Быть ли накопительной пенсионной системе в Украине?

Сегодня Украина еще на шаг приблизилась к полноценному введению накопительной пенсионной системы – как ранее заявляло правительство, ее второй этап может быть запущен уже в 2014 г. Однако готова ли экономика Украины к этому? Ведь как известно, для того, чтобы продолжить политику реформы, нужно ликвидировать дефицит денежных средств в Пенсионном фонде, который по состоянию на октябрь 2013 г. составлял 23 млрд грн.

 

По этому поводу возникает немало дискуссий. Кто-то уверен, что нашей стране еще рано переходить на новый уровень, кто-то опасается, что с принятием нового закона, который нельзя будет оспорить, украинцев станут переводить на НПО в принудительном порядке. Сколько людей, столько и мнений. Но давайте попробуем разобраться, что же на самом деле представляет собой накопительная пенсионная система, и какие плюсы и минусы может принести нашим соотечественникам ее внедрение.

3-уровневая пенсионная система

Все началось с вступления 1 октября 2012 г. в силу Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее – Закон №3668-IV). Им и определены основы 3-уровневой пенсионной системы.

Первый ее уровень известен как солидарная система. Он базируется на началах солидарности и субсидирования и предусматривает выплату пенсий и предоставление социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда Украины. Именно из этих средств начисляются пенсии гражданам, на их основании устанавливается минимальный уровень выплат пенсионерам.

Второй уровень – это и есть накопительная система пенсионного страхования. Суть ее в том, что часть взносов в пенсионной системе будет накапливаться в едином Накопительном фонде и учитываться на индивидуальных накопительных пенсионных счетах граждан, для которых и будут уплачиваться данные взносы.

Итоговый третий уровень – это система негосударственного пенсионного обеспечения, основанная на добровольных началах участия граждан и работодателей, которые объединяются для формирования пенсионных накоплений. Основная его цель – получение гражданами пенсионных выплат, предусмотренных законодательством о негосударственном пенсионном обеспечении.

Что же мы получим после введения третьего уровня? Как известно, это может увеличить общий размер выплат благодаря получению инвестиционного дохода. Также это создаст зависимость размера пенсии от трудового вклада лица. Из этого следует усиление заинтересованности граждан и работодателей в уплате пенсионных взносов. Тем более, что такая система позволит передавать средства, которые находятся на индивидуальном пенсионном счету, наследникам владельца этого счета. И при этом страна получит мощный источник инвестиционных ресурсов для роста национальной экономики.

Пенсионный возраст и страховой стаж

С 1 октября 2011 г. для женщин пенсионный возраст начали постепенно увеличивать. За десять лет он вырастет с прежних 55 до 60 лет. Происходить это будет постепенно: время выхода на пенсию каждые полгода отсрочивается на 6 месяцев. И с 2021-го женщины будут уходить на заслуженный отдых одновременно с мужчинами – в 60 лет. При этом закон предусматривает ряд льгот для тех, кто добровольно выйдет на пенсию позже предусмотренного срока.

Во-первых, женщинам, родившимся по 31 декабря 1961 г., которые почувствуют на себе все тяготы переходного периода, будет выплачиваться надбавка в размере 2,5% основного размера пенсии за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию – с 55 до 60 лет.

Во-вторых, чтобы смягчить все последствия переходного периода, до 1 января 2015 г. женщинам оставили возможность выходить на пенсию в 55 лет. Но только при наличии трудового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы. При этом размер пенсии уменьшается на 0,5% за каждый полный или неполный месяц досрочного выхода на заслуженный отдых.

Всем, кто продолжит работать после наступления пенсионного возраста и будет получать пенсию с более позднего возраста, с учетом страхового стажа на день обращения начисления будут повышаться:

  • на 0,5% за каждый целый месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию до 60 месяцев;

  • на 0,75% за каждый целый месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Установлен Законом и минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту – 15 лет. Если страховой стаж меньше, претендовать на пенсионные выплаты человек не может. Плюс изменилась продолжительность специального страхового стажа, дающего право на пенсию, к примеру, для военнослужащих. В данном случае предусмотрено постепенное увеличение выслуги с 20 до 25 лет, которое будет продолжаться до 2020 г.

Выплата пенсий в негосударственных организациях

Сейчас люди все чаще ищут альтернативу подобному будущему, а страховые компании и негосударственные пенсионные фонды активно предлагают пенсионное обеспечение на самых разнообразных условиях.

В соответствии с Законом «О негосударственном пенсионном обеспечении», могут осуществляться такие виды пенсионных выплат, как пенсия на определенный срок и одноразовые пенсионные выплаты. В первом случае речь идет о выплатах, которые по желанию имеющего на них право участника пенсионного фонда осуществляются периодически в течение определенного срока.

Одноразовые же пенсионные выплаты осуществляются по требованию участника пенсионного фонда в случае заболевания или наступления инвалидности, когда сумма на счету не достигает минимального размера пенсионных накоплений, установленного действующим законодательством, а также при выезде участника пенсионного фонда на постоянное место жительства за пределы Украины.

Как известно, в Европе люди давно привыкли к пенсионной системе подобного типа. Они заключают договора о пенсионном обеспечении как с государственными пенсионными фондами, так и с частными организациями, причем в случае обращения ко вторым могут самостоятельно выбирать размер ежемесячного платежа на определенный срок. Страховые компании могут оформить страхование жизни с пожизненными пенсионными выплатами.Причем условия предлагаются самые разные. К примеру, минимальный срок договора может быть 7 лет, минимальная ежемесячная сумма платежа – любая, а на сбережения может начисляться минимум 15% годовых.

На сегодняшний день стоимость активов пенсионных фондов в США достигает $10 млрд. В развитых странах Западной Европы ситуация похожа. Да и многие государственные пенсионные фонды по стоимости активов входят в число мировых лидеров.

Наши же сограждане, как известно, боятся нестабильности: кто даст гарантию, что частная страховая компания, с которой человек заключит договор о пенсионном обеспечении, через 15 лет не обанкротится?

Прогнозы на будущее

Существует множество мнений о внедрении второго этапа накопительной пенсионной системы. Некоторые эксперты считают, что этого никогда не произойдет, так как для запуска второго этапа Украина должна закрыть долги в бюджете Пенсионного фонда, а это случится нескоро. Другие же находят в этом положительный момент для экономики – если, дескать, и дальше держать курс на эту систему, Украина рано или поздно восполнит недостаток средств в Пенсионном фонде, что хорошо отразиться на ее экономике.

Вполне возможен вариант, что накопительная пенсионная система в нашей стране никогда не будет введена или же стартует только тогда, когда уже рухнет на Западе. И немаловажным доводом с пользу такого варианта может служить тот факт, что пенсионные фонды не всегда достаточно надежно вкладывают деньги – это могут быть ипотечные облигации, государственные обязательства и т. д. Яркий тому пример – банкротство Детройта (США), когда 220 тыс. пенсионеров и коммунальных служащих были лишены своих пенсий.

Впрочем, делать выводы о том, быть или не быть негосударственному пенсионному обеспечению в Украине, можно будет только после полноценного внедрения второго этапа накопительной пенсионной системы.

Автор:  Кристина Левчук, «Судебно-юридическая газета»

 

Читайте также: