистема «Статистика пожаров», web-портал, подсистема мониторинга состояния потенциально опасных объектов и т. п.

Аналогичную картину можно лицезреть и в большинстве других госструктур, увлеченных собственной информатизацией «во благо украинцев». Казначейство и Государственная таможенная служба, к которым обратилась «ВД», вообще не смогли предоставить ответы по итогам реализации программ информатизации.

Лучшие — отстающие

В соответствии с Положением «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства» компании-разработчики программного обеспечения и IT-систем определяются на основании тендеров, которые зачастую проводятся «под заказ». Участие в тендерах может обходиться компаниям в десятки тысяч долларов. На самом мероприятии игроки уровня Oracle могут запросто проиграть малоизвестным местным IT-конторам. Хотя местные умельцы и возьмут в итоге за свои услугу сумму, в несколько раз превышающую расценки международных компаний.

«Тендеры на разработку и внедрение специализированных систем в Украине носят если не адресный, то достаточно закрытый характер. Участники рынка недостаточно информированы о проведении тендеров, что ограничивает доступ госучреждений к новейшим технологиям. По моему мнению, большинство госкомитетов отдают предпочтение узкому кругу привычных постоянных поставщиков программного обеспечения и оборудования», — считает Дмитрий Попинако, генеральный директор Innoware. Среди основных «любимчиков» госведомств стоит упомянуть консорциум «ЕДАПС», компании Softline, «Арт-Мастер» (AM-Soft), «Компьютерные информационные технологии».

Не называя конкретных сумм, международные разработчики заявляют, что скидки при получении госзаказа могут достигать 99%(!). Мол, сам факт сотрудничества с госорганами для разработчиков является больше имиджевым шагом и не сулит больших прибылей (см. блиц-опрос, стр. 22). Но позволим себе утверждать обратное.

«Обычно затраты на разработку программного обеспечения, его сопровождение и покупку лицензионного софта составляют порядка 15-20% средств, направляемых на информатизацию центральных органов исполнительной власти», — говорит Виталий Окнов, заведующий сектором развития программного обеспечения Государственного комитета информатизации. Согласно этой оценке и данным госбюджетов за 2004-2008 гг., на разработку ПО, к примеру, для Минтруда было выделено свыше 26 млн грн., на софт для Секретариата президента — 6 млн грн. Для сравнения: автоматизированные информационные системы управления для крупных коммерческих банков или страховых компаний с филиальной сетью, охватывающей территорию всего государства, обходятся в $0,5-3 млн. Причем это коммерческая цена. Без учета скидок, обещанных власти.

На создание и функционирование Государственной информационной системы регистрационного учета физических лиц и их документооборота было потрачено 188,9 млн грн. «За $30 млн можно было создать общенациональную автоматизированную информационную систему», — убежден Павел Сиделев, директор ООО «Юником Системс».

Время — деньги

«Часто купленные или разработанные для ведомств системы до конца не внедряются, или же их использование потом прекращается. Очень часто одну и ту же систему в госорганах фрагментарно начинают создавать из года в год. При этом каждый новый поставщик программного обеспечения или разработчик чаще игнорирует предыдущие наработки и пытается все внедрить по-новому», — говорит Олег Верцимаха, IT-эксперт компании Astrum Investment Management. Дело в том, что провести тендер и заключить контракт госорган может только во второй половине года. Именно тогда Кабмин окончательно визирует соответствующие статьи бюджетных расходов.

Но договоры госструктур не могут переходить на следующий год. Одна компания может за пару месяцев освоить средства текущего года, проект будет выполнен на «тяп-ляп». На следующий год в тендере появится другой победитель, который начнет разработку с нуля. Да и сами госорганы, похоже, попросту не готовы к автоматизации и упрощению процессов своей работы. Ведь информатизация приведет к серьезному урезанию расходов на содержание бюрократического аппарата. В итоге, не отрицая полезности IT-развития, ведомства охотно осваивают бюджетные деньги, причем часть этих средств просто утекает в карманы чиновников — через завышение стоимости разработки ПО.

Средства на создание пресловутых информационно-аналитических систем выписываются ежегодно. Например, Минтруда получает деньги на создание системы информационно-аналитического обеспечения, т. е. на одни и те же цели, не менее семи лет, Секретариат президента — не менее пяти лет. По мнению «ВД», за это время каждое ведомство уже могло бы обзавестись функционирующей и удобной информационно-аналитической системой. К примеру, автоматизированная информационная система «Общественная приемная Минэкономразвития России» была разработана в течение 2006 г. и введена в эксплуатацию в 2007 г. Кстати, эта система, помимо всего прочего, позволяет гражданину через интернет отслеживать состояние своего обращения или заявки.

Миллионы на автомате

В бюджете-2009 расходы на информатизацию, по сравнению с 2008-м, уменьшены почти в 11 раз — до 46,934 млн грн. (см. «Бюджетные средства…», стр. 21). «Бюджетное финансирование исполнения проектов информатизации госорганов на 2009 год было сокращено в связи с финансовым кризисом», — поясняет Виталий Окнов. Однако в украинских реалиях бюджетное урезание вряд ли нанесет серьезный урон IT-совершенствованию госсферы. Хаотичные выделения средств на разрозненные проекты отдельных органов до сих пор не приносили видимых плодов.

По мнению «ВД», навести порядок в информатизации госаппарата можно, введя общегосударственные стандарты программного обеспечения ведомств и вычеркнув расходы на пересекающиеся и дублирующие друг друга проекты. Следует исключить возможность многократных заказов одного и того же проекта разным компаниям, которые меняются у большинства органов в зависимости от направления «политического ветра». «В Украине отсутствует единая концепция развития информационного пространства. Каждое министерство в лучшем случае руководствуется разработанной сугубо под свои нужды концепцией, которая зачастую реализовывается по остаточному принципу», — говорит Александр Колесник, заместитель директора департамента продаж в государственном секторе ООО «БМС Консалтинг».

Для начала бюрократическую «махину» можно хотя бы автоматизировать, обязав чиновников отвечать на запросы населения через e-mail. По мнению украинских разработчиков, для создания электронного правительства каждого чиновника и каждое госпредприятие следует обеспечить банальной электронной почтой, которая сохраняла бы всю переписку с гражданами и сама выявляла бы просроченные ответы, что прямо говорило бы об эффективности работы того или иного чиновника. Сделать запрос необходимых данных или справки через домашний ПК или интернет-кафе в тысячу раз проще вечером после работы, чем стоя в очереди в ожидании очередной бумажки или ответа.

Свою лепту в решение задач могут внести международные разработчики, такие как Oracle, IBM, Microsoft, Novell, Adobe. Они обладают готовыми решениями для правительственных органов, которые могут адаптироваться к реалиям Украины. Свои программные продукты готовы создавать и создают и наши компании, но, примененные к системам госорганов, они должны быть для начала унифицированы. По словам Павла Сиделева, власть могла бы позволить отечественным открытым группам разработчиков реализовывать проекты уровня электронного правительства при участии ведомства, контролирующего процесс. «Я думаю, масса программистов приняла бы в этом участие просто из любви к родине, пытаясь уменьшить бюрократизм и проволочки», — резюмирует эксперт.

Смотрите на нашем сайте…

Сайты госведомств — отдельная история. «Их идеология носит рекламный характер, вместо того чтобы исполнять справочные, утилитарные функции, ориентированные на простых граждан. Найти там простую и действительно необходимую рядовому гражданину или организации информацию довольно проблематично», — отмечает Степан Слепцов, директор Бюро бизнес-инжиниринга.

Расценкам же на создание web-пространства для отечественных властей может позавидовать любой крупный разработчик. В 2002 г. только на первый этап разработки Единого web-портала КМУ было потрачено 969 тыс. грн., или около $200 тыс. (по курсу 5 грн. за $1). Хотя, по оценкам экспертов, можно было обойтись намного более скромными суммами. «В разработке ПО применяется оценка проектов в человеко-часах. Стоимость такого часа зависит от разных факторов — квалификации специалиста, длительности контракта и т. д.

По нашим оценкам, бюджет создания правительственного портала колеблется между 1500 и 2500 часами», — говорит Алексей Юзефов, директор ООО «Студия Лимон». В конце 2008 г. среднерыночная цена часа работы украинского программиста составляла $40. Получается, что портал www.kmu.gov.ua должен был бы обойтись в $60-100 тыс. Более простые проекты обходятся налогоплательщикам в не менее красивые суммы. Так, в 2008 г. расходы на новый сайт спикера Верховной Рады и обновление существующего парламентского составили 493 тыс. грн.

БЛИЦ-ОПРОС
Каждое госведомство разрабатывает собственные IT на свой лад. И через 10-20 лет Украина может оказаться на задворках Европы

Все потуги отечественной власти на информатизацию своих функций остаются без видимого результата — несмотря на ежегодные миллионные вливания, бюрократическая машина по большей части продолжает работать дедовскими методами. О причинах такого положения дел и путях решения проблемы IT-развития отечественных госструктур «ВД» рассказали Владимир Чайковский, директор по работе с государственными учреждениями компании Microsoft Ukraine, Даниил Ключников, глава представительства Abode Systems Inc. в Украине, и Юрий Пероганич, генеральный директор Ассоциации предпринимателей информационных технологий Украины.

>> В чем специфика работы с украинскими органами власти в сфере IT?

Владимир Чайковский:

Некоторые сложные и непрозрачные процедуры согласования не всегда позволяют ведомствам использовать госденьги на разработку в необходимые для внедрения сроки. Из-за частой смены власти в Украине государству свойственно задерживать оплату или же платить в неполном объеме. Разработчикам проще заключить договор с Европой или США, с людьми, которые цивилизованно выполняют свои договорные обязательства.

Существует проблема защиты прав интеллектуальной собственности. Решения разработчиков могут быть скопированы или «содраны» абсолютно безнаказанно. Уровень компьютерного пиратства в стране составляет 83%, в госведомствах используют 53% нелицензионного ПО. С одной стороны, уже есть ведомства, использующие полностью легальное ПО — например, Нацбанк и Минфин. Но в целом борьба с незаконным использованием чужих разработок ведется вяло. В прошлые годы уровень пиратства падал на 3-4% в год, но в 2008 году этот показатель снизился всего на 1%. Это означает, что органы, которые отвечают за защиту интеллектуальной собственности, со своими задачами не справляются.

Кроме того, не всегда корректно формулируется задача информатизации. Каждое современное государство должно в своей внутренней стратегии делать акцент на здравоохранении, образовании и IT, которые ускоряют развитие и взаимодействие органов власти с обществом. Например, регистрация новой компании в развитых державах занимает примерно один день. При этом человек взаимодействует напрямую лишь с одним ведомством, которое благодаря ПО собирает необходимую информацию от остальных учреждений. В Украине этот срок составляет месяц, причем гражданин вынужден тратить время на простаивание в очередях в различных органах, вместо того чтобы заниматься чем-то продуктивным. Другой пример — видеоконференции, которые все чаще проводят госведомства в Европе и США. Представьте, сколько времени и средств на командировки можно сэкономить! В Украине же все делается наоборот.

Юрий Пероганич:

При организации и исполнении проектов информатизации существует одна серьезная болезнь, которая приобрела хронический характер. Перечень проектов Нацпрограммы информатизации, госзаказчиков и объем финансирования на текущий год принимается Кабмином за несколько месяцев до окончания года. Например, в 2007 году Перечень проектов принят в сентябре, в 2008-м — в августе. От принятия Перечня до выделения реальных денег проходит еще пару месяцев. В итоге на проведение тендеров и исполнение договоров остаются считаные дни. Проекты принимаются в спешке, у заказчика подчас попросту нет времени проверить полноту и качество исполнения работ.

Сама Нацпрограмма слабо влияет на развитие IT в Украине и на информатизацию госорганов. Потому что ежегодные заявки на финансирование НПИ составляют 150-180 млн грн., и из массы проектов надо выбрать всего несколько, среди которых будет разделен бюджет в сумме около 10 млн грн. Тут не может не сработать субъективный фактор.

Нет порядка и в самом подходе госорганов к информатизации. Каждое министерство и ведомство разрабатывает собственные информационно-аналитические системы на свой лад. Эти системы плохо стыкуются между собой — со всеми вытекающими последствиями.

>> Какие сценарии решения этих проблем вы видите?

Владимир Чайковский:

В ноябре прошлого года состоялось совещание СНБОУ, на котором президент озвучил страшные цифры. Украина — донор интеллектуальных ресурсов всего мира. За 10 лет из страны уехали 154 доктора наук, 550 кандидатов — это то, что известно. Пройдет 10-20 лет, и Украина может оказаться на задворках мира. Китайцы доучатся делать сталь более дешево и эффективно, другие страны поднимут свое сельское хозяйство.

Будущее Украины — за интеллектуальным потенциалом. Пока что у нас осталось отличное образование, которое следует развивать. Украина может стать страной, которая будет создавать интеллектуальный продукт. Сейчас Украина производит интеллектуальной продукции на 15 млрд грн., тогда как потенциал государства составляет не менее 200 млрд грн. Для достижения этого следует усилить защиту прав интеллектуальной собственности и стимулировать информационные технологии как отрасль промышленности, которая будет приносить деньги в ВВП и станет катализатором развития государства. Важным является отношение людей, которые стоят у руля государственных организаций: есть ли у них желание улучшить работу своего ведомства, готовы ли они пересматривать свою организацию, способны ли подготовить своих людей?

Даниил Ключников:

С позиции международных разработчиков одной из ключевых проблем является легализация ПО в органах госвласти. У большинства правообладателей диалог с государством ведется не первый год. Большинство компаний готовы предоставить существенные скидки на ПО и решения при условии полной легализации. Подписаны договоры о намерениях, по информации государства, проведена инвентаризация имеющегося ПО. Открытыми остаются вопросы об обоюдном понимании объемов, утверждении бюджетной строки и формировании взаимовыгодного ценового предложения.

Юрий Пероганич:

Считаю своевременным создание мощного министерства по вопросам информационного общества и медиа, которое объединило бы под одной крышей Госкоминформатизации, Госкомтелерадио, администрацию Госсвязи и Управление радиоэлектронной промышленности и приборостроения Минпромполитики. Это также соответствовало бы опыту Евросоюза. Там в составе Еврокомиссии уже много лет демонстрирует свою эффективность Генеральный директорат по вопросам информационного общества и медиа. Положительную роль должен сыграть недавно созданный при Кабмине Межотраслевой совет по вопросам развития информационного общества.

Маргарита Ормоцадзе, Власть денег

 

You may also like...